Коррекционно-развивающая программа учителя -дефектолога по развитию психомоторики (5-8 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»


«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор МБОУ «Боградская СОШ» Зам. директора по УВР на заседании МО

_________ Краснов Д.А. __________________ __________________

"___" ______________ 2015 г. "____" ____________ 2015 г. "____" ___________ 2015 г.


Коррекционно-развивающая программа учителя -дефектолога по развитию психомоторики

(5-8 класс)

Составитель: учитель-дефектолог

Князева Анастасия Валерьевна






Боград

2015 год

Пояснительная записка

    1. Рабочая программа разработана в соответствии:

  1. -с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. - с СанПин 2.4.1.3049-13;

  3. - с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  4. - с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  5. - с учетом авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию сенсорной сферы детей» для 1-4 классов, Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009

  6. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 35-40 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Курс рассчитан на 68 часов в год.

Дети с нарушениями в развитии при поступлении в школу имеют ряд особенностей познавательной, эмоционально-личностной, двигательной сферы, которые затрудняют процесс обучения основным школьным навыкам: чтению, счёту, письму.

Известно, что чтение, счёт, письмо - сложные виды деятельности, опирающиеся на комплекс высших психических функций, участвующих в их реализации. Этот комплекс высших психических функций принято называть функциональным базисом. А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго считают, что функциональным базисом основных школьных навыков является сформированность двигательной сферы, зрительно-пространственного восприятия, произвольности психических процессов и аффективной регуляции поведения.

Выделяют следующие психологические предпосылки формирования письма:

  1. Сформированность устной речи.

  2. Сформированность разных модальностей восприятия (зрительно-пространственного, слухо-пространственного, сомато-пространственного, схемы числа).

  3. Сформированность двигательной сферы: тонких движений, их подвижности, переключаемости, устойчивости, предметных действий.

  4. Сформированность абстрактных способов деятельности.

  5. Сформированность общего поведения, его регуляции, контроля над действиями, намерениями, мотивами поведения.

Психологические предпосылки формирования счёта:

  1. пространственное восприятие,

  2. речь (организующая, регулирующая и номинативные функции),

  3. мышление (наглядно-образное, вербально-логическое).

В функциональный базис, на котором строятся основные школьные навыки, входит множество высших психический функций.

Высшие психические функции - «сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». Структурной основой психических функций является объединение, констелляция различных отделов мозга в функциональные системы. Каждый отдел мозга вносит свой специфический вклад в работу всей системы, соответственно, в целостное осуществление психических функций.

Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Обучение влияет на развитие высших психических функций. Ведущая для данного возраста деятельность оказывает существенную роль в их развитии. Для каждого возрастного периода можно выделить ведущие высшие психические функции. Высшие психические функции формируются поэтапно, постепенно автоматизируются, а, следовательно, сворачиваются и принимают интегративный характер. Произвольные высшие психические формируются через опосредование, в котором значительную роль играет речевая деятельность. Большое значение для развития высших психических функций имеет работа над формированием мотивационно-потребностной сферы сознания.

Поскольку каждая функциональная система, отвечающая за реализацию какой-либо высшей психической функции, полирецепторна, то для формирования каждой из них нужно довольно обширное афферентное поле, которое образуется благодаря сенсорному притоку извне.

В отличие от взрослого, у которого многие высшие психические функции, например: письмо, чтение, сложение, вычитание, умножение - носят автоматизированный характер, у детей высшие психические функции ещё только формируются, и требуется постоянное решение мыслительных задач для их благополучного становления.

Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности, что служит дополнительным аргументом необходимости деятельностного подхода в коррекционно-развивающей работе.

Для развития мозга важен тот сенсорный поток, который воспринимает субъект, для формирования психических процессов важен нормальный морфогенез и функциогенез мозга.

Как известно, причиной умственной отсталость является диффузное поражение коры головного мозга, что приводит к нарушениям, в первую очередь, функциогенеза мозга, что в свою очередь проявляется в нарушениях высших психических функций, начиная с процессов восприятия и движения.

