Рабочая программа факультативного курса Тропинка к своему Я (5 класс)

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о псих...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Концептуальный подход

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Подросток стоит перед выбором новой взрослой идентичности (концепция Э. Эриксона), новой целостности, нового отношения к себе и миру, что является следствием разрушения имеющейся с детства идентичности. Данные характеристики определяют подростковый период как кризисный. Завершение поиска себя, формирование идентичности свидетельствуют о позитивном завершении кризиса. Однако это происходит не всегда. Как отмечает Дж. Марсия, работающий в русле концепции Э. Эриксона, помимо достижения идентичности возможны еще три варианта развития. Первый (его он назвал предрешенность) - бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, ценности без самостоятельных решений, а на основе предписаний значимых взрослых, чаще всего родителей. Второй вариант - формирование так называемой диффузии идентичности. Здесь кризис также не испытывается по причине личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки в этом случае стремятся к проявлению внешних форм взрослости - сексуальных контактов, алкоголя, - оставаясь внутренне инфантильными, то есть, не принимая на себя ответственности за свои действия. Третий вариант - мораторий - излишне долгая задержка на кризисной стадии.

Достижение эго-идентичности подростком, то есть личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию - есть главная цель программной линии О.В. Хухлаевой. Благодаря урокам психологии ученикам дается возможность «проложить тропинку к своему Я», то есть достигать эго-идентичности. Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый). Формирование личностной целостности - гармонии человека, как с самим собой, так и с окружающей средой, предостерегает подростков от огромного количества проблем и нарушений развития. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Таким образом, формирование эго-идентичности, внутренней гармонии создает условия для укрепления социальной адаптации и психологического здоровья личности подростка.



Компоненты психологического здоровья:

  • аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.

  • инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

  • Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.



  1. Цели и направления работы

В средней школе психологическое здоровье является целью психологической поддержки подростков, находящихся на этапе возрастного кризиса. В этом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и разного рода нарушений развития.

Цель программы: способствовать формированию психологического здоровья младших подростков

Задачи программы:

- помочь подросткам адаптироваться к условиям средней школы;

- учить лучше понимать себя и других;

- учить принимать на себя ответственность за свои поступки;

- помочь обрести уверенность в собственных силах.



  1. Методические средства

Психологическая информация. Достаточно эффективным методом, способствующим углублению их самосознания, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

Ролевые методы. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.


  1. Программно-методическое обеспечение

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). - 4-е изд. М.: Генезис, 2012

  2. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем/ И.В. Стишенок. - СПб.: Речь,2013

Календарно-тематическое планирование курса «Тропинка к своему Я»

Тема урока

Дата

Планируемый результат

Домашнее задание

Корректировка планов




1

1

Введение в мир психологии

Зачем человеку занятия психологией?








Учащиеся должны:

- знать, в чем сущность психологии как науки;

- понимать значимость занятий психологией

Рисунок счастливого человека


2

2

Я - это я

Кто я, какой я?








Учащиеся должны:

- осознавать свои качества;

- уметь описывать свои особенности и поведение

Сочинение «Какой Я, чем я отличаюсь от других»


3

3

Я - могу








Учащиеся должны:

- осознавать свои возможности;

- понимать значимость внутренних убеждений при преодолении препятствий

Письменно ответить на вопрос: «Чему я хочу научиться?»


4

4

Я нужен!








Учащиеся должны:

- понимать, почему для человека так важно быть нужным окружающим;

- уметь выразить свою нужность в доме, в школе

Иллюстрация к сказке «Повесть о настоящем … цвете»


5

5

Я мечтаю








Учащиеся должны:

- понимать ценность мечтаний как ресурса личности;

- уметь пояснять, что не всякая мечта приносит пользу

Сочинение или рисунок «Мои мечты»


6

6

Я - это мои цели








Учащиеся должны:

- знать что такое средства, способы достижения цели;

- уметь трансформировать мечту в цель

Написать цель и план ее достижения


7

7

Я - это мое детство








Учащиеся должны:

- научиться черпать ресурсы из детских воспоминаний

Рисунок «Я в детстве» и Я сейчас»


8

8

Я - это мое настоящее. Я - это мое будущее








Учащиеся должны:

- уметь сопоставлять свое Я прошлое и настоящее;

- уметь представлять себя в будущем

Принести клей, цветную бумагу, вырезки из журналов


9

9

Психологическая игра «Маска»








Учащиеся должны:

- уметь принимать себя через самооценку и оценку других



10

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Чувства бывают разные








Учащиеся должны:

- знать словарь чувств;

- уметь изображать чувства;


Нарисовать одну-две эмоции


11

2

Стыдно ли бояться?








