Сценарий родительского собрания «Учимся говорить по-русски или азбука помощи первоклассникам – инофонам»

Сценарий родительского собрания «Учимся говорить по-русски или азбука помощи первоклассникам – инофонам». Цель: повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей по проблеме преодоления затруднений в обучении первоклассников-инофонов. Родители смогут углубить знанияотрудностях обучения ребенка в первом классе; ознакомятся с видами помощи ребенку, направленными на преодоление трудностей в обучении: родительская поддержка, снижение тревожности, словесные дидактические игры, расширение кругозора через приобщение ребенка к культурным ценностям страны изучаемого языка. специальная стратегия общения с ребёнком в семье.      
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий родительского собрания

«Учимся говорить по-русски или азбука помощи первоклассникам - инофонам»


Цель: повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей по проблеме преодоления затруднений в обучении первоклассников-инофонов.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с возможными трудностями обучения первоклассников- инофонов.

  2. Обучение родителей эффективным видам помощи ребенку, способствующим успехам в учебе.

Форма проведения. Семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

  1. Трудности обучения учащихся- инофонов.

  2. Виды помощи ребенку, направленные на преодоление трудностей общения, обучения.

Ожидаемые результаты.

  1. Родители смогут углубить знания о трудностях обучения первоклассников-инофонов.

  2. Повышается активность родителей, направленная на составление советов по оказанию помощи ребенку при затруднениях в обучении.

  3. Изменение отношения родителей к проблемам преодоления затруднений детей, проявление готовности решать учебные проблемы ребенка.

Приборы и оборудование: жетоны с номерами 1,2 для родителей; словесные дидактические игры, карточки к упражнению «Волшебные слова», ручки; листы бумаги на каждого участника.

Ход собрания

Вступительная часть.

Психолог. Школьное обучение предъявляет одинаковые требования ко всем первоклассникам. Дети, которые обучаются в школе на неродном языке, испытывают больше трудностей в получении знаний в отличие от их иноязычных сверстников. Какова характеристика трудностей обучения у детей-инофонов, помогает или мешает им знание двух языков? Наша встреча посвящена проблеме оказания помощи в обучении первокласснику- инофону.

Основная часть.

Мини-лекция «Трудности обучения детей-инофонов».

Цель. Ознакомить с характеристикой трудностей обучения детей-инофонов.

Психолог. Учащиеся-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали в Россию.

Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне. Ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на их родном языке.

Наиболее типичные трудности школьников связаны с языковым барьером, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений.

У детей наблюдается развитие речи на бытовом уровне. Они не совсем уверенно владеют не родным языком, словарный запас ограничен, отсюда идут вторичные нарушения: неустойчивость почерка, обилие грамматических ошибок, затруднение в построении самостоятельного высказывания, нарушения техники чтения, наличие стойких специфических ошибок, недостаточно чётко усваиваются понятия на русском языке.

Школьники применяют стратегию смешения языков в общении, если знают, что собеседник в любом случае поймёт их.

Учащиеся отличаются низкой социальной адаптацией, которая связана с тем, что они находятся в состоянии растерянности, страха, иные социально и культурно.

У первоклассников наблюдаются общее состояние тревожности и психологическое недоверие к действиям учителя, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению.

Психолог. Все вышеперечисленные проблемы в обучении в целом понижают уровень успеваемости учащихся-инофонов.
Предлагаю Вам ознакомиться с теми видами помощи в усвоении второго (русского) языка, которые способствует успехам в учебе и детском обществе.

Психолог. На этапе адаптации к школе первокласснику необходима поддержка родителей.

Что такое родительская поддержка? Это процесс:

  • в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

  • который помогает ребенку избежать ошибок;

  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка вам необходимо изменить стиль общения и взаимодействия с ним. Предлагаю выполнить упражнение «Волшебные слова». Для дальнейшей работы займите места в группе, согласно взятому жетону (в результате образуются 2 рабочих группы родителей).

Упражнение «Волшебные слова».

Цель. Формировать умения моделировать поддержку в общении ребёнку.

Команды родителей читают карточку со словами и представляют фразы, которые поддерживают у ребенка веру в себя, снижают тревожное состояние (приложение 1).

Предлагаю Вам ознакомиться с памяткой, которую дают педагоги и психологи.

Памятка «Способы поддержки ребенка»

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

6. Уметь правильно взаимодействовать с ребенком.

7. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

8. Избегать частых дисциплинарных поощрений и наказаний.

9. Принимать индивидуальность ребенка.

10. Проявлять веру в ребенка.

11. Демонстрировать оптимизм.

Психолог. Теперь вы знаете способы поддержки ребенка и можете на них опираться в процессе воспитания и обучения.

Успешность обучения учащегося, у которого русский язык родным не является, во многом определяется его психологическим состоянием и настроением. Тревожность, повышенная возбудимость, перепады настроения провоцируют школьника на неуспех. Предлагаю Вам ознакомиться с упражнениями, которые помогут снизить тревожное состояние ребенка (психолог выполняет упражнения с родителями) (приложение 2).

