ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кротовская Людмила Ивановна,

практический психолог,

общеобразовательная школа № 48, г. Мариуполь

Наше сложное время отмечено широким спектром конфликтов между людьми, социальными группами, государствами. Постоянно нагнетаемые конфликты имеют глобальное измерение, они превращают мир устойчивого развития и уважения моральных норм в мир войн и хаоса. Одним из важнейших путей разжигания войн в современном обществе является создание так называемого «конфликта поколений», маскирующего внедряемый извне конфликт идеологий.

Межличностные конфликты занимают значительное место в межличностных отношениях [4]. В литературе имеется ряд определений конфликта: сложное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; наиболее острый способ устранения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия; противодействие субъектов (сторон) конфликта, обычно сопровождающееся негативными эмоциями [1].

Решающее значение для развития конфликтов играют стратегии поведения его участников: борьба (конкуренция, соперничество); избегание (игнорирование); уступки (приспособление); сотрудничество (кооперация, интеграция); компромисс [5]. Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно разрешать конфликты является важным показателем развития личности [2].

Особенно конфликтным является подростковый период с его переходным характером, перестройкой отношения к самому себе, к окружающим и к миру в целом. В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности, меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные установки. В организме происходит перестройка, часто обуславливающая неуравновешенность и раздражительность подростка. Подросток пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя [6; 7].

«Подросток хочет почувствовать себя взрослым, но нуждается в родительской поддержке и защите. Родители, желая видеть своего подростка взрослым, бояться потерять «ребенка» и всячески пытаются сохранить ее зависимость от себя. Эта обоюдная двойственность в отношениях и приводит к конфликту «отцы и дети» [4, с.417].

Когда «выигрывает только родитель», родители «побеждают» ребенка, ломают его сопротивление. Тем самым они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». В семьях, где применяются авторитарные методы, дети быстро учатся делать то же самое.

Когда же «выигрывает только ребенок», родители либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». Дети растут эгоистами, не приучены к порядку, не умеющими себя организовать. Это не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но вне семьи они испытывают большие трудности. У родителей накапливается недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и брошенными, не могут простить себе мягкотелость и неразделенную самоотдачу [6].

Конфликты подростков с родителями выступают постоянным источником напряжения и стресса. Это влияет на состояние здоровья, продуктивность обучения и труда, снижение уровня социокультурных отношений между поколениями, увеличение конфликтности в обществе в целом, что делает данную тему остро актуальной.

Цель работы - уточнение взаимосвязей показателей конфликтности и закономерностей детско-родительских конфликтов старшеклассников.

Экспериментальная часть работы проведена на базе общеобразовательной школы № 48 г. Мариуполя. В опросе приняли участие 222 респондента: ученики двух 9, двух 10 и двух 11 классов (всего 111 учащихся, 45% юношей и 55% девушек) и их родители.

Использовали опрос родителей учащихся с помощью разработанной анкеты детско-родительских конфликтов; опрос старшеклассников с помощью разработанной анкеты детско-родительских конфликтов; тест выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Н. Томаса [4, с.473; 5, с.470]. В основу разработанных анкет положили перечень причин детско-родительских конфликтов из социологического исследования [3], дополненный и скорректированный, исходя из собственного опыта работы со школьниками и их родителями. Кроме того, проводили беседы со старшеклассниками и их родителями, а также наблюдение классной и внекласной школьной деятельности старшеклассников.

Статистическую обработку результатов исследования осуществляли с помощью электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и программного пакета Statistica 12.7 в операционной системе Windows 8.1.

Корреляционным анализом результатов исследования получено 496 значений коэффициентов парной линейной корреляции К. Пирсона (табл. 1). Ниже рассмотрены лишь связи с вероятностью значимости не ниже 0,99.

Частота детско-родительских конфликтов (по оценке родителей) связана с конфликтной наследственностью в семье, конфликтами в семьях дедушек и бабушек (0,390), очень сильно - с ростом конфликтности от поколения к поколению (0,715) и с признанием родителями неизбежности детско-родительских конфликтов (0,259).

Эти данные говорят о том, что конфликтность является в значительной мере наследуемой чертой личности - это теснейшая из корреляций, зафиксированных в данном исследовании. Здесь термин «наследование» означает не генный механизм передачи черт личности от родителей ребенку, а механизмы воспитания, подражания родителям, идентификации ребенка с родителями. Ключевой особенностью этого механизма является трансляция личностных установок относительно конфликтов от родителей детям.

Таблица 1

Фрагмент корреляционной матрицы показателей конфликтности и личностных качеств старшеклассников (6 классов с 9 по 11, 111 учащихся, 32 показателя, * - обозначены коэффициенты парной линейной корреляции К. Пирсона, значимые с вероятностью более 0,99)

Показатель кон-фликтности и личностных ка-честв учащегося

Коэффициенты парной линейной корреляции с показателями

Класс учаще-гося

Возраст учаще-гося

Рост учаще-гося

Полнотаучаще-гося

Длина волос

Успева-емость

Конф-ликт-ность

Пол учащегося

0,084

0,110

-0,141

0,048

0,805*

0,371*

-0,112

Класс учащегося

0,860*

0,181

0,263*

0,019

0,202

-0,120

Возраст

0,158

0,219

0,016

0,134

-0,119

Рост учащегося

0,179

-0,086

0,045

0,021

Полнота


-0,095

-0,205

0,315*

Длина волос


0,377*

-0,133

Успеваемость


-0,395*

О доминировании именно этого механизма наследования конфликтности говорит связь частоты детско-родительских конфликтов с установками родителей: в конфликтных семьях родители в большей степени считают детско-родительские конфликты неотъемлемой частью детско-родительских отношений. В свое время на вопрос о генном механизме наследования З. Фрейд ответил, что мать имеет гораздо более простое средство передачи ребенку особенностей своей личности. «Почти все исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков» [7, с.321].

