Программа социально-психологического тренинга «Развитие конструктивного поведения одаренных учащихся »

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа социально- психологического тренинга

« Развитие конструктивного поведения одаренных учащихся »

Пояснительная записка


Данная программа направлена на развитие конструктивного поведения одаренных детей в системе социально- психологического тренинга, в нее включена диагностика психических процессов и эмоциональной сферы учащихся в целях обеспечения более конкретной личностной коррекции.

Программа рассчитана на 18 часов.

Актуальность программы:

Социально- психологический тренинг позволяет эффективно решать задачи, связанные с навыком общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты особенно актуальны именно для одаренных детей. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субьективном плане для большинства из них. В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом. Подростковый возраст сензитивен для развития соответствующих навыков, а психологический тренинг - эффективный метод их формирования.

Цели программы:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания эффективного и гармоничного общения с людьми.

2.Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.

3. Развитие самопознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностный и поведенческий изменений.

4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5.Улучшение субьективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Задачи программы:

1.Повысить уровень групповой сплоченности.

2. Повысить уровень эмпатии и рефлексии.

3. Развить умение эффективно взаимодействовать в разных статусно-ролевых позициях.

4. Развить умение организовывать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.

5. Развить умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.

6. Приобрести навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Методы осуществления программы:

- диагностика и самодиагностика учащихся,

-беседа,

- анализ конкретных ситуаций,

- выполнение тренировочных упражнений

- интерактивные игровые методы,

-методы групповой дискуссии

-методы «репетиции поведения»

-элементы психогимнастики.

Критерии достижений учащихся:

В результате прохождения данного тренинга учащиеся должны знать о психологических способах управления своим поведением, знать свои сильные и слабые стороны характера, иметь навыки уверенного поведения, иметь навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание программы:

  1. Психологическая диагностика.

  2. Знакомство с психологическим тренингом, как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению следующих занятий.

  3. Сплочение группы и формирование чувства команды.

  4. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее разделения на хорошую и плохую.

  5. Формирование взаимного доверия и умения координировать совместные действия.

  6. Формирование представления об общении как о психологическом явлении.

  7. Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

  8. Знакомство со средствами общения.

  9. Изучение особенностей невербальной коммуникации.

  10. Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия.

  11. Знакомство с понятиями эмоций и чувств, развитие умения конструктивного их выражения.

  12. Изучение внешних проявлений основных эмоций и чувств у других людей.

  13. Анализ сущности конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения.

  14. Изучение и закрепление стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

  15. Знакомство с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

  16. Закрепление результатов достигнутых в ходе тренинга.

  17. Получение обратной связи участниками и ведущим по результатам работы на тренинге.

  18. Итоговая психологическая диагностика.

(Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку. Основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания)


Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Структура занятия

Кол-во

часов

1

Диагностика психических процессов

Социометрия, «Несуществующее животное»

1

2

Зачем мы здесь собрались?

  • вводная беседа,

  • упражнение-разминка «Карандаши»,

  • знакомство,

  • обсуждение и принятие правил работы,

  • подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон»,

  • конкретизация ожиданий от тренинга.

1

3

Мы - команда.

  • разминки «Перетягивание каната», «Циферблат»,

  • упражнения «Узелок», «Связывание группы», «Совместный счет»,

  • групповая дискуссия «Факты о нас»,

  • упражнение «Встреча взглядами»,

1

4

Наши сходства и различия

  • разминка «Построение круга»,

  • упражнение «Поиск сходства»

  • психогеометрический тест,

  • упражнение «Запоминание позы»

1

5

Сплочение и доверие.

  • разминка «Скалолаз»,

  • упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «Восковая свечка»

1

6

Общение и умение слушать

  • разминка «Привет себе»,

  • упражнение «Испорченный телефон»,

  • информационный блок «Психология общения»,

  • упражнение «Рисование по инструкции»,

  • анкета «Умеете ли Вы слушать»,

  • упражнение «Слушание в разных позах»

1

7

Учимся взаимопониманию

  • разминка «Копирование движений»,

  • упражнения «Бип», «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки»,

  • игра- загадка «МПС»

1

8

Средства общения

  • разминка «Пишущая машинка»,

  • упражнение «Испорченный телефон»,

  • информационный блок: средства общения,

  • упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов»

1

9

Общение без слов

  • разминка «Сбор по голосам»,

  • упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон»,

  • блок получения обратной связи

1

10

Поговорим … рисунками!

  • рисуночная разминка «Достраивание композиции»

  • тематические рисунки

  • групповой коллаж

1

11

Наши эмоции и чувства.

  • разминка «Путаница»

  • информационный блок: основные эмоции и чувства

  • упражнение «Угадай эмоцию»

  • практическая работа «Польза и вред эмоций»

  • упражнение «Скульптор и глина»

1

12

Проявления эмоций и чувств.

  • разминка «Хлопки по коленям»

  • практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»

  • игра- соревнование «Замороженные»

  • домашнее задание

1

13

Конфликты и причины их возникновения

  • разминка «Встреча на узком мостике»

  • информационный блок: психология конфликта

  • практическая работа «Конфликтогены»

  • тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте

  • ролевая игра «Финансовые авантюристы»

1

14

Пули решения конфликтов

  • разминка «Гвалт»

  • диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях

  • ролевая игра «Конфликты»

1

15

Манипуляции и защита от них

  • разминка «Толкачи»

  • изучение способов манипулирования (технология «зигзаг»)

  • ролевые игры «Манипуляции» и «Бункер»

1

16

Портрет нашей группы.

  • рисуночная разминка «Протяни навстречу руку»

  • композиция «Мои ресурсы»

  • групповая композиция «Наш сад»

1

17

Подведение итогов.

  • разминка (по выбору участников)

  • упражнение «Чемодан»

  • упражнение «Чепуха»

  • групповая дискуссия «Шляпы»

  • проведение анкеты обратной связи по тренингу

1

18

Диагностика психических процессов

Социометрия, «Дом, дерево, человек»

1

Итого:


18часов

Литература.

  1. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков СПб.: Питер, 2007.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2005. - 256 с. (Практическая психология).

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: ЧеРо 1997.

  4. Игры - обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа. 1994.

  5. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.:2003.

  6. Психология. Словарь. М.: из-во Политической лит-ры. 1990.

  7. Руководство практического психолога./Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия. 1995.

  8. Социально-психологическая адаптация студенчества как аспект первичной профилактики наркомании. Комплексная программа. / Сидоренко Т.Ф., Хименко, Лушпаева И.И., Кузнецова. Э.А. - Казань: Комплексный центр социального обслуживания «Доверие»,2002. - 55с.

  9. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2005 - 144 с.

  10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах; Т. 2. М.: Генезис, 1998


© 2010-2022