- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект заседания творческой лаборатории
Конспект заседания творческой лаборатории
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Часовских С.Ю. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект заседания творческой лаборатории
«Педагог-психолог. Точки роста».
Уважаемые педагоги-психологи!
Приглашаем вас на итоговое заседание творческой лаборатории «Педагог-психолог. Точки роста».
Предлагаем начать заседание с небольшой исторической справки о возникновении психологии в образовании.
Выступление.
Профессия «педагог-психолог» в России появилась по историческим меркам не так давно: в 90-х годах XX века.
Первые же упоминания о психологии относятся к концу XVIII века и принадлежат великому русскому просветителю, ученому, философу, историку и литератору М.В. Ломоносову, который особое внимание уделял роли мозга в развитии человека.
Его идеи подхватили русские мыслители А.Радищев, А. Герцен, В. Белинский, Н. Добролюбов, Н.Чернышевский. Объектом психологии было не обучение и воспитание детей, а изучение и понимание сущности человека.
«Золотым веком» психологии считаются 20-е годы XX века, когда в первые годы советской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, феномен: невиданный взлет в целом ряде научных областей (физике, математике, биологии, лингвистике и психологии). В новом государстве возникли новые направления в области психологии обучения (педология), в области трудовой деятельности - психотехника.
В 30-х годах психология формировалась как практическая психология развития, выступая основой педологической науки о целостном изучении развития и воспитания ребенка. Но в психологических исследованиях и диагностике система не нуждалась, т.к. в обстановке всеобщей унификации в педагогике начала утверждаться педагогика казарменного типа. Впоследствии по психологии были нанесены сокрушительные удары постановлениями правительства, и она была отодвинута на задний план на несколько десятков лет.
В 80-х годах у общества обострилось чувство необходимости в психологии. Общество вспомнило, что великие стройки делаются не только ради строек, но и во имя строителей. В процессе обучения начался переход с режима «потребления» к режиму «умение ставить и решать задачи», внимание общественности сосредоточилось на проблемных детях, на их подготовке к школе, возникла потребность в психологических исследованиях и сопровождении.
Несмотря на короткий исторический путь профессии, изменения не обошли ее стороной. В свете реформ образования изменились и требования к педагогу-психологу, как к личности и профессионалу, появились новые обязанности в сопровождении образовательного процесса.
Действительно, если сравнить сегодняшнюю должностную инструкцию педагога-психолога с инструкцией 30летней давности, то можно увидеть, что расширились и права, и ответственность, и обязанности. Но, несмотря на это, цель практически не меняется: это сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья обучающихся, их родителей и педагогов.
Направления деятельности также не претерпели серьезных изменений, но изменились требования к их осуществлению.
По окончанию любого мероприятия, будь то семинар, коррекционно-развивающее занятие, родительское собрание, круглый стол, очень важно знать мнение каждого участника. Рефлексия собственных состояний, ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия очень важный момент развивающего обучения. Мы, как психологи, тоже должны проводить рефлексию собственной деятельности с использованием различных психотехник.
Предлагаю проанализировать нашу деятельность за прошедший год с использованием рефлексивную технику «ПОПС-формула» (Д.Мак-Мейсон, доработка А. Гужникова).
П - позиция.
О - обоснование.
П - пример.
С - следствие.
Выступления групп.
Давайте подведем итог всему сказанному: итак, педагог-психолог является одним из звеньев в системе коррекционно-развивающего обучения. От его компетентности зависит компетентность всех участников образовательного процесса. Несмотря на относительную историческую молодость профессии, она также подвержена постоянным изменениям в рамках реформ образования. И чтобы идти вперед, необходимо самосовершенствоваться и развиваться.
Итоговое заседание нашей лаборатории подходит к концу, и в заключении я хочу подарить вам притчу.
Притча.
Однажды старый профессор, войдя в аудиторию, взял в руки стакан с водой, вытянул руку вперед и спросил своих учеников: «Как вы думаете, сколько весит стакан?».
Студенты оживленно зашептались: «Может грамм 200, может 300, а может быть и 500».
Профессор, выслушав предположения, сказал: «Я могу узнать его вес, только взвесив его на весах, но сейчас мне это не нужно. Я хотел бы у вас спросить, что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?».
-
Ничего!
-
Согласен, ничего страшного не случится. А что будет, если я стану так держать его в течение 2 часов?
-
Ваша рука начнет болеть.
-
А если целый день?
-
Рука онемеет, будет сильное мышечное расстройство и, возможно, паралич.
-
А как по-вашему, вес стакана изменится, если я буду весь день держать его в руке?
-
Нет, - растерянно сказали студенты.
-
А что сделать, чтобы все исправить?
-
Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.
-
Точно, - обрадовался профессор. - Так же обстоят дела и со всеми жизненными трудностями. Подумай о проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнет засасывать тебя. Будешь думать о ней целый день, она тебя парализует. Если думать о проблеме, ее вес не уменьшится. Справиться с ней позволяет только действие. Реши проблему или отложи в сторону. Нет смысла таскать на душе тяжелые камни, которые парализуют тебя.
Уважаемые коллеги! Наши профессии призваны решать различные проблемы: логопедические, психологические, педагогические. Наша задача не думать о них, а действовать, действовать грамотно, целенаправленно и сообща. Желаем вам в новом учебном году успехов в профессиональной деятельности, творческой самореализации, психического и психологического здоровья.