- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа социально-психологического тренинга «Развитие конструктивного поведения одаренных учащихся »
Программа социально-психологического тренинга «Развитие конструктивного поведения одаренных учащихся »
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Т.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа социально- психологического тренинга
« Развитие конструктивного поведения одаренных учащихся »
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие конструктивного поведения одаренных детей в системе социально- психологического тренинга, в нее включена диагностика психических процессов и эмоциональной сферы учащихся в целях обеспечения более конкретной личностной коррекции.
Программа рассчитана на 18 часов.
Актуальность программы:
Социально- психологический тренинг позволяет эффективно решать задачи, связанные с навыком общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты особенно актуальны именно для одаренных детей. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субьективном плане для большинства из них. В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом. Подростковый возраст сензитивен для развития соответствующих навыков, а психологический тренинг - эффективный метод их формирования.
Цели программы:
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания эффективного и гармоничного общения с людьми.
2.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.
3. Развитие самопознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностный и поведенческий изменений.
4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
5.Улучшение субьективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Задачи программы:
1.Повысить уровень групповой сплоченности.
2. Повысить уровень эмпатии и рефлексии.
3. Развить умение эффективно взаимодействовать в разных статусно-ролевых позициях.
4. Развить умение организовывать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.
5. Развить умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.
6. Приобрести навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Методы осуществления программы:
- диагностика и самодиагностика учащихся,
-беседа,
- анализ конкретных ситуаций,
- выполнение тренировочных упражнений
- интерактивные игровые методы,
-методы групповой дискуссии
-методы «репетиции поведения»
-элементы психогимнастики.
Критерии достижений учащихся:
В результате прохождения данного тренинга учащиеся должны знать о психологических способах управления своим поведением, знать свои сильные и слабые стороны характера, иметь навыки уверенного поведения, иметь навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание программы:
-
Психологическая диагностика.
-
Знакомство с психологическим тренингом, как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению следующих занятий.
-
Сплочение группы и формирование чувства команды.
-
Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее разделения на хорошую и плохую.
-
Формирование взаимного доверия и умения координировать совместные действия.
-
Формирование представления об общении как о психологическом явлении.
-
Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.
-
Знакомство со средствами общения.
-
Изучение особенностей невербальной коммуникации.
-
Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия.
-
Знакомство с понятиями эмоций и чувств, развитие умения конструктивного их выражения.
-
Изучение внешних проявлений основных эмоций и чувств у других людей.
-
Анализ сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.
-
Изучение и закрепление стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
-
Знакомство с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.
-
Закрепление результатов достигнутых в ходе тренинга.
-
Получение обратной связи участниками и ведущим по результатам работы на тренинге.
-
Итоговая психологическая диагностика.
(Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку. Основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания)
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Структура занятия
Кол-во
часов
1
Диагностика психических процессов
Социометрия, «Несуществующее животное»
1
2
Зачем мы здесь собрались?
-
вводная беседа,
-
упражнение-разминка «Карандаши»,
-
знакомство,
-
обсуждение и принятие правил работы,
-
подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон»,
-
конкретизация ожиданий от тренинга.
1
3
Мы - команда.
-
разминки «Перетягивание каната», «Циферблат»,
-
упражнения «Узелок», «Связывание группы», «Совместный счет»,
-
групповая дискуссия «Факты о нас»,
-
упражнение «Встреча взглядами»,
1
4
Наши сходства и различия
-
разминка «Построение круга»,
-
упражнение «Поиск сходства»
-
психогеометрический тест,
-
упражнение «Запоминание позы»
1
5
Сплочение и доверие.
-
разминка «Скалолаз»,
-
упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «Восковая свечка»
1
6
Общение и умение слушать
-
разминка «Привет себе»,
-
упражнение «Испорченный телефон»,
-
информационный блок «Психология общения»,
-
упражнение «Рисование по инструкции»,
-
анкета «Умеете ли Вы слушать»,
-
упражнение «Слушание в разных позах»
1
7
Учимся взаимопониманию
-
разминка «Копирование движений»,
-
упражнения «Бип», «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки»,
-
игра- загадка «МПС»
1
8
Средства общения
-
разминка «Пишущая машинка»,
-
упражнение «Испорченный телефон»,
-
информационный блок: средства общения,
-
упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов»
1
9
Общение без слов
-
разминка «Сбор по голосам»,
-
упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон»,
-
блок получения обратной связи
1
10
Поговорим … рисунками!
-
рисуночная разминка «Достраивание композиции»
-
тематические рисунки
-
групповой коллаж
1
11
Наши эмоции и чувства.
-
разминка «Путаница»
-
информационный блок: основные эмоции и чувства
-
упражнение «Угадай эмоцию»
-
практическая работа «Польза и вред эмоций»
-
упражнение «Скульптор и глина»
1
12
Проявления эмоций и чувств.
-
разминка «Хлопки по коленям»
-
практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»
-
игра- соревнование «Замороженные»
-
домашнее задание
1
13
Конфликты и причины их возникновения
-
разминка «Встреча на узком мостике»
-
информационный блок: психология конфликта
-
практическая работа «Конфликтогены»
-
тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте
-
ролевая игра «Финансовые авантюристы»
1
14
Пули решения конфликтов
-
разминка «Гвалт»
-
диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях
-
ролевая игра «Конфликты»
1
15
Манипуляции и защита от них
-
разминка «Толкачи»
-
изучение способов манипулирования (технология «зигзаг»)
-
ролевые игры «Манипуляции» и «Бункер»
1
16
Портрет нашей группы.
-
рисуночная разминка «Протяни навстречу руку»
-
композиция «Мои ресурсы»
-
групповая композиция «Наш сад»
1
17
Подведение итогов.
-
разминка (по выбору участников)
-
упражнение «Чемодан»
-
упражнение «Чепуха»
-
групповая дискуссия «Шляпы»
-
проведение анкеты обратной связи по тренингу
1
18
Диагностика психических процессов
Социометрия, «Дом, дерево, человек»
1
Итого:
18часов
Литература.
-
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков СПб.: Питер, 2007.
-
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2005. - 256 с. (Практическая психология).
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: ЧеРо 1997.
-
Игры - обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа. 1994.
-
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.:2003.
-
Психология. Словарь. М.: из-во Политической лит-ры. 1990.
-
Руководство практического психолога./Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия. 1995.
-
Социально-психологическая адаптация студенчества как аспект первичной профилактики наркомании. Комплексная программа. / Сидоренко Т.Ф., Хименко, Лушпаева И.И., Кузнецова. Э.А. - Казань: Комплексный центр социального обслуживания «Доверие»,2002. - 55с.
-
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2005 - 144 с.
-
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах; Т. 2. М.: Генезис, 1998