РАБОЧАЯ ПРОГРАММА комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

комплексных занятий по психолого-педагогической

готовности к школе

«Дорога в мир познания»

Количество часов 97 часов

Педагог-психолог Кошелева Г.Н.

Рабочая программа комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания» разработана на основе авторской программы Е.И.Буршит









1.Пояснительная записка

Рабочая программа комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания»

составлена на основе следующих нормативных документов:

Рабочая программа психолога- педагогического сопровождения детей ГКП составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе концепции содержания непрерывного образования; концепции дошкольного воспитания

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 0

- Приказ Министерства образования РФ от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования ;

-Приказ Министерства образования РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными требованиями дошкольного образования, САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26 и на основании Положения о службе практической психологии в системе дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №636 ОТ 22.10.1999г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ».

Цель программы:

- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;

-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

-расширение знаний об окружающем мире;

- развитие познавательных способностей детей.

Задачи программы:

-формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности;

-развитие у детей логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, памяти.

2. Общая характеристика учебного курса

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Вот почему так важно школьному психологу спланировать и организовать для этих детей психолога- педагогическое сопровождение.

Начало школьного обучения -закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации -работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Дошкольный возраст - в этом возрасте психика детей пластична. Наиболее интенсивно развиваются образные формы познания(мышление, память, воображение, восприятие).небольшие задержки в развитии детей не являются фатальными, и при коррекционно - развивающей работе значительно улучшается подготовка детей к последующему школьному обучению.

Коррекционно- развивающая программа «Дошколёнок» для детей дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию обучающихся.

Форма проведения занятий:

Урок с элементами психологического тренинга. На занятиях используются методы работы: тематическое рисование, дидактические игры, психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением, общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств.

Программа предполагает самостоятельную или коллективную работу в индивидуальной рабочей тетради на печатной основе. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни

Структура занятия

-ритуал приветствия;

-разминка;

-рефлексия прошлого занятия;

-основное содержания занятия;

-рефлексия прошлого занятия;

Ритуал прощания.

Используемые методы и приёмы:

На уроках используются такие методы обучения как: рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, тренинги); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии); информационно-обучающие .

Планируемые результаты освоения курса:

В результате изучения программы дети должны:

- активно стремится к познанию окружающей среды;

- проявлять любознательность ;

- испытывать интерес ко всему новому, неизвестному;

- задавать вопросы взрослым о самом себе;

- любить наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы;

- с увлечением слушать рассказы познавательного характера, повествующие о чем либо

или о ком либо, рассматривать иллюстрации.

- уметь слушать и последовательно выполнять указания взрослого, подчинять свои

действия правилам, определяющим способ их выполнения, уметь сравнивать,

анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

- находить и устранять ошибки и недоделки.


3. Место курса в учебном плане:

Рабочая программа психолога- педагогического сопровождения детей ГКП и программа «Дошколенок» рассчитана как корекционно - развивающий курс на детей старшей и подготовительной группы 6-6,5лет

Срок реализации программы: 33 недели - 99часов

В связи с праздничными днями (23.02; 8.03) за счет уплотнения учебного материала программа будет пройдена за 97часов.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые ребенок добыл самостоятельно.

В процессе занятий по программе специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения. В наиболее естественной для ребёнка форме-игре.

Использование групповых игр способствует развитию навыков общения. Это навыки помогут детям адаптироваться в новом коллективе. Корекционно - развивающие занятия :

- создание положительной психологической атмосферы;

- задания выполняются в игровой форме;

- отслеживается результат развития ребёнка на каждом занятии;

Занятия с детьми проходят в индивидуальной или в групповой форме.

Содержание занятий направленно на формирование коммуникативных

навыков учащихся . На каждом занятии создаются ситуации успеха похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей этих детей.

Занятия рекомендуется проводить в чередовании с занятиями по обучению грамоте и развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию математических представлений.

А так же на занятиях применяются:

- подвижные игры;

- развивающие игры, упражнение;

- физ.минутки, динамические паузы;

- продуктивные виды деятельности;

- викторины;

5.Тематическое планирование

Программа состоит из 7 разделов для детей дошкольного возраста:


  1. раздел - «Здравствуй школа»- 3 ч.