Учащиеся должны:

- понимать, что все люди в той или иной ситуации испытывают страх;

Иллюстрация к сказке «Как Штирлицев свой страх победил»


12

3

Имею ли я право сердиться и обижаться?








Учащиеся должны:

- знать, как возникает обида;

- уметь адекватно выражать обиду

Рисунок «Подросток рассердился»


13

4

Арт-терапия «Страна чувств»








Учащиеся должны:

- творчески изобразить и «оживить» чувства;

- создать «галерею чувств»

Принести бумагу А4 для рисования


14

5

Арт-терапия «Портрет агрессивного человека»








Учащиеся должны:

- отразить на бумаге представления об агрессивном человеке;

- знать приемлемые формы выражения агрессии

Принести бумагу А4 для рисования


15

1

Я и мой внутренний мир

Каждый видит мир и чувствует по-своему








Учащиеся должны:

- уметь представлять свой внутренний мир;

- знать, что такое личностные границы

Принести пластилин, подложку


16

2

Любой внутренний мир ценен и уникален








Учащиеся должны:

- понимать, что внутренний мир - это отражение индивидуальности;

- знать что такое «Я зеркальное»

Рисунок «своей планеты»


17

3

Тренинг «Кто Я»








Учащиеся должны:

- понимать, из чего складываются представления о нем другими;

- знать, что значить любить себя;

Учить «Гимн себе»


18

4

Игра-медитация «Ослиная шкура»








Учащиеся должны:

- уметь чувствовать себя наравне с окружающими



19

5

Игра-медитация «Развитие»








Учащиеся должны:

- осознать процесс своего внутреннего развития



20

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Трудные ситуации могут научить меня








Учащиеся должны:

- уметь видеть «плюсы» и минусы» в любом событии

Сообщение «Что такое воля?»


21

2

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется








Учащиеся должны:

- понимать, что счастье человека зависит от него самого

Принести бумагу А4 для рисования



22

3

Арт-терапия

Рисунок «Мои мелкие неудачи»








Учащиеся должны:

- проецировать трудности через рисование

Сочинение «Как стать счастливым»


23

4

Пальчиковая куклотерапия








Учащиеся должны:

- уметь решать трудные ситуации, проецируя их на кукол




24

1

Я и ты

Я и мои друзья








Учащиеся должны:

- понимать ценность общения с друзьями

Книги о детской дружбе


25

2

У меня есть друг








Учащиеся должны:

-уметь замечать положительные черты характера у друга;

- формировать их у себя

Инсценировка сказки «Волшебная роща»


26

3

Я и мои «колючки»








Учащиеся должны:

- выявить у себя качества дружелюбия и недружелюбия

Поделка из пластилина к сказке «Шиповник»


27

4

Что такое одиночество








Учащиеся должны:

- понимать, что одиночество - это результат негативного восприятия себя и окружающих



28

5

Я не одинок в этом мире








Учащиеся должны:

- понимать, что счастье каждого основано на силе веры в него

Привести аналогичный пример из детской литературы


29

6

Психологическая игра «Круг доверия»








Учащиеся должны:

- научиться устанавливать доверительные отношения



30

7

Психологическая игра «Контакт»








Учащиеся должны:

- уметь воспринимать и понимать другого человека, ориентироваться на его состояние



31

1

Мы начинаем меняться

Нужно ли человеку меняться?








Учащиеся должны:

- осознать свои изменения



32

2

Нужно ли человеку меняться?








Учащиеся должны:

- осознать изменения в коллективе



33

3

Самое важное - захотеть меняться








Учащиеся должны:

- начать строить новую программу саморазвития



34

4

Обобщающий урок

Коллективный рисунок «Счастье»













© 2010-2022