У детей с нарушениями в развитии отмечаются следующие недостатки восприятия: замедленный темп, сужение объёма зрительного восприятия, трудности понимания смысла воспринятого, плохо различают сходные предметы (недифференцированность восприятия), инактивность, нарушения константности восприятия. Для развития восприятия важна предметная деятельность и её оречевление.

Дети с нарушениями в развитии с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее они усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.

Особенности восприятия связаны с нарушениями мышления. Умственно отсталые дети не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам.

Любой психический процесс можно рассматривать как деятельность, состоящую из следующих компонентов: мотивы, целеполагание, планирование и программирование, исполнительские операции, контроль за процессом и контроль результата. Все компоненты любой психической деятельности у умственно отсталых учащихся имеют своеобразные черты. Мотивация к познавательной деятельности, к общению у большинства детей этой категории снижена. Принятие цели, понимание ситуации с выявлением её проблем крайне затруднено. Как уже говорилось выше, даже готовые инструкции умственно отсталые школьники воспринимают с трудом. Полноценно спланировать свою деятельность для решения какой-либо задачи они не могут. Грубо страдает и исполнительное звено деятельности, т.к. многие операции, приёмы оказываются несформированными или неполноценными для решения той или иной задачи. Умственно отсталые учащиеся не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, примитивностью мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью умственно отсталых школьников. Снижение произвольного внимания связано с колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности, инертностью нервно-психических процессов.

Основная цель коррекционно-развивающих занятий - преодоление недостатков и развитие функционального базиса основных школьных навыков, а именно: перцептивно-гностических функций, кинетического и кинестетического фактора, пространственного восприятия, временных представлений, графо-моторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.

С учётом этих закономерностей можно определить следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

1) Учёт закономерностей нормального онтогенеза.

2) Взаимосвязь диагностики и коррекции: учёт индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

3) Формирование психических функций в деятельности (деятельностный подход).

4) Опора на сохранные психические функции, создание новых межфункциональных, межанализаторных связей.

5) Комплексный подход в обучении, предполагающий воздействие на различные стороны психической деятельности, сочетание работы «сверху вниз»: через речевое опосредование, произвольность, конфликтность окружающей среды и «снизу-вверх»: через движение, сенсорные ощущения и комфортность окружающей среды.

6) Системность коррекционно-развивающей работы: соблюдение последовательности этапов работы, обеспечение становления целостной психической деятельности, а не отдельных операций.

7) Оптимальная эмоциональная насыщенность обучения, что повышает продуктивность всех психических процессов.

8) Развитие речемыслительных процессов и коммуникативных умений.

9) Саногенное воздействие, строящееся на обеспечении и регуляции общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции.

10) Сознательность обучения предполагает осмыление всех осуществляемых видов деятельности, обращённость к опыту ребёнка, его личности, а это не только знания, но и переживания.

11) Доступность обучения (работа в зоне ближайшего развития ребёнка).

Процесс коррекционно-развивающей работы строится по концентрическому принципу. Темы последовательно чередуются из занятия в занятие, образуя циклы. При завершении целого цикла темы повторяются с расширением круга методов, приёмов, стимульного материала и опорой на полученные детьми знания, усложнением способов осуществления мыслительных и перцептивных действий, общей организации деятельности.

Занятия проводятся по группам из 6-15 человек. Группы формируются преимущественно с учётом однородности структуры нарушения, общности проблем в формировании функционального базиса основных школьных навыков. Для каждой группы составляется тематическое планирование с определением основных задач работы, указанием приоритетных направлений работы и уровня сложности предлагаемых детям заданий.

Структура коррекционно-развивающего постоянна, а именно:

1) Приветствие.

  1. Двигательные и коммуникативные игры.

  2. Основной блок упражнений.

  3. Двигательные упражнения для развития саморегуляции (релаксация или мобилизация).

  4. Подведение итогов.

  5. Прощание.

