- Преподавателю
- Школьному психологу
- Положение о стартовой диагностике готовности первоклассников к школьному обучению
Положение о стартовой диагностике готовности первоклассников к школьному обучению
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Т.Е. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей №15» имени академика Юлия Борисовича Харитона
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_________ В.И. Шемякина
«___» ____________ 2011г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о стартовой диагностике готовности первоклассников к школьному обучению
«Рассмотрено»
на методическом объединении
учителей начальных классов
протокол №1
от «30» августа 2011г.
-
Пояснительная записка
Настоящее Положение о стартовой диагностике готовности первоклассников к школьному обучению разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Проблема подготовки ребенка к школе в настоящий момент остается одной из актуальных в педагогической и психологической теории и практике. По мнению Л.С. Выготского «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу».
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется изменением положения ребенка в системе социальных отношений и всего образа его жизни. Учение начинает осознаваться им как трудовая деятельность, как участие в повседневной жизни окружающих людей. Содержание внутренней жизни первоклассника тесно связано с учением, поэтому успех или неудачи в учебе приобретают аффективную окраску. В первом классе успешность в овладении учебной деятельностью, программным содержанием учебных предметов и оценка педагога являются важнейшими критериями отношения к себе для большинства детей. В развитии самооценки младших школьников большую роль играет их познавательная мотивация, желание узнать что-то интересное о мире и о себе. Интерес к школе, первоначально сформированный на базе игровой и социальной мотивации, при возникновении первых трудностей в обучении резко падает, поскольку ни игровые, ни социальные мотивы непосредственно не связаны с содержанием обучения.
Успешность обучения определяется готовностью ребенка к школьному обучению. В современных исследованиях подчеркивается, что готовность к школьному обучению - это достижение такого уровня личностного развития, который наиболее полно соответствует потребностям современной начальной школы и позволяет достигать высокой результативности учебного труда школьника с первых дней обучения. Готовность к обучению складывается из:
-
психологической,
-
мотивационной,
-
физической готовностей,
-
сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличия учебных навыков, полученных до школы, а также
-
адаптационных ресурсов ребенка.
Психологическая готовность к школе - это необходимый достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.
Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. В предшкольном возрасте ребенок должен, во-первых, уметь различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете его отдельные параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Овладевая средствами для выделения параметров вещей, ребенок осваивает общественно выработанные способы познания предметов. В связи с этим, важным аспектом диагностики должна стать познавательная сфера ребенка, в первую очередь, уровень мышления.
К психологическим предпосылкам обучения в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Высокий уровень психологической зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность к школьному обучению - следующий важный аспект готовности ребенка к школе. Ребенок стремится к функции ученика. Важно установить наличие мотивов (познавательных и социальных) учения первоклассника, «внутренней позиции школьника».
При диагностике готовности прежде всего надо обращать внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности. В связи с произвольностью поведения встает вопрос о способностях и возможностях ребенка вступать в коммуникацию, общаться со взрослым и сверстниками.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем
функциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Физическая готовность оценивается через показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребёнка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребёнка, ресурсы и цена адаптации.
Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.
Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой.
Данный показатель отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторной координации; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок успешного овладения звуковым анализом и синтезом.
Наличие учебных навыков у ребенка.
Этот показатель отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Для более детального изучения состояния готовности первоклассников к обучению в школе необходимо дополнительно к результатам диагностического обследования представить мнения учителей и родителей о готовности по чтению, счету и письму. Наличие учебных навыков у первоклассников и степень их сформированности выявляются в ходе анкетного опроса учителей, к которым пришли первоклассники, и опроса родителей, которые могут описать, что же знал и умел делать их ребенок перед поступлением в школу, а также с помощью предметных стартовых проверочных работ.
-
Цели и задачи
Для определения готовности первоклассников к школьному обучению используется стартовая диагностика.
Стартовая диагностика - это получение информации о готовности первоклассников к школьному обучению, а также о фактах связанных с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся, которые позволят сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению; отслеживание динамики их развития и разработка рекомендаций по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям.
Цель стартовой диагностики - определение зоны актуального развития и планирование зоны ближайшего развития обучающихся для дальнейшего определения динамики формирования учебной деятельности и личностного развития обучающихся.
Задачи:
-
Выявить степень готовности первоклассников к школьному обучению;
-
Выявить степень готовности к изучению отдельных предметов;
-
Сопоставить выявленные результаты с возрастной нормой развития для критериального оценивания уровня готовности каждого обучающегося и класса в целом;
-
Наметить план формирования УУД;
-
Определить динамику сформированности УУД у обучающихся.
-
Показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Готовность к школьному обучению оценивается через следующие показатели сформированности универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
- выявление мотивации учения;
- определение мотивов учения;
- определение уровня самооценки;
- исследование особенностей личностно-эмоциональной сферы.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля;
- умение осуществлять действие по инструкции;
- изучение саморегуляции - уровня обучаемости ребенка.
На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия:
- развитие вербально-логического мышления (выявление осведомленности, сформированность операции классификации, обобщения, установления аналогий);
- уровень развития наглядно-образного мышления (выявление особенностей зрительно-моторной координации, умение пользоваться схемами и условными изображениями, пространственная ориентировка);
- определение уровня статистического представления, воображения, способности к умозаключению на основе линейных взаимосвязей, способность к динамической наблюдательности (особенности невербального мышления);
- развитие произвольного внимания;
- выявление характера логических связей и отношений между понятиями (преобладание наглядных или логических форм);
-уровень речевого развития (звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слов, лексико-грамматический строй, звуковой анализ и синтез).
При сформированности коммуникативных универсальных учебных действий выделяют следующие показатели:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Задача формирования предметных УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок должен владеть базовыми (т.е. абсолютно необходимыми для начала обучения ребенка в школе) предпосылками овладения грамотой и математикой, а также наличием определенных учебных навыков.
-
Показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка:
Здоровье первоклассника.
Этот показатель формируется на основе данных из медицинской карты первоклассника и его реальных жалоб на состояние здоровья, зафиксированных в школе. Уровень здоровья рассматривается как интегральный показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.
Семья как ресурс школьной успешности ребенка.
Интегральная оценка стратегий родительского поведения.
В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.
Ресурсы и цена адаптации.
Интегрированный показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школьное обучение и является необходимым параметром для оценки адаптации к ней, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья.
-
Инструменты диагностики
Методы диагностики:
-
сбор анамнеза,
-
беседа,
-
наблюдение,
-
анализ работ,
-
устный опрос,
-
диагностическое тестирование,
-
анкетирование.
Формы диагностики:
-
индивидуальная,
-
групповая,
-
фронтальная.
Критерии оценивания: трёхуровневая оценка (высокий, средний, низкий уровни).
Условия проведения: стартовая диагностика первоклассников проводится в начале учебного года в течение второй и третьей недели сентября, итоговая - в конце учебного года (апрель, май).
Форма предоставления: профиль готовности первоклассников к обучению в школе.
Стартовая диагностика проводится педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, учителями начальных классов.
Субъекты диагностики:
Педагог-психолог - проводит психолого-педагогическое обследование учащихся 1 классов, которое позволяет определить уровни готовности к школе, развития познавательных процессов, личностных особенностей.
Учитель-логопед - обследует развитие устной речи, сформированность предпосылок овладения грамотой.
Учитель - оценивает сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков, отслеживает показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка.
Социальный педагог - отслеживает социальный статус семьи.
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей№15» имени академика Юлия Борисовича Харитона