Доклад Адаптация пятиклассников в условиях реализации ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Нивнянская средняя общеобразовательная школа










ДОКЛАД



Адаптация пятиклассников

в условиях реализации ФГОС

Подготовил:

учитель русского языка

и литературы

Суровцева И.А.








Ноябрь, 2015



Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Преемственность в системе народного образования - это установление взаимосвязи между смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Предлагаемые материалы раскрывают опыт работы администрации школы по созданию единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Переход из начальной школы в среднюю - второй кризисный этап в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания учителя - все это служит серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они часто становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, появление нарушений во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные нарушения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых адаптация затягивается на 2-3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Основными задачами работы педагогов, и в первую очередь педагога- психолога, на этапе перехода обучающихся в среднее звено являются:

  • облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;

  • создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;

  • облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;

  • установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.

  • адаптировать учебные программы, нагрузку, образовательные технологии к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

Очевидно, что данные задачи могут быть выполнены лишь в совместной деятельности педагога-психолога, учителей, администрации школы и родителей, школьного психолога, еще одна задача которого - наладить такое сотрудничество.

Основными условиями преемственности в условиях реализации ФГОС должны стать:

  • ориентация педагогической оценки на достижения ребёнка с учётом его индивидуальности;

  • формирование ведущей деятельности как важнейших факторов развития (дошкольник-игра, младший школьник-учёба);

  • опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;

  • сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности;

  • использование при обучении совместных и самостоятельных видов деятельности;

  • использование в процессе обучения подвижных и статичных форм активности детей;

  • создание развивающей образовательной среды в начальной школе.

Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно во время адаптации, необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, вступающих в подростковый период развития, уровень их познавательной деятельности, анализировать причины неуспешности адаптации и возможности ее коррекции. Преемственность в обучении и воспитании обучающихся должна стать предметом педагогического осмысления и целенаправленной работы всего коллектива учителей в сотрудничестве с педагогом-психологом.

Для грамотного планирования профилактической работы необходимо опираться на сильные стороны ученика, его психологические особенности в данный возрастной период. В это время формируются: произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование; осознание собственных изменений, развитие рефлексии.

Важное место в самосознании ребенка занимает теперь так называемое чувство взрослости. Проявляется оно в следующем:

  1. Новая личностная позиция в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника - стать субъектом собственной учебной деятельности: понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.

  2. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам, которая характеризуется прежде всего ответственностью и осознанностью ребенка, это позиция субъекта внутришкольных отношений, переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений с учителями к отношениям межличностным.

  3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка требуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях, для того чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Формированию этих позиций у обучающихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях, тренингах. В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника.

Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность быстрой адаптации:

  • преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.

  • единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Положительным в этом году является более тесное взаимодействие программ обучения. Класс, обучавшийся в начальной школе по ФГОС, перейдя в среднюю школу, не возвращается к традиционной системе, как было прежде, а продолжает работать по новым государственным стандартам.

Что же необходимо сделать в первую очередь всему коллективу педагогов, работающему в 5-х класса в условиях реализации ФГОС, для более быстрой адаптации пятиклассников? Прежде всего, сделать нормой единые дисциплинарные требования:

1. Необходимо согласовывать требования всех учителей- предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса :

- готовность к урокам ( наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ;

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

- начинать урок со звонком

- готовиться к уроку на перемене

- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

- поднятая рука - это сигнал для ответа или вопроса;

- отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.


________________________________________

Использованные материалы1:

  • Крылова Т.А. Психологическая поддержка обучающихся на этапе адаптации к обучению в средней школе.

  • Цукерман Г.А. Психолого-педагогический статус пятиклассника.

  • Чиненкова С.А. Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе.

1 Интернет-ресурсы.

© 2010-2022