Психолог. Для предупреждения трудностей обучения ребенку необходима помощь семьи, направленная на «речевое воспитание». Словесные дидактические игры могут являться следующим видом помощи, которые способствуют углублению знаний, расширению кругозора, повышают интерес ребенка к языку, а вследствие этого и к изучению различных учебных предметов.

Предлагаю выполнить эти упражнения (приложение 3).

Психолог. Самым существенным для ребенка посредником между ним и русской культурой являются родители.

Для того, чтобы и в условиях русскоязычного общества ребенок мог усвоить основы культуры, необходимы крепкие семейные контакты.

Психолог. Предлагаю каждой команде создать коллажи, которые ознакомят ребенка с духовными ценностями страны изучаемого языка. Возьмите альбомный лист, ножницы, журналы, цветные карандаши, краски. Вклеивайте вырезанные картинки на альбомный лист, или рисуйте на нем, пишите.

Упражнение «Культурные ценности».

Цель. Активизировать родителей к моделированию коллажей, способствующих расширению кругозора ребенка.

Темы коллажей для первой группы родителей.

1. «Праздники, традиции и обычаи страны изучаемого языка». (Слова-подсказки: Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день весны и труда, День Победы, День защиты детей, День независимости России, Рождество, Крещение, Пасха, масленица, гостеприимство, баня, самовар, блины).

2. «Достопримечательности страны изучаемого языка». (Слова-подсказки: Кремль и Красная площадь, Большой Кремлёвский дворец, Государственная Третьяковская галерея, московский планетарий, Могила Неизвестного Солдата, Большой театр, московский метрополитен, ВДНХ).

Темы коллажей для второй группы родителей.

1. «Выдающиеся люди страны изучаемого языка». (Слова-подсказки: Пушкин А. С., А.В. Суворов, Петр Великий, Л. Толстой, Репин, Миклухо-Маклай, В. Маяковский, С. Есенин, Ломоносов М.В., Ю. А. Гагарин, Васнецов А. М., Мичурин И. В., Туполев А. Н., Путин В.В.)

2. «Литературные герои, литература страны изучаемого языка». (Слова-подсказки: Красная Шапочка, Колобок, крокодил Гена, Баба Яга, Чебурашка, Муха-Цокотуха, «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка).

Психолог. Предлагаю ознакомить нас с вашими коллажами (родители показывают коллажи).

Психолог. Составленные коллажи могут способствовать расширению кругозора ребенка; развитию устной речи и впоследствии грамотного письма первоклассника.

Психолог. Семья - это первая ступень социализации для ребенка. Именно в семье находится речевая среда, закладываются исходные жизненные позиции. Для того, чтобы ваш ребенок свободно общался с одноклассниками Вы должны выбрать правильную стратегию общения со своим ребенком. Предлагаю каждой команде написать небольшие советы, состоящие из 2-3 предложения, которые помогут успешно общаться ребенку.

Упражнение «Письмо».

Цель. Транслировать положительный опыт семьи по оказанию помощи ребенку в общении.

Психолог. Мы сейчас незаметно для себя составили рекомендации, которые помогут преодолеть ребенку трудности во взаимодействии со сверстниками и быть успешным в обучении.

Предлагаю Вам ознакомиться с рекомендациями, которые дают педагоги и психологи.

Рекомендации «Стратегия общения с ребёнком»

  1. Обеспечьте регулярное использование русского языка во всех возможных сферах употребления.

  2. Обеспечьте регулярное использование русского языка во всех возможных сферах употребления.


  1. Обеспечьте регулярное использование русского языка во всех возможных сферах употребления.

  2. Учите ребёнка понимать не только бытовую лексику, но и юмор, фольклор, сленг, современные обороты, научную, политическую терминологию.

  3. Учите ребёнка читать и писать на обучаемом языке. Письменная речь помогает разобраться в структуре грамматических конструкций, фонетике и упорядочить их употребление.

  4. Уделяйте больше внимания знакомству с национальной культурой изучаемого языка.

  5. Если ребёнок неправильно или нечётко произносит какие-то звуки, ненавязчиво поправляйте его в повседневных разговорах.

  6. Следите за тем, чтобы ребёнок всегда отвечал на том языке, на котором к нему обращаются.

  7. Формируйте у ребенка социальные качества, помогайте в воспитании чувства ответственности при выполнении им социальных ролей и обязанностей.

  8. Не высмеивайте ребенка, если он произносит что-то неверно. Не ставьте его в неловкое положение перед другими.

  9. Играйте с ребенком в занимательные словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады; решайте поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр.

Заключительная часть.

Психолог. Мы ознакомились с видами помощи первокласснику, которые помогут способствовать преодолению трудностей в обучении:

  • родительская поддержка,

  • снижение тревожности,

  • словесные дидактические игры,

  • расширение кругозора через приобщение ребенка к культурным ценностям страны изучаемого языка.