Этапы занятия, которые не меняются со временем или их форма изменяется не часто, носят характер ритуалов, которые не требуют значительных энергетических затрат и помогают детям достаточно комфортно переходит от одного этапа работы к другому, создают позитивный настрой на общение с педагогом и товарищами. Основной блок может разбиваться на отдельные части, его содержание зависит от актуальных целей коррекционно-развивающей работы.

Желательно придать сюжетность коррекционно-развивающим занятиям, поскольку игровая деятельность остаётся важной составляющей жизни учащихся начальной школы и даёт детям целостность мироощущения. Сюжет способствует становлению смыслообразования, что важно не только для развития познавательной деятельности, но и личности ребёнка.



Содержание программы


Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие моторики, графомоторных навыков;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия;

- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия;

- восприятие пространства;

- восприятие времени.

5-6 класс (68 часов)

Обследование вновь принятых детей (1 час).

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее - легче - самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур - круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов).

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов).

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов).

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше - ниже, левее - правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

7-8 класс (68 часов)

Обследование вновь принятых детей (1 час)

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - еще суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (7 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - еще суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть - раздеть, расстегнуть - застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени (7 часов).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

В результате работы по коррекционно-развивающей программе ребёнок должен уметь:

1 год обучения

- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

- Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

- Различать и называть основные цвета.

- Классифицировать геометрические фигуры.

- Составлять предмет из 2-3 частей.

- Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

- Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

- Различать речевые и неречевые звуки.

- Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

- Выделять части суток и определять порядок дней недели.

2 год обучения

- Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

- Выполнять выразительные движения.

- Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.

- Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

- Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

- Различать и называть основные цвета и их оттенки.

- Конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур.

- Узнавать предмет по части.

- Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

- Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.

- Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

- Различать вкусовые качества.

- Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

- Различать характер мелодии.

- Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

- Соотносить времена года с названиями месяцев.

3 год обучения

- Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

- Дорисовывать незаконченные изображения.

- Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

- Конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур.

- Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

- Зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

- Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

- Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

- Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

- Действовать по звуковому сигналу.

- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

- Определять время по часам.

4 году обучения

- Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

- Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

- Пользоваться элементами расслабления.

- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

- Смешивать цвета, называть их.

- Конструировать сложные формы из 6-8 элементов.

- Находить нереальные элементы нелепых картинок.

- Определять противоположные качества и свойства предметов.

- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

- Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

- Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

- Определять возраст людей.




5-6 класс

Дата

Тема и содержание

уроков

Кол-во

часов

Дидактические

цели

Умения и навыки

Методы и формы организации работы на уроке

Обследование детей.

1

Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений, сенсорного, познавательного и эмоционального развития


Раздел 1.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

12


1.1.

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»).

1

Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти по показу и по инструкции

Выполнять упражнения на развитие меткости.

Упражнения на развитие мышц кисти руки

1.2.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Развитие координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков

Выполнять упражнения по инструкции педагога.

Упражнения на развитие координации

1.3.

Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд - поворот направо - один шаг назад…).

1

Развитие мелкой мускулатуры, координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков

Целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции.

Упражнения на развитие координации

1.4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

Развитие координации и точности движений пальцев рук, совершенствование графомоторных навыков

Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением.

Пальчиковая гимнастика

1.5.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание).

1

Развитие координации и точности движений пальцев рук

Завязывать, развязывать, шнуровать по инструкции и по показу.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1.6.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков

Штриховать в разных направлениях.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1.7.

Рисование бордюров по образцу.

1

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков

Рисовать бордюры по образцу.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1.8.

Графический диктант (зрительный и на слух).

2

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков

Выполнять графический диктант.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1.9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

2

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук, координации движений, графомоторных навыков

Вырезать из бумаги по контуру предметные изображения.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1.10.

Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

1

Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти

Выполнять «объёмную» и «рваную» аппликацию.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Раздел 2.

Тактильно-двигательное восприятие.

5


2.1.

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы).

1

Развитие тактильного восприятия

Выделять разные свойства и качества предметов на ощупь.

