- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по психологии
Рабочая программа по психологии
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Желвакова А.В. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ВЛГ №1389 Кругляков К.М. «1» сентября 2015 г.
| РАССМОТРЕНО на заседании м/о Протокол № 1 от «1 » сентября 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 1-4 классов
внеурочной деятельности в начальной школе
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
на 2015 /2016 учебный год
Классы: 1А,1Б,1В,1Г,2А,2Б,2В,2Г,2Д, 3А,3Б,3В,3Г, 4А,4Б,4В,4Г
Педагог - психолог: Желвакова Анастасия Вячеславовна
Количество учебных часов: в неделю - 1, в год - 135 ч.
Для реализации программного содержания курса используются:
Методические пособия: содержащие конспекты занятий в 1 - 4 классах
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
-
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов на каждый год обучения. М.: Генезис 2014г.
-
Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего мира. Королевство Разорванных Связей. Книга для чтения. 3-у изд. М.: Генезис, 2014г.
-
Наглядные пособия.
Тематическое планирование составлено на основе:
- авторской учебной программы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2014 г.
Москва 2015 г.
Пояснительная записка.
Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования, ее первый вариант был разработан более пятнадцати лет назад, и сейчас по программе ведутся занятия во многих школах страны. Предлагаем вашему вниманию усовершенственный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования, с учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Главная цель программы - развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений - к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.
Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
- помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- учить методам и приемам познания себя;
- учить осмысленно, относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
- помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
- научить детей осознавать называть собственные переживания;
- помочь осознать свои недостатки и способности;
- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Курс рассчитан на четыре года обучения. Желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10 - 14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом.
Продолжительность занятий 35 - 45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 занятий (одно занятие в неделю). В программу каждого года обучения включены по пять разделов.
В комплект методических материалов к программе входят:
-
Методические пособия, содержащие конспекты занятий в 1-4 классах;
-
Книга для чтения - «Сказки о самой душевной науке» (автор Вачков И.В.)
-
Рабочие тетради для учащихся на каждый год обучения.
Нормативные документы для разработки программы
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
-
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Возраст: 6 - 10 лет.
Педагогические средства
-
Специально организованная среда
-
Специально организованные занятия.
-
Физкультминутки.
-
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
-
Работа с книгой.
-
Инсценировки
-
Праздники и соревнования.
-
Диагностика и контроль.
Формы работы.
-
Тренинги
-
Беседы и дискуссии
-
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
-
Релаксационные упражнения
-
Психигимностические этюды и элементы.
-
Работа с книгой
-
Работа с притчами
Планируемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
-
Низкий уровень тревожности
-
Высокая и нормальная самооценка
-
Позитивное отношение к себе и своей личности
-
Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
-
Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
-
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
-
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
-
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
-
Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
-
Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
-
Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
-
Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Уровни сформированности УУД по годам обучения
На момент поступления в школу
На момент окончания 1 класса
На момент окончания 2 класса
На момент окончания 3 класса
У выпускников начальной школы
Личностные УУД
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки
Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.
Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли
Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ
Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.
Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах
Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности
Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям
Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности
Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции
Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)
Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.
В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему
Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему
Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых
Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно
Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.
Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека
Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам
Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников
Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого
Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки
Регулятивные УУД
Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности
Принимает и сохраняет учебную задачу
С помощью педагога ставит учебную задачу
Способен сам поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной
Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную
Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале
Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности
Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности
Проявляет умения произвольности предметных действий
Овладевает способами самооценки выполнения действий
Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны
Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат
Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия
Коммуникативные УУД
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности
Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.
Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту
Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию
Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии
Проявляет любопытство ко всему новому и необычному
Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность
Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать
Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации
Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации
Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности
Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою
Частично владеет навыками преодоления конфликта
Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать
Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении
Тематическое планирование занятий в 1 классе
Название занятия
Количество часов
Ключевые задачи, решаемые на занятиях
Планируемые образовательные результаты
Я теперь школьник
Знакомство
1
Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму
- эмоционально - положительное отношение к школе;
- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания
Знакомство продолжается
1
Создать условия для самораскрытия и мотивирования на заимопознание
Я теперь школьник
1
Познакомить с правилами школьной жизни и занятий
Что значит быть школьником?
