В помощь родителям Комплекс отверженности

КОМПЛЕКС ОТВЕРЖЕННОСТИ   Самое страшное для ребенка – это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым. Джон Джозеф Эвой   Раннее весеннее утро. Слышно чириканье птиц. Воздух насыщен чудесным ароматом цветущей акации. К дому подъезжает микроавтобус. У калитки его уже ждет женщина с сумкой в руке. Открывается дверь, женщина входит... и вдруг тишину разрывает крик выбежавшего ребенка: - Мама! Мамочка! Милая, родная! Не уезжай! Я люблю тебя, мама, Не бросай меня! Мать возвращается,...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЛЕКС ОТВЕРЖЕННОСТИ

Самое страшное для ребенка - это когда его не любят, и больше всего он боится быть отвергнутым.

Джон Джозеф Эвой

Раннее весеннее утро. Слышно чириканье птиц. Воздух насыщен чудесным ароматом цветущей акации.

К дому подъезжает микроавтобус. У калитки его уже ждет женщина с сумкой в руке. Открывается дверь, женщина входит... и вдруг тишину разрывает крик выбежавшего ребенка:

- Мама! Мамочка! Милая, родная! Не уезжай! Я люблю тебя, мама, Не бросай меня!

Мать возвращается, целует мокрое личико сына и быстро садится в автобус. Мама уехала... «Она меня не любит. Я ей не нужен.»

Каждый из нас испытал когда-то острую боль отвержения. Но наиболее она остра тогда, когда родители уезжают, совершенно не задумываясь о том, какую глубокую психологическую травму наносят своему ребенку. Их ребенок становится жертвой отверженности.

Словарь Уэбстера так определяет отвержение: отказ признавать, принимать, слушать или придавать значение.

Отвержение рождает глубочайшее чувство безнадежности. Когда потребности ребенка игнорируются, либо родителей нет дома, он ощущает свою ненужность, незначительность. В последующие годы человек страдает от ущерба, нанесенного формированию характера в начале жизни.

Не нужно забывать о том, что прежде чем дать, ребенок должен получить: внимание родителей, их любовь, понимание, сочувствие. А дать все это могут родители только тогда, когда они дома. «А как можно было иначе? - оправдываются многие. - Это ведь вынужденная мера, временная». Но мотивы и намерения не интересуют детей, так как в их мышлении отсутствует причинно-следственная связь и способность брать во внимание мотивы поступков. Ответ детей всегда эмоционален, а не логичен. Но каковы бы ни были мотивы, а травма остается. Дети часто падают, что может породить царапины и ссадины. Это видимые травмы. Если рану не обработать, она начнет гноиться, постепенно разовьется инфекция, что опасно для жизни. Разве можно не обращать внимание на травму? Конечно же нет!

Это справедливо и относительно душевных травм. Дети в связи с отъездом родителей получают эмоциональные травмы и раны. В большинстве эти раны тоже не умышленные. Но от этого они не перестают быть реальными. Их необходимо «промыть и дезинфицировать», в противном случае болезнетворная эмоциональная инфекция, которую мы называем «отверженность», будет развиваться.

У нас есть курсы по оказанию первой медицинской помощи, где учат, как обрабатывать раны на теле. Но нам нужны такие-же курсы для психологических травм. И подобно тому, как инфекция порожает все тело, так и эмоциональая рана поражает душу, распространяясь на мысли, чувства и поступки ребенка.

Принимая решение уехать или остаться дома, родителям следует думать прежде всего о ребенке: оно должно благотворно сказаться на его жизни. Поэтому если все-таки решили уехать, родители должны соблюдать несколько правил неотложной эмоциональной помощи:

Первое: крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенности в том, что все хорошо.

Второе: ободрите и успокойте ребенка. Шепните слова утешения, ободрение и поддержки: «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя.»

Третье: не скрывайте того, что вы должны уехать. Верьте в своего ребенка. Опишите словами то, что вы хотите сделать: «Ты испугался, что мама уедет? Мне очень жаль, что я вынуждена уехать, но я тебя люблю и верю, что ты будешь меня ждать.»

Четвертое: выслушайте ребенка. Обращайте внимание не только на то, что он расскажет, но и на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о своих чувствах, боли, страхе, выпуская пар, тем безболезненней расставание.

Пятое: показывайте детям, что их благополучие всегда стоит для вас на первом месте. Всячески помогайте детям преодолеть кризис расставания.

Шестое: милые родители, помните о последствиях вашего отъезда: человек с омертвевшими чувствами отказывает себе в праве на эмоции и не интересуется чувствами других, даже если это его родители.

Мы в ответе не за то, что происходит вокруг нас, а лишь за то, в чем лично принимаем участие.

Надежда МОКАН,

Психолог, г. Вулканешты, Молдова..



© 2010-2022