Упражнения на определение на ощупь форм предметов.

2.2.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает… (пушистое)».

2

Развитие тактильного восприятия

Определять поверхности на ощупь, обозначая словом.

Упражнения на определение на ощупь форм предметов.

2.3.

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

1

Развивать умение работать с пластилином

Работать с пластилином.

Упражнения с пластилином.

2.4.

Игры с сюжетной мозаикой.

1

Развивать умение работать с сюжетной мозаикой

Играть с сюжетной мозаикой.

Игры с сюжетной мозаикой

Раздел 3.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4


3.1.

Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

2

Развивать умение на формирование ощущений

Выполнять упражнения по инструкции.

Дидактическая игра

3.2.

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

2

Развивать умение имитировать повадки животных

Имитировать повадки животных, инсценировать школьные события.

Упражнения на имитацию повадок зверей

Раздел 4.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

14


4.1.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

1

Развивать умение сравнивать и обозначать словом формы предметов

Сравнивать и обозначать словом формы предметов.

Упражнения на сравнение предметов

4.2.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении кругу и овала.

1

Познакомить с понятием «овал»

Сравнивать круг и овал.

Упражнения на сравнение

4.3.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1

Развивать умение комбинировать разные формы из геометрического конструктора

Работать с геометрическим конструктором.

Упражнения на различение геометрических фигур

4.4.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий…)

1

Развивать умение сравнивать и обозначать словом величины разных предметов

Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам.

Упражнения на сравнение

4.5.

Дидактическая игра «Часть и целое».

1

Развивать умение составлять целое из частей

Составлять целое из частей.


4.6.

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

2

Развивать умение составлять сериационные ряды

Составлять сериационные ряды по величине.

Упражнения на составление сериационных рядов

4.7.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

Развивать умение группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам

Группировать предметы по самостоятельно выделенному признаку.

Упражнения на группировку предметов по форме

4.8.

Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.

1

Развивать умение различать цветовой спектр

Определять и выделять тёплые и холодные цвета.

Дидактическая игра на определение цветов

4.9.

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

Развивать умение составлять сериационный ряд

Составлять сериационный ряд из кругов разной насыщенности одного цвета.

Упражнения на группировку предметов по форме

4.10.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

1

Развивать умение различать оттенки цветов

Различать оттенки цветов.

Упражнения на различение предметов по величине

4.11.

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

Равивать умение узнавать предмет по отдельным частям

Дорисовывать незаконченные изображения.

Упражнения на сравнение

4.12.

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

2

Развивать умение составлять предмет из мелких деталей

Составлять пазлы.

Упражнения на сравнение

Раздел 5.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

6



5.1.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

Развивать зрительное восприятие.

Рисовать бордюры по образцу.

Упражнения на выделение и различение частей знакомых предметов

5.2.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

Развивать умение находить отличительные и общие признаки на наглядном материале.

Находить отличительные и общие признаки.

Упражнения на составление из пазлов целой картинки

5.3.

Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

Развивать зрительное восприятие.

Сравнивать три предмета, отличающиеся незначительными качествами или свойствами.

Упражнения на сравнение

5.4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

Развивать зрительную память

Сравнивать картинки, предметы.

Упражнения на сравнение

5.5.

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»).

1

Развивать зрительную память

Повторять узор по образцу.

Дидактическая игра

5.6.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Упражнения на коррекцию зрения

Раздел 6.

Восприятие особых свойств предметов.

6


6.1.

Развитие осязания (теплее-холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

Развитие восприятия, умения определять контрастные температуры предметов.

Определять контрастные температуры предметов.

Упражнения на определение контрастных температур предметов

6.2.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

Развитие восприятия, умения различать пищевые запахи и вкусы.

Различать пищевые запахи и вкусы.

Упражнения на различение пищевых запахов и вкусов.

6.3.

Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

2

Развитие восприятия, умение определять различные свойства веществ.

Определять различные свойства предметов.

Упражнения на различение температурных ощущений

6.4.