1
Помочь в сознании социальной позиции школьника
Знакомство с Пси- Магом
1
Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности
Введение в мир психологии
Королевство Внутреннего мира
1
Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности.
- способность к самопознанию и самооценке;
- зачатки личностной рефлексии
Сказка о волшебных зеркалах - 1
1
Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я - образа. Развивать самоанализ и рефлексию
Сказка о волшебный зеркалах - 2
1
Что я знаю о себе!
1
Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии.
Что я знаю о себе и о других!
1
Помочь посмотреть на себя глазами других людей
Я - это кто?
1
Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности с самоанализу и рефлексии
Психика и познание мира
Мои ощущения
1
Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений.
- осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности.
- стремление к самоизменению
Мое восприятие мира
1
Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира
Мое внимание
1
Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие внимательности
Как быть внимательным!
1
Развитие умения замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания
Психика и познание мира
Развиваем свое внимание
1
Помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизация и развитие произвольного внимания
Я умею быть внимательным
1
Мотивирование на развитие собственного внимания, развитие произвольного внимания и наблюдательности
Темперамент и характер
Что такое темперамент!
1
Содействие осознанию индивидуальных различий между людьми, знакомство с психологическими особенностями различных типов темперамента
- осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе.
- позитивное самоотношения.
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Типы темперамента
1
Осознание уникальности и неповторимости каждого человека, мотивирование на познание особенностей своего темперамента, развитие умения различать его типы
Разные люди - разные типы темперамента
1
Закрепление умения различать типы темперамента, осознание собственной уникальности, развитие экспрессивных возможностей
Разные люди - разные характеры
1
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать черты характера
Какой у меня характер?
1
Мотивирование на осознание черт собственного характера, актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера
Какой характер у других?
1
Мой характер: оценим недостатки
1
Содействие осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения обратной связи, развитие рефлексивных способностей и способностей оценивать других
Я и мои эмоции
Что такое эмоции?
1
Мотивирование на познание собственного эмоционального мира, осознание собственных эмоций
- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия.
- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций.
- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Какие бывают эмоции?
1
Расширение активного словаря для обозначения эмоций, мотивирование на понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к их «прочтению»
Конкурс чувствоведов
1
Что я знаю о своих эмоциях?
1
Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через рисунок
Королевство Внутреннего мира
1
Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания собственной психической реальности, развитие рефлексии
Тематическое планирование занятий во 2 классе
Название занятия
Кол-во часов
Задачи
Планируемые результаты
Введение в мир психологии
Мои летние впечатления
1
Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу
Мотивация на самопознание и самоизменению.
Зачатки осознания своих достоинств и недостатков.
Умение работать в парах.
Какой я?
1
Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества
Психология - знакомая незнакомка
1
Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества
Я и мои желания
Мои желания
1
Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии
Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.
Сформированная мотивация достижения результата.
Зачатки рефлексивной самооценки.
Сказка о борьбе мотивов
1
Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии
Мои мотивы
1
Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов
Какие мотивы у других?
1
Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей
Кладовая памяти
Загадка Психоочистителя - 1
1
Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы
Осознание своих когнитивных возможностей.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении.
Стремление к совершенствованию своих способностей.
Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов.
Загадка Психоочистителя - 2
1
Что такое память?
1
Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти
Виды памяти
1
Какая у меня память?
1
Изучение особенностей собственной памяти, ее сильных и слабых сторон, развитие мнемических способностей
Эмоциональная память
1
Знакомство с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей
Как лучше запоминать?
1
Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания
Я умею запоминать!
1
Что я знаю о памяти?
1
Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти
Лабиринты мышления
Сказка о профессоре Мышлении
1
Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать
Сформированность умения анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Сформированность умения синтеза.
Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным признакам.
Сформированность умения генерализации и выведения общност для ряда или класса единичных объектов.
