- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие по профилактике
Занятие по профилактике
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богдокумова П.К. |
Дата | 16.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Карта здоровья»
Цель: способствовать осознанию зависимости здоровья от собственного поведения и действий.
Инструкция: «Сначала начертите в тетради таблицу, состоящую из 3 колонок: «Мои болезни, недостатки внешности, вредные привычки», «Рекомендации врачей, специалистов, родителей», «Мои действия». В графу «Мои действия» могут входить такие, как например, регулярное посещение врача, соблюдение режима дня, советов врача и родителей, занятия спортом , диета и другие».
Комментарий. Это задание выполняется вместе с родителями; таблица заполняется дома, в спокойной обстановке.
Занятие 2. Я хозяин своей жизни. Изучение подростками своей готовности к неожиданным изменениям в жизни, к активным действиям. Осознание необходимости уметь планировать свои действия и отвечать за свои поступки.
Игра «Динозавр»
Название игры родилось в связи с какой-то необъяснимой симпатией детей к этим давно не существующим животным. Может быть, потому что их образ будит в ребятах фантазию, позволяет им перенестись в иной мир, полный опасности и приключений.
Ход игры
На болоте стоит несколько домиков, в которых «живут» участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съест любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь три раза сказать: «Я тебя съем! Я тебя съем! Я тебя съем!». Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, что тот, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: «Иди в мой дом!». Правда, домик настолько мал, что тот, кто пригласил попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилье. Он бежит на кочку, и теперь каждый зовет его к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательными, быстрыми и подвижными.
Игра закончится. Если динозавр успеет трижды произнести: «Я тебя съем!», прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, а динозавр «умрет» с голоду.
Группы играющих меняются, так что все дети могут принять активное участие в игре. Домики обозначаются на полу либо мелом, либо листом бумаги так, расстояние между кочкой и любым из домиков было одинаковым.
Заняв места в домиках и на кочке, участники ждут сигнала ведущего, после чего динозавр играет либо учитель, либо старшеклассник. В эту игру могут играть дети всех возрастов, даже взрослые; ее легко ввести в контекст праздника при большом количестве зрителей.
Игра может быть использована как способ укрепления дружеских отношений между детьми.
«Мой запас прочности», Дневник.
В жизни каждого может возникнуть ситуация, когда нужно быстро и самостоятельно действовать. Случается не каждый день, но учиться находить решения проблем нужно уже сейчас. Помочь если кто-то заболел, попал в трудную ситуацию, купить кому-то из своих крупную покупку, заработать немножко денег, действовать и думать в которых самому, трудности при выборе профессий. Большинство современных профессий (менеджер, брокер, предприниматель и др.) требуют умения принимать быстрое решение. «Лучше хорошее и быстрое решение, чем отличное и запоздалое». Так надо действовать и в сегодняшний динамичной жизни.
Тест «Мой запас прочности»
можно проверить высока ли ваша готовность к внезапным решениям в жизни, способствовать понимать и приспосабливаться к ней.
-
Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.
-
Я с огромным трудом сосредоточиваюсь на чем- нибудь одном.
-
Я умею склонность беспокоиться по всякому поводу.
-
Часто я чувствую себя так плохо, что тошнота поступает к горлу.
-
Нередко, когда я делаю что - нибудь ответственное, мои руки прямо-таки трясутся.
-
Вообще, я часто волнуюсь.
-
Мне частенько снятся кошмары.
-
Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.
-
Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.
-
Часто бывает, что я чувствую боль в животе.
-
Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть
-
Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.
-
Наверняка я обладаю большей чувсвительностью, чем другие люди.
-
В моей жизни постоянно случаются что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь.
-
Жаль, конечно, что мне достанется не так много счастья, как другим.
-
По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.
-
Я теперь не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.
-
Периодами я чувствую, что веду в себя суетливо-просто на месте усидеть не могу.
-
Я теперь не могу преодолевать трудности.
-
Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому вообще.
-
Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.
-
Мне все дается с трудом.
-
Большую часть времени я нахожусь в напряжении.
-
Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.
-
Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их.
Это мое глубокое убеждение.