Вводное занятие .Знакомство со школьными правилами

1

Путешествие в страну вежливости

1

Школа в сказочной стране

1

Раздел №2 «Дружная семья»

Всего-4часа

Что я знаю о себе и о своей семье? Мой дом

1

Дети и взрослые

1

Моя любимая игрушка

1

Занятие обобщение рисунок семьи

1

Раздел №3» Природа вокруг нас»

Всего-4часа

«Путешествие по карте царство Загадок»

1

«Животный и растительный мир»

1

«Что было раньше…?»

1

Обобщающее занятие «Викторина»

1

Раздел №4 «Языки общения»

Всего-4часа

«Я среди людей».

1

«Давайте дружить» «Доброе слово лечит, а худое калечит».

1

«Встречают по одёжке, а провожают по уму»В.Маяковский

«Что такое хорошо и что такое плохо.»

1

Занятие обобщение «Солнце в ладошке».

1

Раздел №5 «Я и мои друзья»

Всего-4 часа

«Вместе мы -сила»

«Как хорошо иметь друзей»

1

«Настоящий друг познаётся в беде»

1

«Настоящему другу цены нет»

1

Занятие обобщение «Как хорошо быть чьим-то другом!»

1

Раздел №6 «Развитие личности»

Всего-3 часа

Игры -упражнения направленные на сплочение группы, развитие навыков общения

1

Игры на формирование учебных умений способностей и приёмов самоконтроля

1

Игры на коррекцию эмоциональных переживаний, снятие эмоционального и мышечного напряжения

1

Раздел№7 «Развитие познавательных способностей».

Всего -12 часов

Упорядочивание предметов по различным признакам.

Закрепление представлений «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее -короче», «легче- тяжелее» игра «Заполни квадрат»

1

Знакомство с классификацией фигур по двум свойствам (цвет, форма) Игра «Где какие фигуры лежат»

1

Закрепление отношений «больше, меньше»,представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур ,находить отличительные признаки .Игры «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки»

1

Развитие внимания, наблюдательности у детей.

Игры «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» «Откуда и чей голос?» «Правила движения».

1

Формирование у детей пространственных и временных представлений.

Закрепление понятий «вверх, вниз, направо, налево»,

1

Развитие речи ,включение в словарный запас терминов «выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий»

Игра : «Концовка»

1

Умение осуществлять зрительно- мыслительный анализ.

Формирование пространственных представлений детей.

Закрепление понятий «Сначала, потом, после, этого, слева, справа, между»

Игра «Построим гараж»

1

Закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1

Закрепление -представления о порядковом значении числа

Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку»

«Угадайка», «Рассеянный художник»

1

Игры развивающие движения кисти «Пальчиковая гимнастика»

1

Игры, упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти «Узнай предмет»,

«Запомни движение»,»Тень», «Разведчики»

1

Игры на развитие мышления и речи «Противоположности», «На что похоже», «Исключение лишнего», «Путаница», «Найди ошибку»

1

Я -будущий первоклассник. Здравствуй школа! Занятие обобщение

1

Оценка эффективности занятий психологического развития:

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:

- получения обратной связи от учащихся на занятиях;

- анализа тестов, рисунков учащихся в рабочей тетради;

- поведение обучающихся на занятиях: живость,

активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные

результаты занятий;

-анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья

ребенка.

6. Календарно-тематическое планирование

по программе «Дорога в мир познания»

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Раздел № 1 «Здравствуй школа»

Всего-3часа

1

Вводное занятие .Знакомство со школьными правилами

1

1.09; 2.09; 4.09; 8.09;

2

Путешествие в страну вежливости

1

9.09 ;11.09; 15.09;

3

Школа в сказочной стране

1

16.09 ;18.09; 22.09;

Раздел №2 «Дружная семья»

Всего-4часа

1

Что я знаю о себе и о своей семье? Мой дом

1

23.09 ;25.09; 29.09;

2

Дети и взрослые

1

30.09; 2.10 ;6.10;

3

Моя любимая игрушка

1

7.10; 9.10; 13.10;

4

Занятие обобщение рисунок семьи

1

14.10; 16.10; 20.10;

Раздел №3» Природа вокруг нас»

Всего-4часа

1

«Путешествие по карте царство Загадок»

1

21.10; 23.10; 27.10;

2

«Животный и растительный мир»

1

28.10; 30.10; 10.11;

3

«Что было раньше…?»

1

11.11; 13.11; 17.11;

4

Обобщающее занятие «Викторина»

1

Раздел №4 «Языки общения»

Всего-4часа

1

«Я среди людей».

1

18.11; 20.11; 24.11;

2

«Давайте дружить» «Доброе слово лечит, а худое калечит».

