- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект занятия по теме Уверенное, неуверенное и грубое поведение для подростков 11-14 лет
Конспект занятия по теме Уверенное, неуверенное и грубое поведение для подростков 11-14 лет
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Е.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«УВЕРЕННОЕ, НЕУВЕРЕННОЕ И ГРУБОЕ ПОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ.
Цель: обучить вербальным и невербальным формам выражения уверенного поведения; отличить их от неуверенного и грубого; формирование стремления к самопознанию и самовыражению, возможности распознавать личностные качества, стремление к взаимодействию с другими людьми
Материалы, необходимые для занятия: две тряпичные куклы, тетради каждому участнику, ручки.
I Вводная часть.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия.
Участники встают в круг и кладут на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Здравствуйте!»
Рефлексия предыдущего занятия и обсуждение домашнего задания.
Психолог: Ребята, давайте поделимся впечатлениями о прошлом занятии и о домашнем задании. Вам надо было придумать свой знак, который
говорит о том, что вы не хотите участвовать в выполнении задания или говорить.
Ребята делятся впечатлениями и показывают придуманными ими знаки.
Психолог: сегодняшнее наше занятия посвящено уверенному, неуверенному и грубому поведению.
II Основная часть.
Упражнение «Уверенные, неуверенные и грубые ответы»
Основное правило: участвовать должны все участники, причем они же должны квалифицировать ответ как уверенный, неуверенный и грубый.
Психолог: Вот эта кукла (показывает на руку) будет рассказывать, что произошло, а тот, кто надевает на руку вторую куклу должен будет показать как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек.
Психолог надевает на руку куклу и от ее имени предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к участникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные психологом.
Примеры предлагаемых ситуаций:
-
поставили незаслуженную двойку;
-
хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;
-
не принимают в игру;
-
несколько человек играют, хочешь поиграть, сними, просишь, чтобы тебя приняли в игру;
-
взрослые не разрешают тебе играть в компьютерную игру;
-
друг рассказывает тебе что-то, а тебе надо идти;
-
отказываешь кому-либо в просьбе;
-
хочешь познакомиться со сверстниками.
Психолог: Молодцы! Справились с заданием. Давайте теперь обсудим и определим, что же такое уверенное, неуверенное и грубое поведение.
В какой форме (уверенной, неуверенной или грубой) было труднее отвечать на заданные ситуации?
Происходит обсуждение выполненного упражнения.
Упражнение «Футболка с надписью»
Психолог: Ребята, сейчас мы выполним упражнение, где каждый из вас должен «падать» себя, то есть одним словом или словосочетанием рассказать о себе. Представьте, что вы футболка. Создайте надпись о себе на своей «футболке». Оговаривается, что надпись может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о подростке сейчас - о его любимых занятиях, об отношениях к другим, о любимых играх, о том, чего он хочет от других.
Психолог: возьмите тетради и на обложке напишите надпись.
После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Психолог во всех случаях дает эмоциональную поддержку.
После того, как все зачитают свои надписи, происходит обсуждение надписей, о том, что мы хотим сообщить о себе другим людям своими надписями.
Упражнение «Сила слова»
Психолог: Ребята, откройте тетради и составьте три списка слов, характерных для уверенных, неуверенных и грубых ответов.
После выполнения задания, ребята зачитывают написанные ими слова.
Упражнение «Зеркало»
Психолог: Ребята, давайте встанем в два круга так, чтобы получился внешний и внутренний. По моему сигналу тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики - уверенного, неуверенного или грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изобразил. Если он угадал правильно, оба участника поднимают вверх руку. Затем по моему сигналу, стоящий во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. Итак, приступаем к выполнению задания. Психолог фиксирует количество правильно угаданных поз.
После того, как будет пройден весь круг,роли меняются.
Психолог: Давайте поменяемся ролями. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем - разгадывают их.
Психолог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Давайте обсудим выполненное упражнение.
-
Какие позы чаще загадывались?
-
Почему?
-
Какие легче угадывались?
-
Почему?
Подростки отвечают на вопросы психолога.
Психолог: основная часть нашего сегодняшнего занятия подошла к концу.
Спасибо всем за участие. Теперь я хотела бы услышать, какое из сегодняшних упражнений было наиболее сложным? Почему? Какое упражнение вам больше других показалось интересным и познавательным? Какое помогло «раскрыться»?
IIIЗаключительная часть.
Домашнее задание.
Психолог: Понаблюдайте за собой и окружающими: как проявляется уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.
Ритуал конца занятия.
Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят: «До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга.
Список литературы:
1.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.:Питер, 2003.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
5.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 256с.
6. Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль,: Академия развития,2002.
7. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести…М.: Аркти, 2007.