Сформированность умения подводить под понятие на основе распознавания объектов
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых
1
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать
Учимся думать вместе!
1
Учимся обобщать и находить закономерности
1
Развитие логического мышления
Учимся находить противоположности
1
Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности
Учимся думать логично - 1
1
Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности
Учимся думать логично - 2
1
Учимся думать творчески
1
Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулирование проявления креативности
Что я знаю о мышлении?
1
Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении
Как стать талантливым
Фантазируем с Фантузией
1
Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности
Сформированное на уровне представления умение решать проблемы творческого характера.
Мотивация на дальнейшее самопознание.
Что такое способности?
1
Я знаю, что я…
1
Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих способностей, развитие интереса к внутреннему миру
Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ
1
Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта
Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ
1
Тематическое планирование занятий в 3 классе
Тема занятия
Кол-во часов
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
Раздел 1. Введение в психологию общения
Новая встреча с психологией
1
Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества
Коммуникативные УУД
Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД
Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.
Учебно - познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач.
Начало путешествия в Страну Общения
1
Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей
Что взять с собой в путешествие?
1
Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно
Что я знаю о себе?
1
Пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения
Раздел 2. Психология отношений: Ты - Я - Он/ Она = Мы
Как и почему начинаются споры?
1
Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно
Коммуникативные УУД
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные УУД
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Сказка о конфликте и контакте
1
Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества
осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия,
Качества, важные для общения
1
Какие мы в общении?
1
Понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия
Я общительный или замкнутый?
1
Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей
Королевство Разорванных Связей
1
Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия
Свои и чужие
1
Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другим
Робинзоны
1
Девчонки + мальчишки =…
1
Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу
Друзья и недруги
1
Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы
Дружба - это…
1
Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности
Коммуникативные УУД
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение допускать возможность существования различных точек зрения.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
Умение договариваться и приходить к общему решению.
Личностные УУД
Усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание друг друга», «толерантность»
Мы - дружная команда
1
Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения
Правила доброжелательного общения
1
Дружная страна
1
Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения
Как мы все похожи!
1
Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других
Какие мы все разные!
1
Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения
Сказка о Другой Точке Зрения
1
Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения
Скажи мне, кто твой друг…
1
Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я
Скажи мне, кто твой друг…
1
Комплимент - это…
1
Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки
Коммуникативные УУД
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Умение задавать вопросы.
Умения строить понятные высказывания.
Личностные УУД
Эмпатия.
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?
1
Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений
Раздел 4. Поддержка в общении
Давайте говорить друг другу комплименты
1
Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения
Давайте говорить друг другу комплименты
1
Как мы переживаем эмоции?
1
Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения
Коммуникативные УУД
Умение строить понятные высказывания.
Личностные УУД
Усвоение моральных ценностей.
Эмпатия.
Мы умеем выражать свои эмоции!
1
Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции
Как мы понимаем эмоции других?
1
Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства
Как мы умеем сопереживать!
1
Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала
Календарно - тематическое планирование занятий в 4 классе
Тема занятия
Кол-во часов
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
Раздел 1. Приглашение в Страну Общения
Знакомьтесь - психология!
1
Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира: показать важность развития коммуникативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции
Коммуникативные УУД
- осознание важности познания и улучшения навыков общения
Личностные УУД
- формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию
Я - это интересно
1
Способность развитию у детей навыков рефлексии; содействовать формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности, достижения.
Что мы знаем обобщении?
1
Способствовать актуализации материала из важнейших тем: 3-го занятий по программе; и содействовать
Общение дело общее
1
Развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества
Раздел 2. Инструменты общения
Как хорошо уметь… слушать
1
Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать развитию умения слушать
Коммуникативные УУД
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
формулировать: - собственное мнение и позицию;
- задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
- слушать;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет
Активное и пассивное слушание
1
Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возможность побывать в роли и говорящих, и слушающих
Как важно уметь задавать вопросы
1
Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника
Практикум активного слушания
1
Развивать умение активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему
Поговорим без слов
1
Познакомить с неречевыми средствами общения
Раздел 2. Инструменты общения
Практикум неречевого общения
1
Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции
Личностные УУД
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Практикум неречевого общения (продолжение)
1
Речь
1
Показать значимость грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении
Берегите, пожалуйста, речь!