1

25.11; 27.11; 1.12;

3

«Встречают по одёжке, а провожают по уму» В.Маяковский

«Что такое хорошо и что такое плохо.»

1

2.12; 4.12; 8.12;

4

Занятие обобщение «Солнце в ладошке».

1

9.12; 11.12; 15.12;

Раздел №5 «Я и мои друзья»

Всего-3часа

1

«Вместе мы -сила»

«Как хорошо иметь друзей»

1

16.12; 18.12; 22.12;

2

«Настоящий друг познаётся в беде»

«Настоящему другу цены нет»

1

23.12; 25.12; 12.01;

3

Занятие обобщение «Как хорошо быть чьим-то другом!»

1

13.01; 15.01 ; 19.01

Раздел №6 «Развитие личности»

Всего-3 часа

1

Игры -упражнения направленные на сплочение группы, развитие навыков общения

1

20.01; 22.01; 26.01

2

Игры на формирование учебных умений способностей и приёмов самоконтроля

1

27.01; 29.01; 2.02;

3

Игры на коррекцию эмоциональных переживаний, снятие эмоционального и мышечного напряжения

1

3.02; 5.02; 16.02

Раздел№7 «Развитие познавательных способностей».

Всего -12часа

1

Знакомство с классификацией фигур по двум свойствам (цвет, форма) Игра «Где какие фигуры лежат»

1

17.02; 19.02; 24.02;

2

Упорядочивание предметов по различным признакам.

Закрепление представлений «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее -короче», «легче- тяжелее» игра «Заполни квадрат»

1

26.02; 1.03; 2.03;

3

Закрепление отношений «больше, меньше», представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур ,находить отличительные признаки .Игры «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки»

1

4.03; 9.03; 11.03;

4

Развитие внимания, наблюдательности у детей.

Игры «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» «Откуда и чей голос?» «Правила движения».

1

15.03; 16.03; 18.03;

5

Формирование у детей пространственных и временных представлений.

Закрепление понятий «вверх, вниз, направо, налево»,

1

30.03 ;1.04; 5.04;

6

Развитие речи ,включение в словарный запас терминов «выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий»

Игра : «Концовка»

1

6.04; 8.04; 12.04;

7

Умение осуществлять зрительно- мыслительный анализ.

Формирование пространственных представлений детей.

Закрепление понятий «Сначала, потом, после, этого, слева, справа, между»

Игра «Построим гараж»

1

13.04 ; 15.04;19.04;

8

Закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1

Закрепление -представления о порядковом значении числа

Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку»

«Угадайка», «Рассеянный художник»

1

20.04; 22.04; 26.04

9

Игры развивающие движения кисти «Пальчиковая гимнастика»

1

27.04; 4.05; 29.04;

10

Игры, упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти «Узнай предмет»,

«Запомни движение», «Тень», «Разведчики»

1

3.05; 6.05; 10.05;

11

Игры на развитие мышления и речи «Противоположности», «На что похоже», «Исключение лишнего», «Путаница», «Найди ошибку»

1

11.05; 13.05; 17.05;

12

Я -будущий первоклассник. Здравствуй школа! Занятие обобщение

1

18.05; 20.05; 24.05

7.Учебно - методическое обеспечение


  1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе-Екатеренбург,2006.

  2. Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л. и др.Развиваем внимание-М.,2007.

  3. Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л. и др.Развиваем мышление.-М.,2005.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-СПБ.,2004.

  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,2006.

  6. Нижегородцева Н.В., Шадрико В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.,2004.

  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Екаренбург,2007.

  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.-М.,2009.

  9. Узорова О. В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе.-М.,008.

  10. 150тестов,игр,упражений для подготовки детей к школе.-М.,2007.

Материально- техническое оснащение и оборудование :

- книгопечатная продукция

- записи инструментальных фоновых мелодий;

- коррекционно-развивающий инструментарий;

- наглядные пособия, мультимедийные и видеоматериалы.


8. Ожидаемые результаты курса:


В результате реализации программы учащиеся могут:

-слушать и последовательно выполнять указания взрослого;

-подчинять свои действия правилам

-умеют сравнивать , анализировать, обобщать;

-наличие познавательной активности и любознательности;

-принятия и выполнение правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и

взрослыми.

Критериями эффективности программы являются

- снижение уровня тревожности у детей;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение познавательных способностей;

- активность и продуктивность детей в образовательном процессе.


© 2010-2022