Конспект открытого урока «Знаки внимания при общении»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

«Знаки внимания при общении».

Цель: ознакомление с понятием «знаки внимания» в процессе коммуникации, повышение коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

- рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания; научиться определять знаки внимания в ситуациях общения;

- изучить особенности взаимодействия в группе, способность брать на себя ответственность, развитие сотрудничества, сплочение группы, развитие креативности и абстрактного мышления.

План урока:

1. Информационный блок. Знаки внимания при общении.

2. Упражнение «Знаки внимания».

3. Разминка «Волна».

4. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».

5. Рефлексия. Корзина пожеланий.

1.Информационный блок. Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, - это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь.

Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?

Вообще, реакции слушателя при общении бывают следующие:

- молчание (видимое отсутствие реакции);

- поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);

- «эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. - На дискотеку?»);

- «зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;

- «парафраз» («пересказ») - передача содержания высказывания партнера другими словами;

- побуждение («Ну и… . И что дальше?»);

- уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);

- наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);

- оценки;

- советы;

- продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);

- эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);

- выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);

- высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально - когда просто «полагается» так говорить);

- «хамоватые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);

- «расспрашивание» - слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;

- пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);

- другие (какие еще вы можете назвать?).

Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие - к знакам невнимания, безразличия?

2. Упражнение «Знаки внимания».

Цель: закрепление нового материала, развитие коммуникативных навыков.

Выполняется в группах. Выберите себе партнера. Перед группой разыграйте ситуации общения, демонстрируя внимание или невнимание к разговору. Но при этом представьте, что партнер:

а) не видит, б) или не слышит,

в) или и то, и другое;

и воспользуйтесь доступными ему знаками внимания при общении.

Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждайте, какими знаками внимания пользовался собеседник, как они зависели от особенностей его партнера?

3. Разминка «Волна».

Цель: снятие утомления, активизация работоспособности, улучшение психологического климата в группе.

4. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».

Цель: изучение особенностей взаимодействия в группе, развитие сотрудничества, сплочение группы, развитие креативности и абстрактного мышления.

Задание: построить из листов бумаги максимально высокую башню.

Материалы для работы: бумага и скрепки.

Анализ: высота, время, эстетическая сторона, вдохновитель, прораб, исполнитель, зритель.

5. Рефлексия. Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?

Корзина пожеланий.

Цель: формирование благоприятного психологического климата в группе.

Задание: на листочках написать пожелание, начиная словами «Я желаю тебе…», затем положить в общий пакет, перемешать. Каждый участник группы вытягивает по листочку. Обсуждение.

Понравилось ли Вам занятие? Отзыв. Спасибо. Удачного дня!


© 2010-2022