Далее ведущий просит подсчитать число крестиков и дает следующую интерпре-
тацию полученных результатов:
первая группа: 0-5 крестиков - если в итоге набрано не больше 5 крестиков, значит,
твоя готовность к внезапным неприятностям и резкими изменениям в жизни порой
настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя
ситуации;
вторая группа: 6-10 крестиков - твоя готовность к внезапно переменам и приспособляемость к ним нормальная ;
третья группа: 11-20 крестиков- готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя немного низковаты;
4 группа: 21-25 крестиков- ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего- то серьезного, но и по пустякам.
Я моя социальная роль. Сопоставление себя с другими; самоанализ; оценка окружающих явлений самооценка.
Материалы к играм: карточки с обозначением ролей.
«Моя любимая игрушка»
Цель: развивать навыки самоанализа и способность к самовыражению.
Инструкция: у каждого из нас есть или была любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Эта память связывает нас с чудесным миром детства. «Давайте закроем глаза и попробуем вспомнить свою любимую игрушку. Что это? Как ее звали -величали? Где она сейчас? Расскажите нам о ней, о своих чувствах, которые вызвали эти воспоминания».
Комментарий: Рассказ- по кругу, или. Если группа большая или недостаточно времени, создаются микро группы по 7-8 человек. В данном упражнении целесообразно музыкальное сопровождение.
Игра «Времена года»
Острое желание быть взрослым возникает почти у каждого школьника, особенно в младшем подростковом возрасте. Однако претензии на взрослость принимают часто извращенные формы, делают подростка смешным или грубым, а порой приводят к правонарушениям, бедам.
Ребята меняются на каждом новом этапе.
Веселая ролевая игра «Вр.года» дает ребятам возможность понять, что быть взрослым - значит прежде всего уметь нести ответственность за себя и других людей.
Играющие распределяют между собой роли «мамы», «папы», «бабушки», «дедушки», а так же «детей» (младшего, среднего, старшего возрастов).
В качестве примера предлагаем следующие ситуации.
-
Начало лета. Семья собралась, чтобы обсудить планы на летний отдых. Мама мечтает о поездке на море. Папа хотел бы заняться ремонтом дома. Бабушка с дедушкой планируют спокойный отдых на лоне природы. Старшая дочь планирует отправиться в спортивный лагерь, сын мечтает о путешествии с классом, младшая дочь рвется к другой бабушке которая живет в городе.
-
Зима. Папа приходит с работы в последний предновогодний день и сообщает, что ему выдали премию. Мама давно хотела обновить свой гардероб. Бабушка надеется на теплый платок. Дедушка вспоминает о своих стоптанных тапочках. Сын надеется, что ему, наконец купят велосипед. Дочь хотела бы успеть приобрести новое платье к новому году. Младшая сразу вспомнила о большом плюшевом медведе…
-
Весна. Семья за столом. Мама разливает чай. Окна открыты, тепло и солнечно. Вдруг за окном раздается голос: «Виктор! Пора! Мы ждем тебя!» это кричат друзья сына … через некоторое время другой голос: «Света, принесли новый запись песен! Идем послушаем!». И наконец, за окном обращение к младшей дочери. «Маша! Идем играть в прятки. Сашка приехала!».
-
Осень. Пора убирать урожай на участке. Но у каждого свои планы. Мама хотела устроить день покупок. Папе нужно доиграть партию в шахматы с соседом. Сын договорился с другом пойти на охоту. Старшая дочь поехать с подругами в поход. Младшая дочь приглашена к соседям поиграть с их дочкой. Бабушка устроилась почитать. Дедушка обожает бродить по лесу.
Этот импровизированный спектакль следует остановить, как только станет ясно, способен ли каждый из играющих проявить заботу о других, или он весь во власти своих личных интересов.
Зрители поочередно оценивают действия всех членов «семьи», решая, кто себя по взрослому. Может оказаться, что в семье не оказалось ни одного «взрослого».
В ходе обсуждения ребятам можно задать вопрос: «Кто хотел быть взрослым, почему?».
Министерство образования республики Саха (Якутия)
Таттинское управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чымнайская средняя общеобразовательная школа
Описание занятий
по профилактике
Составитель: социальный педагог
Богдокумова П.К.
2011-2012 у.г.