Практикум для педагогов «Я-УЧИТЕЛЬ»

     Практикум для педагогов  «Я- УЧИТЕЛЬ»  Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность определяется не только  своим характером, темпераметром, физическими качествами и т.д., а тем как человек отвечает на вопросы: 1) что  он знает; 2) что  он ценит; 3) что и как он созидает; 4) с кем и как он общается; 5) каковы его художественные потребности и как он их удовлетворяет, а главное, какова мера его ответственности за свои по...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикум для педагогов (молодые специалисты)

Гимназия №1 г Симферополь 18.03.2014 г

Проэктивная методика «Я-учитель»

Цель: развитие осознанного отношения к деятельности(самоисследование образа «Я-Учитель»), формирование адекватного(нового) образа (коррекционная работа ) для успешной адаптации в работе учителя.

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность определяется не только своим характером, темпераметром, физическими качествами и т.д., а тем как человек отвечает на вопросы: 1) что он знает; 2) что он ценит; 3) что и как он созидает; 4) с кем и как он общается; 5) каковы его художественные потребности и как он их удовлетворяет, а главное, какова мера его ответственности за свои поступки, решения, судьбу. Предлагаю Вам сегодня работая с собой ответить на некоторые вопросы.

План проведения

  1. Нарисуйте рисунок на тему «Я- учитель»

  2. Анализ ключевых моментов:

-как рисовалось?

-что именно было трудно?(выбор образа, цветовая гамма)

3. Анализ собственных эмоций на рисунок: нравится-не нравится; если нет, то что именно.

4. Анализ ключевых элементов работы:

а) личностная направленность : присутствует ли образ «Я», какого размера, где находится, какое эмоциональное состояние объекта.

б) профессиональная направленность: присутствую или нет, в каком объеме

Составляющие профессиональной деятельности:

-компоненты профессиональной деятельности(кабинет, тетради, книги, указка, игрушки, плакаты, столы, парты);

-объекты профессиональной деятельности( ученики, родители, коллеги);

-миссия профессиональной деятельности (учить, воспитывать, развивать)

Анализ ключевых элементов рисунка

  1. Место расположения: положить ладони на лист разделяя его визуально на 3 части. Левая часть- прошлое, правая часть-будущее, середина- настоящее время. Есть ли смещение в какую либо зону?

  2. Определение самооценки: разделить визуально горизонтально лист на 3 части: нижняя часть листа -заниженная, средняя -адекватная, верхняя- завышенная. Обратить внимание на сравнительную характеристику, чем выше образ Я в сравнении с другими компонентами- завышенная самооценка. Если мелкий рисунок, но поднят высоко - компенсация заниженной самооценки.

  3. Горизонтальное расположение листа- фокусирование на реализации материальных потребностей, вертикальное - тенденция к духовному росту, философия смысла жизни, личностный рост.

  4. Характер рисунка: фиксация на себе - важно разобраться в себе, фиксация на пространство и других - важно взаимодействие, работа на окружающих.

Критерии эмоционального выгорания/ несформированость образа профессии.


  1. Отсутствие образа «Я» в рисунке.

  2. Наличие образа «Я» при полном отсутствие других составляющих компонентов.

  3. «Я» в профессии, отсутствие объектов профессиональной деятельности (учитель в классе).

  4. Есть «Я» в профессии и объектов, но отсутствует миссия.

Чем меньше составляющих, тем меньше удовлетворенность.

Коррекционная работа.

Задачи: изменить отношение к работе, если человек создаст новый образ.

Помочь клиенту сформировать адекватный образ «Я - учитель», состоящий из всех 4 компонентов.

Фиксация этого образа на бумаге запускает в подсознании учителя коррекционные механизмы, помогающие ему в реальной жизни вести себя ближе созданному образу и немного больше получать удовольствие от работы/профессии.

В течение 3 дней необходимо дорисовать, перерисовать, приклеить дорисованные элементы, увеличить пространство при желании, внести новые элементы.

Коррекция, как поднятая нога в шаге. Если человек принимает решение в течении 3-х дней и делает шаг то запускается и развивается новая модель поведения, если -нет, то подсознание вернет старую модель поведения.

Данное упражнение помогает (на коррекционном этапе) осознать клиенту составляющие своего образа (внутреннего) профессии и изменить отношение к себе и своей деятельности.

Помимо рисования, возможно, также использовать технику коллажа.

Для коррекции осознанного отношения к своей профессиональной деятельности можно использовать элементы сказкотерапии: притчи, психокоррекционные и психотерапевтические сказки, метод сказкотворчества.

Притча «Как мы строим свою жизнь»

Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.
- Я увольняюсь, - сказал он работодателю. - Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:
- Слушай, а давай так - построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:
- Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...


Мораль: Мы все - прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами построили. Ведь всё, что мы делаем сегодня, имеет значение. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.


Притча «Картина, излучающая покой и умиротворение»

Страничка позитива (притча № 139)




Жил-был один король. И захотелось ему такую картину, которая излучала бы умиротворение и покой. Чтобы каждый раз, глядя на нее, на душе становилось спокойнее и легче. Наградой за такую картину был мешок золота.

Многие художники принялись за работу. Когда все картины были дописаны, король осмотрел их, но среди них лишь две привлекли его внимание.

На одном полотне было изображено тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся вокруг него горы и голубое небо с белыми облаками. На берегу росли диковинные цветы, а над ними порхали пестрые бабочки. Каждый, кто смотрел на эту картину, был убежден, что это и есть совершенная картина покоя.

На втором полотне были горы - острые и угрюмые. Над ними бушевало небо, шел ливень и сверкали молнии. По горной стене падал пенящийся водопад. Это выглядело никак не мирно. Однако, присмотревшись, король увидел у водопада под небольшим каменным козырьком крошечный кустик, растущий из расщелины в скале. На нем птица свила гнездо. Там, в окружении стремительно падающей бушующей воды, несмотря ни на что, она продолжала высиживать птенцов.

Именно эту картину и выбрал король.

Мораль: Покой - это не там, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства. Это там, где при всем этом, вы сохраняете спокойствие в душе.

Жил-был один король. И захотелось ему такую картину, которая излучала бы умиротворение и покой. Чтобы каждый раз, глядя на нее, на душе становилось спокойнее и легче. Наградой за такую картину был мешок золота.

Многие художники принялись за работу. Когда все картины были дописаны, король осмотрел их, но среди них лишь две привлекли его внимание.

На одном полотне было изображено тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся вокруг него горы и голубое небо с белыми облаками. На берегу росли диковинные цветы, а над ними порхали пестрые бабочки. Каждый, кто смотрел на эту картину, был убежден, что это и есть совершенная картина покоя.

На втором полотне были горы - острые и угрюмые. Над ними бушевало небо, шел ливень и сверкали молнии. По горной стене падал пенящийся водопад. Это выглядело никак не мирно. Однако, присмотревшись, король увидел у водопада под небольшим каменным козырьком крошечный кустик, растущий из расщелины в скале. На нем птица свила гнездо. Там, в окружении стремительно падающей бушующей воды, несмотря ни на что, она продолжала высиживать птенцов.

Именно эту картину и выбрал король.

Мораль: Покой - это не там, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства. Это там, где при всем этом, вы сохраняете спокойствие в душе.



© 2010-2022