1
Способствовать развитию навыков эффективного речевого взаимодействия
А умеете ли вы спорить?
1
Раскрыть содержание понятий «спор» и «дискуссия»; развивать умение убеждать; показать важность использования аргументов в споре
Чемоданчик Мастера Общения
1
Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности
Раздел 3. Осторожно общение!
В море знаний
1
Мотивировать учащихся на сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде; научить детей работать с различными словарями
Коммуникативные УУД
- умение учитывать позиции других людей;
- обосновывать собственную позицию;
- координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
- договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные УУД
- усвоение таких ценностей, как семья и родительская любовь
Коротко да, ясно, оттого и прекрасно…
1
Развивать умение обобщать информацию и точно ее передавать; способствовать сплочению классного коллектива
Имя мое…
1
Пробудить интерес к истории своего имени: помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности
Моя семья
1
Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различным членам семьи
В пещере эмоциональных взрывов
1
Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помощью неречевых средств
Научно практическое исследование конфликта
1
Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стратегиях поведение в конфликтных ситуациях
Раздел 3. Осторожно общение!
Выиграть - проиграть?
1
Познакомить с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов; способствовать осознанию причин возникающих конфликтов и поиску способов разрешения конфликта; развивать умения учитывать мнение разных людей и работать в команде
Сказка о понимании
1
Развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях; дать представление о том, что помогает людям понимать друг друга; помочь детям увидеть, что умение понимать причины своего поведения тесно связано с умением понимать причины поведения других людей; содействовать осознанию различных аспектов Я - образа
День рождения - День творения
1
Содействовать осознанию богатства и цельности собственного Я через ресурсы метафоры; способствовать развитию творческих способностей
Раздел 4. Здравствуй, Страна Общения!
Могу и хочу
1
Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения; показать значимость позитивной установки для комфортного общения
Коммуникативные УУД
- формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества
Личностные УУД
формирование:
- положительной адекватной самооценки;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- умения видеть свои достоинства и недостатки;
- мотивация на дальнейшее сапознание и саморазвитие
Когда приходит понимание?
1
Помочь осознать важность внимательного отношения к другому человеку; развивать способность к пониманию внутреннего мира
По дороге сказок
1
Помочь актуализировать психологическое содержание сказок из книги «Королевство Разорванных Связей»; развивать способность к самопознанию через идентификацию со сказочными персонажами; навыки взаимодействия в команде
В королевстве…
1
Напомнить правила комфортного общения в классе; развивать навыки сотрудничества и творческих способностей
Встреча с Мастером Общения?
1
Содействовать осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач; обеспечить «укоренение» правил комфортного общения в классе
До свидания, Психологическая азбука!
1
Стимулировать интерес к самопознанию и психологии; обобщить полученный запас на занятиях в течение четырех лет опыта
Список литературы.
-
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева -М. : ТЦ Сфера,2006. - С.88
-
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. - М. : Вентана-Графф, 2002. - С.64
-
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 144 с
-
Аржакаева Т.А. , И.В. Вачков,, А.Х. Попова Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе - М.: Генезис, 2012. - 136 с
-
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе - М.: Генезис, 2013. - 144 с
-
Аржакаева Т.А., И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе - М.: Генезис, 2013. - 128 с
-
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... - М. : Вентана-Графф, 2002. - С.32
-
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... - М. : Вентана-Графф, 2002. - С.32
-
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... - М. : Вентана-Графф, 2002. - С.38
-
Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... - М. : Вентана-Графф, 2002. - С.48
-
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2011. - С.224
-
К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
-
Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). - Волгоград: Учитель, 2007, С.85
-
Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.78
-
Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.36
-
Психологическое здоровье - основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. - С.67
-
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.65
-
Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.87
-
Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
-
Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006