Консультация для педагога на тему Профилактика эмоционального выгорания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект психологического занятия

«Консультация педагога-психолога для педагога

на тему «Профилактика эмоционального выгорания».

Цель: оказать психологическую помощь педагогу с крайне высоким уровнем проявления признаков эмоционального выгорания в решении его проблемы.

Задачи:

-улучшить эмоциональное состояние педагога с ярко проявленными признаками эмоционального выгорания;

-дать педагогу рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания и памятку «Ежедневный аутотренинг для улучшения настроения»;

- познакомить педагога с понятием « Эмоциональное выгорание», его стадий развития этого профессионального заболевания с симптомами;

- анализировать причины проявления признаков эмоционального выгорания.

Оборудование: рисунки (портрет эмоционально выгоревшего педагога и портрет эмоционально благополучного педагога), памятка, лист бумаги ,

Место проведения консультации: кабинет педагога-психолога специальной (коррекционной) школы-интерната 1вида (для глухих детей).

План консультации:

  1. Встреча педагога-психолога с педагогом, у которого ярко проявлены признаки эмоционального выгорания.

  2. Консультация.

Темы: «Эмоциональное выгорание», «Стадии эмоционального выгорания», «Рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания», «Аутотренинг для снижения развития эмоционального выгорания».

  1. Упражнение «Перечислите».

  2. Обратная связь.

  3. «До следующей встречи!».

Ход консультации.

  1. Встреча педагога-психолога с педагогом, у которого ярко проявлены признаки эмоционального выгорания.

Педагог с высоким уровнем развития признаков эмоционального выгорания в кабинете психолога спрашивает, какой результат тестирования «Состояние вашей нервной системы» получился у него?

Тест «Состояние Вашей нервной системы» в приложениях №1 и №2.

Педагог-психолог говорит ему: «Ваш результат меня насторожит, больше 60 баллов Вы набрали. Это значит, что у Вас высокий уровень проявления признаков эмоционального выгорания. Там написано, что у кого более 60 баллов, то его нервы истощены. Необходимо принять срочные меры и обязательно обратиться к врачу».

- Сначала сходите к врачу. Сдать необходимые анализы (сахар, гемоглобин и др.) и электрокардиограмму. А сейчас мы проведем консультацию.

-Давайте проанализировать причины проявления признаков эмоционального выгорания.

- Обратим внимание на высокие баллы в заполняемом Вами тесте.

- Жалуетесь на быструю усталость, резкие смены настроения, плохое настроение, нехватку самообладания. Вы часто бываете быть раздраженным и нервным. У Вас чаще всего стало возникать чувство неудовлетворённости. Вы стали копить в себе неприятности. Вы считаете, что необходимо в вашей работе быть всегда на высоте. Испытываете недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие.

- Ваше здоровье требует внимания и заботы, отдыха. Поэтому мы будем говорить о СЭВ (синдром эмоционального выгорания).

  1. Консультация.

- Я начну беседу с термина «Эмоциональное выгорание». В 1974 году американский ученый-психиатр Х.Фрейденбергер ввел в обращение термин «burnout» «эмоциональное выгорание (сгорание)» для характеристики психологического состояния людей, работающих в системе «человек-человек» в атмосфере повышенного эмоционального напряжения при оказании профессиональной помощи или услуг.

- Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми ( учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков). Всех, чья деятельность невозможна без общения.

- Посмотрите на два портрета педагогов. Они разные. Один портрет эмоционально выгоревшего педагога, а второй портрет эмоционально благополучного педагога.

- Консультация для педагога на тему Профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагога на тему Профилактика эмоционального выгорания

-Расскажу о трёх стадиях развития эмоционального выгорания..

Первая стадия.

Признаки.

Вторая стадия.

Признаки.

Третья стадия.

Признаки.

Хроническая усталость.

Эмоциональное истощение и опустошенность.

Состояние растерянности.

Иногда теряют ясность мысли и способность разрешать проблемы.

Избегание, дневные грезы, иллюзии.

Частые смены настроения.

Исчезают положительные эмоции.

Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности:

Возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Постоянная хроническая усталость.

Часто теряют ясность мысли.

Фрустрация, неудовлетворенность, цинизм, нечувствительность к другому человеку.

Становится трудно сосредоточиться.

Люди на этой стадии очень не уверенны в себе и чрезмерно чувствительны к критике.

Неприязнь начинается постепенно проявляться в присутствии учеников, также антипатия и вспышки раздражения.

Люди на этой стадии чувствуют себя разбитыми.

Ощущение себя неудачником, отсутствие энергии, невозможность сосредоточиться.

Снижение иммунитета к болезням, депрессия.

Эмоциональное отношение к миру «уплощается». Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

- В тесте Вы указали, что Вы считаете, что необходимо в вашей работе быть всегда на высоте. Нужно обратить внимание на это. Работаете как белка в колесе. Белки в колесе трудолюбивые люди, но они очень слишком заняты (загружены)разнообразными делами и пытаются достичь поставленных целей. Пора Вам найти минутку отдыха в жизни!