Рост конфликтности от поколения к поколению, от родителей к детям коррелирует с конфликтной наследственностью (-0,365). Таким образом, уровень конфликтности детско-родительских отношений оказывается связанным не столько с уровнем конфликтности таких отношений в предыдущем поколении, сколько с «включением», актуализацией, инициированием, поддержкой механизма деструктивного наследования конфликтности, когда в каждом следующем поколении в семье конфликтность нарастает и усиливается.

Непризнание, отрицание родителями факта негативного влияния конфликтов на ребенка связано с их непризнанием, отрицанием факта наследования ребенком поведения в конфликте (0,264) и с их признанием обусловленности результатов конфликта, факта заблаговременного «назначения» победителя в конфликте (-0,301). Здесь очевидно возникновения определенной комплексной деструктивной, внешне «открытой» установки родителей: «негативное влияние конфликтов с родителями ребенка отсутствует», «подражания ребенком поведения родителей в конфликте отсутствует» и «результаты конфликта заранее неизвестны, может быть всякое, бывает по-разному».

Конфликтность по оценке психолога имеет значимую корреляцию с самооценкой учеником собственной конфликтности в целом (0,351). Здесь можно указать, что самооценки собственной конфликтности подростками положительно коррелируют с ее оценками психологом-профессионалом, хотя и недостаточно сильно. Таким образом, в целом старшеклассники достаточно объективно оценивают собственную конфликтность.

Самооценка старшеклассником частоты своих конфликтов с родителями связана с самооценкой собственной конфликтности в целом (0,337). Это говорит о важной роли детско-родительских конфликтов для структуры и стереотипов конфликтов подростка вообще. Детско-родительские конфликты могут выступать для ребенка источником образцов отношения к конфликту и поведения в конфликте для широкого спектра его конфликтов в различных жизненных ситуациях. Отсюда принципиальная важность рассматриваемой темы в развитии личности подростка.

Самооценка ребенком эмоциональной непродуктивности конфликтов, деструктивности эмоциональной реакции на конфликт связана с пассивностью, реактивностью позиции подростка (0,686). Таким образом, для эмоционального здоровья подростка полезно занятие им активной позиции в конфликте, что часто противоречит установкам родителей, желающих иметь «против себя» более пассивного участника конфликта. Чем жестче позиция родителей в конфликте, тем менее интеллектуально продуктивен этот конфликт.

Пренебрежение родителями своими интересами и интересами ребенка в конфликте сильно коррелирует (0,612). Пожалуй, это не столько результат сбалансированной стратегии поведения родителей в конфликте, сколько желание респондентов «хорошо выглядеть», «не потерять лицо», «сделать хорошую мину при плохой игре», отражение в ответах на вопрос анкеты стремление респондентов описывают свое поведение как социально допустимой и социально желательное.

Конфликтная наследственность в семье связана с пренебрежением родителями своими интересами в конфликте (0,271). Это может быть объяснено как стремление родителей идти навстречу интересам ребенка, помня собственный горький опыт детских конфликтов со своими родителями. Таким образом, подтверждается высказанное выше положение, что возможно получение индивидом опыта двоякого рода из своих детских конфликтов с родителями: как негативного - наследования и усиления детско-родительской конфликтности, так и позитивного - противостояние родительским стереотипам детско-родительских конфликтов, поиск других путей выхода из конфликта. В нашем исследовании выявлены обе эти возможные пути развития подростка.

Самооценка учеником интеллектуальной непродуктивности конфликтов связана с неуступчивостью, жесткостью позиции его родителей в конфликтах с (0,261). Таким образом, чем жестче позиция родителей в конфликте, тем менее интеллектуально продуктивен этот конфликт в глазах ребенка (добавим: и в глазах психолога тоже).

Конфликтность ученика по оценке психолога имеет корреляцию с полнотой тела ученика (0,316). Видимо, избыточный вес в значительной степени снижает самооценку, нарушает систему отношений ученика, приводит к конфликтам с окружающими, прежде всего со сверстниками, а затем и со взрослыми.

По мере взросления учащихся от класса к классу полнота тела значимо возрастает (0,263). У старшеклассников избыточный вес, излишняя полнота встречаются чаще, чем у учащихся средних классов. Это результат манипулятивного воздействия рекламы, распространения среди учащихся «модного» фастфуда и другой нездоровой пищи. «Как никогда, огромное число подростков страдает ожирением», пишет американский учебник [7, с.160].

Выводы:

- детско-родительские конфликты играют важную роль в формировании структуры и стереотипов конфликтов индивида;

- конфликтность является в значительной степени унаследованной чертой личности, причем механизмом наследования является процесс воспитания, подражания родителям, идентификации ребенка с родителями.

Список литературы

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.

  2. Богданов Е. И., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. - Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002. - 212 с.

  3. Борисова Л., Звягинцев В. Частный случай конфликта поколений: Подросток и его отношения с родителями // Первое сентября. - 2002. - № 7. - С. 2-6.

  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.

  5. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 1998. - 672 с.

  6. Психология подростка / Под ред. А. А. Реан. - СПб.; М.: Прайм- Еврознак; Олма-Пресс, 2004. - 480 с.

  7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

© 2010-2022