  • специальная стратегия общения с ребёнком в семье.

Ни одно из перечисленных видов помощи само по себе не способно дать желаемых результатов, если не будет применяться в комплексе.

Упражнение «Цветик - семицветик».

Цель. Зафиксировать основные достижения родителей.

Участники родительского собрания отрывают лепесток с вопросом и отвечают на него:

  • Чем полезна именно для Вас данная встреча?

  • Что больше всего понравилось на встрече?

  • Что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка?

  • Реализовались ли какие-либо ваши ожидания?

  • Каковы ваши впечатления от сегодняшней встречи?

Психолог. Уважаемые родители! Успех ребенка в овладении русским языкам - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении, ибо через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие в обучении у детей, были вами успешно преодолены.







Литература

1. Аршавский В. Различия, которые нас объединяют. - Рига, 2001.

2. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся общеобразовательной школы // Логопед. - 2004. - № 3.

3. Константинова А.В. Особенности усвоения программы обучения грамоте в школе с билингвальным образованием // Дефектология. - 2010. - № 1.

Информационные источники

  1. ilogoped.ucoz.ru/publ/nekotorye_voprosy_obuchenija_immigrantov_bilingvov_v_russkoj_shkole

  2. admin.school-11.ru/sovet1

  3. mama-pomogi.ru/2013/08/slovesnyie-igryi/

  4. knowledge.allbest.ru/psychology

Приложение 1.

Карточки к упражнению «Волшебные слова»


Для первой группы родителей.

Слова, которые разрушают у ребенка веру в себя

Слова, которые поддерживают у ребенка веру в себя

  1. «Я так надеялась, но ты не оправдал мои надежды»


  1. «Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше»


  1. «Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам(а) это сделаю»


  1. "Ты мог бы быть и поосторожнее!"


  1. «Все дети как дети, а ты…»

Для второй группы родителей.

Слова, которые разрушают у ребенка веру в себя

Слова, которые поддерживают у ребенка веру в себя

  1. "Ты мог бы и поаккуратнее написать предложение!"


  1. «Любой дурак на твоем месте понял бы»"


  1. "Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!"


  1. "Ты должен был смотреть, когда это задание выполняла учительница"


  1. "Ты мог бы сделать это лучше"


Приложение 2.

Упражнения на снижение тревожности

Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил - был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…».

Далее ребенок предлагают свои варианты.

Упражнение «Спрятанные проблемы».

Цель: коррекция тревожных переживаний.

Материал: пустой ящик или коробка, фломастеры, карандаши, бумага.

В крышке коробки (ящика) проделывается отверстие. Ребенку предлагается нарисовать, что или кто его тревожит и спрятать рисунок в коробку.

Затем можно спросить у ребенка, что он нарисовал и что хочет сделать с содержимым коробки- выбросить, порвать, смять и т.д. Затем взрослый может сказать, что тревожиться теперь не стоит, потому что проблемы больше нет.

Упражнение «Список слов».

Цель: сформировать у ребенка позитивное отношение к себе, повысить самооценку.

Взрослый читает слова и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда какое-либо слово больше всего относятся к нему.

Комплект слов: симпатичный, справедливый, аккуратный, трудолюбивый, умный, смелый, терпеливый, надежный, хороший, здоровый, вежливый, честный, добрый, нежный, сильный, сообразительный, дружелюбный, способный, ответственный, терпеливый.

Затем взрослый выражает свое положительное отношение к ребенку: «Ты молодец! Надеюсь, что ты узнал много нового и интересного о себе».

Приложение 3.

Словесные дидактические игры

Игра «Мяч бросаю, не зевай - одним словом называй»

Инструкция: назвать обобщающим словом предложенные слова:

- лиса, обезьяна, заяц

- береза, липа, ель

- баран, лось, белка

- курица, гусь, индюк

- красный, желтый, лиловый

- грузовик, велосипед, вертолет

Игра «Отгадай предмет».

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат:

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- обложка, листы, картинки, буквы (книга);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

- ручки, зубья, (пила);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

- растения, садовник, забор, земля (сад);

- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

- спинки, матрас, ножки (кровать);

- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

Игра «Отгадай, о какой группе предметов идет речь».

  1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

  3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

  4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

  5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

  6. Носят на ногах (обувь).

  7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

  8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно - шапки).

Игра «Подберите соответствующих животных к следующим словам»

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это:

- лохматый, косолапый…;

- маленький, звенящий, длинноносый…;

- голодный, серый, зубастый, злой…;

- большой, рогатый…;

- злой, зубастый, зеленый…;

- маленькая, ловкая, проворная…;

- зеленая, пучеглазая…;

- хищный, сильный, полосатый…;

- ловкая, шумная, хвостатая…;

- яркое, теплое…

Упражнение «Раскрась рассказ!»

Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно.

Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать»

Курица и лисица

Курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка.

Чем разнообразнее слова подберет ребенок, тем интереснее. Вы можете изменять вопросы.


© 2010-2022