- У меня есть рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания «Утверждения белки, которая все время крутится в колесе».

-Слушайте ее утверждения:

  1. «Легче все сделать самой, чем научить кого-то выполнять ту или иную работу».

  2. «Я сделаю все лучше и быстрее, чем кто-либо».

  3. «Своими просьбами о помощи я вызову лишь раздражение».

  4. «Стыдно признаться в том, что не успеваешь сделать все сама».

  5. «Близкие сами должны догадаться, что я нуждаюсь в поддержке».

- Как Вы думаете, что эти пять утверждения верны или ошибочны?

- Все эти пять утверждений считаются ошибочными. Запомните.

- Испытываете недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие.

3. Упражнение «Перечислите».

-Давайте перечислить способы, чтобы снять эмоциональное напряжение и разрешить своим чувствам выйти наружу. По-другому говорю: «Как избавиться от признаков стресса?». Я напишу на листе бумаги, а Вы перечислите все способы.

Примерные ответы.

  1. Прогулка перед сном.

  2. Душ (водные процедуры) перед сном.

  3. Танцевать, прыгать, двигаться животом.

  4. Слушать музыку.

  5. Побыть в уединении где-то (кафе, парк, библиотека).

  6. Читать любимую книгу.

  7. Смотреть любимый фильм.

  8. Пригласить друзей и пить с ними чай с тортом ( или на пикник, шашлык).

  9. В компании верных друзей выговориться, поделиться и посмеяться, (если надо и сможете)поплакать.

  10. Завести дневник наблюдений.

  11. Массаж. Спорт. Физкультура. Бег трусцой. Ходьба. Плавание…..

  12. Заниматься рукоделием (вязание, бисероплетение, лоскутное шитье, вышивание).

  13. Садовое дело.

  14. Рисование.

  15. Есть физические способы (пинать, разбить посуду. кричать, порвать бумагу,…)

  16. ……

  17. ….

- Для обретения душевного равновесия есть много способов. Среди них, я считаю, самый эффективный способ -это аутотренинг.

- Аутотренинг проводится для снятия раздражения и тревожности. Аутотренинг помогает поднять настроение и учит человека любить(принять) себя таким, какой есть. Каждое утро говорите себе перед зеркалом.

- Прочитаем вместе памятку «Ежедневный аутотренинг для улучшения настроения».

«Обращение к себе любимой!

Я такая лапочка! Я такая цаца!

На меня красавицу не налюбоваться.

Я такая умница. я такая краля, вы

Такой красавицы сроду не видали.

Я себя, любимую, холю и лелею.

Ах. какие плечики! Ах, какая шея!

Талия осиная, бархатная кожа.

С каждым днём красивее, с каждым днём моложе.

Зубки, как жемчужинки, с каждым днём прочнее!

Ножки-загляденье, с каждым днём стройнее!

волосы шикарные, вам и не мечталось,

На троих готовим, мне одной досталось.

Никого не слушать, коль стыдят и охают,

Потому что лучшая, потому что знаю.»

- Есть хорошее и подходящее Вам предложение для аутотренинга.

- «Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!».

- Так что, дорогой мой собеседник, не нагружайтесь сверх меры. Это не нужно ни Вам, ни окружающим, ни тому делу, которому Вы так ревностно служите.


  1. Обратная связь.

- Приходите на следующую консультацию. Будет следующая тема «16 секретов счастливых людей». Я думаю, что эта тема будет полезной для Вас. Согласны?

Ответ собеседника.

  1. «До следующей встречи!».






Список литературы:

1.Алексеева Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов. /ж. Дошкольная педагогика, №7, 2010.

2.Семиздралова О. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов. /ж. Социальная педагогика, №6, 2009.

3.Чистякова С. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? /ж. Директор школы, 34, 2010.

4..Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя./ж. Вопросы психологии, №6, 1994.

5. Янковская Н. Проблемы эмоционального выгорания педагогов. Советы специалиста. /ж. Воспитательная работа в школе, №3, 2009.








Приложение № 1.

Тест «Состояние вашей нервной системы»

(Источник литературы: Чистякова С. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? /ж. Директор школы, 34, 2010).

Вопросы

нет

редко

да

часто

1

Часто ли вы бываете, раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2

Часто ли у вас учащённый пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3

Часто ли вы быстро устаёте?

0

2

4

8

4

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворённости?

0

2

3

6

6

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, дискомфорт и боль в суставах?

0

2

4

8

9

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

10

Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги?

0

2

3

6

11

Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда на высоте?

0

2

4

8

12

Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14

Ощущаете ли вы недовольство собой и окружающим миром?

0

2

4

8

15

Курите ли вы?

0

2

5

10

16

Мучают ли вас страхи?

0

2

4

8

17

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?

0

2

4

8

18

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8

Приложение №2.

Проверьте себя.

0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.

46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.


© 2010-2022