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче).

1

Развитие восприятия, умения определять предметы по тяжести.

Определять предметы по тяжести.

Дидактическая игра

6.5.

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».


Развитие восприятия, умения взвешивания на ладони.

Взвешивать на ладони с комментированием.

Дидактическая игра

Раздел 7.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

6

Упражнения на сравнение

7.1.

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

Развитие слухового восприятия

Определять направление звука в пространстве.

Упражнение на определение направления звука

7.2.

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определённый звук). Дидактическая игра «Прерванная песня».

2

Развитие слухового восприятия

Выполнять действия по звуковому сигналу.

Дидактическая игра

7.3.

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

1

Развитие слухового восприятия

Различать музыкальные и речевые звуки.

Упражнения на различение

7.4.

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

1

Развитие слухового восприятия

Различать мелодии по темпу.

Упражнения на различение

7.5.

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы - барабанщики».


Развитие слухового восприятия

Выполнять упражнения на развитие чувства ритма.

Дидактическая игра

Раздел 8.

Восприятие пространства.

7


8.1.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

Развивать умение ориентироваться в пространстве

Ориентироваться в пространстве. Комментировать, используя предлоги.

Упражнения на ориентировку в пространстве

8.2.

Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь».

1

Развивать умение ориентироваться в пространстве

Принимать участие в игре, следуя инструкции педагога.

Движения в заданном направлении

8.3.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату».

1

Развивать умение ориентироваться в помещении

Ориентироваться в помещении.

Упражнения на ориентировку в помещении

8.4.

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

1

Развивать умение делить лист на равные части

Делить лист на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Упражнения на различение

8.5.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

Развивать умение располагать предметы в вертикальных и горизонтальных полях листа

Ориентироваться на листе бумаги.

Упражнения на расположение предметов

8.6.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённым к доске (вертикальное расположение листа).

1

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Ориентироваться на листе бумаги разного размера.

Упражнения на расположение предметов

8.7.

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

1

Развивать умение ориентироваться на поверхности парты

Ориентироваться на поверхности парты.

Упражнения на пространственную ориентировку

Раздел 9.

Восприятие времени.

7



9.1.

Определение времени по часам.

2

Развитие временного восприятия

Определять время по часам.

Дидактическая игра

9.2.

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

1

Развитие временного восприятия

Определять длительность временных интервалов.

Дидактическая игра

9.3.

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

1

Развитие временного восприятия

Принимать участие в игре, следуя инструкции

Упражнения на графической модели «Времена года»

9.4.

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).

2

Развитие временного восприятия

Различать сутки, неделю, месяц, год.

Упражнения на графической модели «Часы»

9.5.

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

Развитие временного восприятия

Знать времена года, их закономерную смену.

Упражнения на графической модели «Сутки»


Упражнения на графической модели «Часы»

Всего

68






7-8 класс

Дата

Тема и содержание

уроков

Кол-во

часов

Дидактические

цели

Умения и навыки

Методы и формы организации работы на уроке



Обследование детей.

1

Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений, сенсорного, познавательного и эмоционального развития




Раздел 1.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

10




1.1.


Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Выявление уровня развития графического навыка, зрительно-пространственной организации движений, сенсорного, познавательного и эмоционального развития

Выполнять упражнения по инструкции педагога.

Упражнения на развитие мышц кисти руки

1.2.


Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег вперёд, два хлопка - бег назад…)

1

Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти

Адекватное выполнение упражнений.

Упражнения на развитие мышц кисти руки

1.3.


Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции педагога (поворот направо - два шага вперёд - один шаг назад); словесный отчёт о выполнении.

2

Развитие координации и точности движений

Целенаправленно выполнять действия по трёхзвенной инструкции педагога. Давать отчёт о выполнении.

Упражнения на развитие координации

1.4.


Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

1

Развитие мелкой мускулатуры, координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков

Чётко выполнять инструкции педагога при игре с мелкой мозаикой.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры

1.5.


Графический диктант с усложнёнными заданиями.

