Programme elective course psychology and career choice

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического совета

МОУ МУК г. Копейска

Зам. директора по УВР

_________ (Т.В. Прозорова)

Протокол № ___

от «___» __________ 2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МОУ МУКг. Копейска

________ (И.В. Юрьева)


«___» ____________ 2013 г.










ПРОГРАММА

элективного курса

«Психология и выбор профессии»

9 класс



Составила

педагог-психолог МОУ МУК

Маширова Л. К.



















Копейск 2013

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для девятиклассников и направлен на повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению. Данная программа основывается на программе предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии». Программа разработана на 18 часов на основании годового календарного учебного графика, состоит из двух частей. Каждый девятиклассник изучает две обязательные части. В первом полугодии учащиеся проходят первую часть программы, во втором полугодии - вторую часть.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределённости, либо сделали свой сомнительный и примитивный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Программа элективного курса «Психология и выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Цель курса - оказать учащимся 9-х классов психолого-педагогическую помощь в выборе профессии - помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства.

Задачи:

  1. Активизировать процесс самопознания, осознания учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей.

  2. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  3. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  4. Создать атмосферу доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.

Методыведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, тренинги.

Ожидаемым результатомпроведения учебного курса для учащихся станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов учащегося в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.

Учебный план элективного курса «Психология и выбор профессии»

9 класс


№ темы

Темы занятий

Дата проведения

Дата фактич. проведения

1 Часть

1.

Определение типа личности по ведущему полушарию.

2.

Диагностика типа мышления. Методика «Тип мышления».

3.

Диагностика эмоциональной и личностной сферы. Методика Айзенка по определению темперамента.

4.

Профориентационное занятие. Игровое упражнение «Автопортрет».

5.

Тренинговое занятие. Профориентационная игра «Ловушки - капканчики ».

6.

Диагностика уровня развития «эффективного интеллекта». Тест эффективного интеллекта.

7.

Исследование основных свойств личности. Личностный опросник «ОТКЛЭ».

8.

Определение типа нервной системы. Теппинг - тест Е. П. Ильина.

9.

Определение общего списка качеств, важных для общения. Дискуссия.

2 Часть

1.

Определение формы (типа) личности. Подробная характеристика личных качеств и особенностей поведения, составление сценария поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Психогеометрический тест С. Деллингер.

2.

Определение роли, занимаемой в группе. Методика «Групповые роли».

3.

Прогноз успешности в профессиональном обучении и освоении нового вида деятельности. Тест «Интеллектуальная лабильность».

4.

Тренинговое занятие. Ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами.

5.

Диагностика творческих способностей: диагностика невербальной креативности, диагностика вербальной креативности.

6.

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.

7.

Формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Тренинговое занятие «Воздушный шар».

8.

Формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Игра «Пожар».

9.

Определение типологических особенностей личности, ведущих черт характера; выявление спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. Индивидуально - типологический опросник Л. Н. Собчик.

Содержание программы

  1. часть.

1.Определение типа личности по ведущему полушарию.

Тест основан на функциональной ассиметрии правого и левого полушария головного мозга. Тест направлен на выявление соотношение ролей функций полушарий мозга. Для этого используются четыре признака, которые являются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни.

2.Диагностика типа мышления. Методика «Тип мышления».

Определение понятия «мышление». Диагностика типа мышления учащихся.

3.Диагностика эмоциональной и личностной сферы. Методика Айзенка по определению темперамента.

С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) - свойства, лежащие в основе темперамента.Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале «нейротизм» и шкале «экстраверсия».

4.Профориентационное занятие. Игровое упражнение «Автопортрет».

Цель упражнения - повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей с их профессией.

5.Тренинговое занятие. Профориентационная игра «Ловушки - капканчики ».

Цель игры - осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

6.Диагностика уровня развития «эффективного интеллекта». Тест эффективного интеллекта.

Тест предназначен для диагностики уровня развития «эффективного интеллекта», то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развития интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Через определённое количество времени можно использовать другую форму теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.

7.Исследование основных свойств личности. Личностный опросник «ОТКЛЭ».

Опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально-психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.

8.Определение типа нервной системы. Теппинг - тест Е. П. Ильина.

Тест позволяет определить тип нервной системы.

9.Определение общего списка качеств, важных для общения. Дискуссия.

Цель занятия - формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

  1. часть.

1.Определение формы (типа) личности. Подробная характеристика личных качеств и особенностей поведения, составление сценария поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Психогеометрический тест С. Деллингер.

Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

2.Определение роли, занимаемой в группе. Методика «Групповые роли».

Цель занятия - определение роли, занимаемой в группе.

3.Прогноз успешности в профессиональном обучении и освоении нового вида деятельности. Тест «Интеллектуальная лабильность».

Тест рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

4.Тренинговое занятие. Ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами.

Цель занятия - показать учащимся механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

5.Диагностика творческих способностей: диагностика невербальной креативности, диагностика вербальной креативности.

Цель занятия - исследование творческих способностей учащихся.

6.Исследование коммуникативных и организаторских склонностей. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

7.Формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Тренинговое занятие «Воздушный шар».

Цель занятия - формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

8.Формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Игра «Пожар».

Цель занятия - формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

9.Определение типологических особенностей личности, ведущих черт характера; выявление спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. Индивидуально - типологический опросник Л. Н. Собчик.

С помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Опросник способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.

Учебно-методический комплект


  1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. - М.: Вече - АСТ, 1997.

  2. Коломинский Я. Л. Человек: психология. - М., 1986.

  3. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005. - 140 с. - (Психология для жизни).

  4. Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. - М.: Издательство РОУ, 1996.

  5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 1. Игровые профориентационные упражнения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 56 с.


© 2010-2022