- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект открытого урока «Знаки внимания при общении»
Конспект открытого урока «Знаки внимания при общении»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Урбанович Л.Я. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока
«Знаки внимания при общении».
Цель: ознакомление с понятием «знаки внимания» в процессе коммуникации, повышение коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
- рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания; научиться определять знаки внимания в ситуациях общения;
- изучить особенности взаимодействия в группе, способность брать на себя ответственность, развитие сотрудничества, сплочение группы, развитие креативности и абстрактного мышления.
План урока:
1. Информационный блок. Знаки внимания при общении.
2. Упражнение «Знаки внимания».
3. Разминка «Волна».
4. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».
5. Рефлексия. Корзина пожеланий.
1.Информационный блок. Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, - это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь.
Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?
Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?
Вообще, реакции слушателя при общении бывают следующие:
- молчание (видимое отсутствие реакции);
- поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);
- «эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. - На дискотеку?»);
- «зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
- «парафраз» («пересказ») - передача содержания высказывания партнера другими словами;
- побуждение («Ну и… . И что дальше?»);
- уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);
- наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);
- оценки;
- советы;
- продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
- эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);
- выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);
- высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально - когда просто «полагается» так говорить);
- «хамоватые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);
- «расспрашивание» - слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;
- пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);
- другие (какие еще вы можете назвать?).
Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие - к знакам невнимания, безразличия?
2. Упражнение «Знаки внимания».
Цель: закрепление нового материала, развитие коммуникативных навыков.
Выполняется в группах. Выберите себе партнера. Перед группой разыграйте ситуации общения, демонстрируя внимание или невнимание к разговору. Но при этом представьте, что партнер:
а) не видит, б) или не слышит,
в) или и то, и другое;
и воспользуйтесь доступными ему знаками внимания при общении.
Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждайте, какими знаками внимания пользовался собеседник, как они зависели от особенностей его партнера?
3. Разминка «Волна».
Цель: снятие утомления, активизация работоспособности, улучшение психологического климата в группе.
4. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».
Цель: изучение особенностей взаимодействия в группе, развитие сотрудничества, сплочение группы, развитие креативности и абстрактного мышления.
Задание: построить из листов бумаги максимально высокую башню.
Материалы для работы: бумага и скрепки.
Анализ: высота, время, эстетическая сторона, вдохновитель, прораб, исполнитель, зритель.
5. Рефлексия. Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?
Корзина пожеланий.
Цель: формирование благоприятного психологического климата в группе.
Задание: на листочках написать пожелание, начиная словами «Я желаю тебе…», затем положить в общий пакет, перемешать. Каждый участник группы вытягивает по листочку. Обсуждение.
Понравилось ли Вам занятие? Отзыв. Спасибо. Удачного дня!