2

Развитие графических навыков

Выполнять графический диктант с усложнёнными заданиями.

Графический диктант

1.6.


Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольик).

1

Развитие координации и точности движений пальцев рук

Вычерчивать геометрические фигуры.

Упражнения на вычерчивание

1.7.


Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

Развитие графического навыка

Дорисовывать симметричные половины изображений.

Упражнения на дорисовывание

1.8.


Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко…).

1

Развитие мелкой мускулатуры, координации и точности движений пальцев рук, развитие графомоторных навыков

Выполнять точные движения при работе с ножницами.

Упражнения на вырезание ножницами


Раздел 2.

Тактильно-двигательное восприятие.

5




2.1.


Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

2

Развитие тактильного восприятия

Дифференцировать предметы на ощупь по разным качествам и свойствам.

Упражнение на дифференцирование

2.2.


Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

1

Развитие способности к целостному восприятию

Работать с пластилином.

Работа с пластилином

2.3.


Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

1



Развитие тактильного восприятия

Определять предметы на ощупь.

Игры на определение предметов на ощупь

2.4.


Игры с мелкой мозаикой.

1

Развитие тактильного восприятия

Выполнять задания с мелкой мозаикой по словесной инструкции.

Работа с мелкой мозаикой


Раздел 3.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4




3.1.


Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.

1

Развитие способности ориентироваться в схеме тела

Выполнять задания по инструкции педагога.

Упражнения на движение

3.2.


Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

1

Развивать умение выполнения упражнений на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Адекватно выполнять упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Упражнения на расслабление

3.3.


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова, прополоскать бельё).

2

Развивать умение выполнять воображаемые действия.

Выполнять воображаемые действия.

Упражнения на выполнение воображаемых действий


Раздел 4.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

12




4.1.


Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.

1

Развивать умения группировать предметы по самостоятельно выбранным двум признакам.

Группировать предметы по самостоятельно выбранным двум признакам.

Упражнения на группировку предметов

4.2.


Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

2

Развивать умение сравнивать и группировать предметы по форме, величине, цвету.

Сравнивать и группировать предметы по форме, величине, цвету.

Упражнения на сравнение

4.3.


Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

1

Развивать умение составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам.

Упражнения на составление сериационных рядов

4.4.


Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

2

Развивать умение использовать простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

Использовать простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

Упражнения на использование простых мерок

4.5.


Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенков).

1

Развивать умение определять цвета.

Смешивать цвета.

Упражнение на смешивание цветов

4.6.


Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

1

Развивать умение определять цвета.

Определять цвета.

Упражнения на определение цветов

4.7.


Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

1

Развитие умения конструировать сложные формы предметов.

Конструировать сложные формы предметов.

Упражнения на конструирование сложных форм предметов

4.8.


Узнавание предметов по одному элементу.

1

Развитие умения узнавать предмет по одному элементу.

Узнавать предмет по одному элементу.

Упражнения на узнавание предметов

4.9.


Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

2

Развитие умения узнавать предмет по словесному описанию.

Узнавать предмет по словесному описанию.

Упражнения на узнавание предметов


Раздел 5.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

7




5.1.


Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных и сюжетных картинок).

2

Развивать зрительно-пространственную ориентировку, способность к зрительно-пространственной координации движений

Находить отличительные и общие признаки предметов.

Упражнения на сравнение

5.2.


Нахождение «нелепиц» на картинках.

2

Развитие зрительного восприятия.

Находить «нелепицы» на картинках.

Упражнения на нахождение

5.3.


Дидактическая игра «Лабиринт».

1

Развитие зрительного восприятия.

Играть в игру «Лабиринт».

Дидактическая игра

5.4.


Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

1

Развитие зрительной памяти.

Рисовать по памяти.

Дидактическая игра

5.5.


Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

1

Развитие зрительного восприятия.

Выполнять упражнения для коррекции зрения.

Упражнения на коррекцию зрения


Раздел 6.

Восприятие особых свойств предметов.

10




6.1.


Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное - мокрое…); их словесное обозначение.

1

Развитие восприятия особых свойств предметов, умение дифференцировать осязательные ощущения.

Дифференцировать осязательные ощущения. Комментировать.

Упражнения на дифференцирование

6.2.


Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

2

Развивать умение использовать градусник.

Владеть градусниками.

Практическая работа

6.3.


Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее..); словесное обозначение.

1

Развитие умения дифференцировать вкусовые ощущения.

Дифференцировать вкусовые ощущения.

Упражнения на дифференцирование вкусовых ощущений

6.4.


Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

1

Развитие умения дифференцировать восприятия ароматов.

Дифференцировать восприятие ароматов.

Упражнения на дифференцирование

Дидактическая игра

6.5.


Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

Развивать умения измерять вес предметов на весах

Измерять вес предметов на весах.

Упражнения на измерение веса

6.6.


Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, тёмный - светлый, вредный - полезный).

2

Развитие умения определять противоположные качества предметов.

Определять противоположные качества.

Упражнения на определение противоположных качеств

6.7.


Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть - закрыть, расстегнуть - застегнуть, одеть - раздеть).

2

Развивать умение определять противоположные действия, совершаемых с предметами.

Определять противоположные действия.

Упражнения на определение противоположных действий


Раздел 7.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

6




7.1.


Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

1

Развитие слухового восприятия, умения различать звуки по длительности и громкости.

Различать звуки по длительности и громкости.

Упражнения на различение звуков

7.2.


Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук».

1

Развитие умения дифференцировать звуки по громкости и по высоте тона.

Дифференцировать звуки по громкости и по высоте тона.

Дидактическая игра

7.3.


Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещённый звук».

1

Развитие слухового восприятия, слухомоторной координации.

Выполнять задания по словесной инструкции.

Дидактическая игра

7.4.


Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

1

Развитие слухового восприятия

Определять на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Дидактическая игра

7.5.


Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

1

Развитие слуховой памяти.

Выполнять упражнения на формирование чувства ритма.

Игровые упражнения

7.6.


Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребёнок, взрослый, пожилой, изменённый голос ребёнка).

1

Развитие слуховой памяти.

Угадывать по голосу.

Дидактическая игра


Раздел 8.

Восприятие пространства.

6




8.1.


Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

2

Развитие умения ориентироваться в помещении и на улице по словесной инструкции.

Ориентироваться в помещении и на улице по словесной инструкции.

Упражнения на ориентировку в помещении

8.2.


Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1

Развивать умение определять расположение предметов.

Определять расположение предметов.

Упражнения на определение расположения предметов

8.3.


Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

1

Развивать умение моделировать расположение предметов в пространстве.

Моделировать расположение предметов в пространстве.

Упражнения на моделирование расположения предметов

8.4.


Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

1

Развивать умение моделировать пространственные ситуации по инструкции.

Моделировать пространственные ситуации по инструкции.

Упражнения на моделирование пространственных ситуаций

8.5.


Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

1

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги


Ориентироваться на листе бумаги.

Упражнения на ориентировку


Раздел 9.

Восприятие времени.

8




9.1.


Определение времени по часам. Дидактическая игра «Что длится короче».

2

Выявление признаков, показывающих характеристики времени

Определять время по часам.

Дидактическая игра

9.2.


Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

2

Выявление признаков, показывающих характеристики времени

Ориентироваться во времени.

Дидактическая игра

9.3.


Работа с календарём и моделью календарного года.

1

Развивать умение работать с календарём.

Ориентироваться с календарём.

Практическая работа

9.4.


Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

Выявление признаков, показывающих характеристики времени

Выполнять задания по инструкции педагога.

Дидактическая игра

9.5.


Последовательность основных жизненных событий.

1

Выявление признаков, показывающих характеристики времени

Выполнять задания по инструкции педагога.

Практическая работа

9.6.


Возраст людей.

1

Развивать умение выполнять задание по инструкции педагога.

Выполнять задания по инструкции педагога.

Практическая работа



68





© 2010-2022