- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проблема становления ценностных ориентаций у молодого поколения в современном обществе
Проблема становления ценностных ориентаций у молодого поколения в современном обществе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Картышева Е.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Статья
«Проблема становления ценностных ориентаций у молодого поколения в современном обществе»
Картышева Елена Анатольевна
Педагог - психолог, ГАПОУ СО НГТК,
Аспирант, ПГСГА
Самарская обл., г.Новокуйбышевск
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена философскому осмыслению ценностных ориентаций молодых людей в современном обществе. А также, освещаются проблемные вопросы студентов на примере диагностических исследований. Рассматриваются пробелы становления, формирования семейных ценностей у студентов.
Ключевые слова: экономическая нестабильность, сценарный план, ценности, духовность, актуальность.
Познав самого себя,
никто не останется тем,
кто он есть
Томас Манн
Понятие ценностей стало использоваться в качестве одного из ключевых для характеристики мировоззренческой сферы человека с древних времен. Так, введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их, как отмечал Г.П.Выжлецов, из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей. Аристотель впервые вводит при рассмотрении в «Большой этике» отдельных видов благ термин «ценимое» («тимиа»), выделяя при этом «божественные» ценимые, такие как душа, ум и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу блага), а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Рефлексия относительно роли и места ценностей в структуре человеческого знания и поведения с древнейших времен характерна и для восточной культуры. Так, ведущей этической категорией китайской философии выступает добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший способ существования индивида. Дао (Путь) выступает при этом как высшая форма мирового социально-этического порядка, оно образовано иерархизированной гармонией всех индивидуальных добродетелей («дэ»). Ключевыми проявлениями дао и дэ на личностном уровне, их «человеческими ипостасями» у Конфуция являются «благопристойность» («ли») и «гуманность» («жэнь»), составляющие вместе двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются все его остальные этические категории…». В русской религиозной философии, традиции которой сегодня выступают важным источником для преодоления кризисных тенденций в развитии института семьи понятие ценности неотъемлемо связано с духовной традицией и идеей божественного начала, имеющей первостепенное значение для существования человека, определяющей образ его мыслей и поведения. Так, один из выдающихся представителей этого направления великий русский философ Н.О. Лосской, полагал, что абсолютная полнота бытия предполагает стремление к ценностным ориентациям человеческой жизни, приобщению личности к истине, красоте, постоянной духовной работе; при этом всякий предмет имеет ценность лишь постольку, поскольку он вызывает в душевной жизни человека индивидуально-психические переживания. При этом категория ценности в своем высшем смысле выражает идеальное значение и смысл бытия, то есть всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект. Всеобъемлющей и первичной самоценностью, абсолютной полнотой бытия выступает Бог в Его Троичной жизни. Основой классификации ценностей в философии Н.О. Лосского являлась концепция существования абсолютных, относительных, объективных, субъективных, отрицательных и служебных ценностей. Абсолютной общезначимой и, поэтому объективной положительной ценностью, с точки зрения Н.О. Лосского является ценность, имеющая характер добра с любой точки зрения и для любого субъекта и примером такой ценности является Божественная абсолютная полнота добра. В психоматериальном царстве, господствуют относительные ценности, которые в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, поскольку психоматериальное царство бытия состоит из деятелей, находящихся в состоянии отпадения от Бога и в обособленности друг от друга. Все существа стремятся к абсолютной полноте бытия, но достижение этой цели может идти двумя путями. Свободное подчинение Богу, следование ему как творцу. Абсолютного добра - это первый путь, путь Богочеловечества, Царства Божия, итогового обожения и достижения высшей ступени добра. Второй путь - это отмеченный в работах С.Н. Булгакова, соблазн человекобожия, как стремления достигнуть абсолютной полноты бытия путем покорения других существ. Есть и третий путь, это «земной» эгоизм, когда отпадение от Бога и стремление к абсолютной полноте бытия проявляется не в стремлении поставить себя на место Бога, а в любви к себе большей, чем к Богу и к другим существам. В качестве примера научной классификации ценностей в современной российской философии можно привести вариант, предложенный Б.С. Ерасовым, который выделяет:
витальные ценности - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.;
социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.;
политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.;
эстетические - красота, стиль, гармония. (электронный ресурс: ddut-mosk.spb.ru/doc/d510.pdf)
Проблема формирования семейных ценностей у детей и подростков в свете современной демографической политики Российской Федерации, несомненно, актуальна.
В связи с экономической нестабильностью разительно изменились представления людей о ценностях индивидуального и общественного бытия. Понимание сути жизненного сценарного плана, целей или средств их достижения трансформировались в процессы духовно - нравственной эрозии общества. Значение этого факта трудно преувеличить, поскольку сформировавшаяся проблема в современном обществе вынуждает молодых людей самоопределиться в условиях дестабилизации социальной жизни и кризисе привычных норм и ценностей. Таким образом, на примере молодого поколения мы можем зафиксировать данные необратимые процессы. Безусловно, молодые люди наиболее уязвимыми относительно происходящего и являются проводниками социального катаморфизма. По наблюдениям многочисленных респондентов, молодому поколению в настоящем, свойственны тенденции безразличия, «моральный релятивизм», и идеалистический цинизм к жизнедеятельности в целом.
С целью выявления информации, были проведены и интерпретированы результаты диагностических исследований у ряда студенческих объединений. Из полученных данных было выявлено следующее:
Молодые люди испытывают чаще нужду в материальном, однако, на ряду с данными показателями, нуждаются в эмоциональной поддержке близких.
Продолжая раскрывать ценностные ориентиры молодых людей, было проведено исследование по методике «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича.
Наряду с проведёнными исследованиями, специалистами были выявлены и другие значительные факторы ценностных ориентаций студентов. Предпочитаемые ценности молодых людей:
-
Здоровье, свобода
-
Счастливая семейная жизнь
-
Интересная работа
-
Любовь,
-
Материально обеспеченная жизнь
-
Продуктивная жизнь
Отвергаемые ценности:
-
Жизненная мудрость
-
Развлечение
-
Красота природы и искусства
-
Счастье других
-
Развитие
-
Продуктивная жизнь
-
Счастье других
-
Творчество
Таким образом, анализируя результаты опроса, целесообразно предположить, что дети настоящего поколения не способны уважать старших, потому, как они отвергают мудрость. Не приемлют красоты, потому, как не посещают галереи и не приучены к искусству. А так же, молодёжи не свойственны чувства эмпатии, что предполагает отсутствие прочных дружеских межличностных контактов.
Реконструкция взглядов классиков социологии на семью - необходимая историографическая предпосылка научного анализа семейных отношений.
Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. Общество образуется из совокупности семей. Семья - это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.
Важнейшая функция семьи - передача традиции, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера, за его спиной целая цепочка жизни его предков. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную солидарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и участвовать в общественной кооперации труда. Семья подчиняется неустранимому закону социальной иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший - старшим.
Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи.
Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда. (электронный ресурс: womanadvice.ru/semeynye-cennosti)
В быту мы часто можем слышать выражение: «Родных не выбирают…»
А как же семейные ценности, традиции, всё то, что связывает несколько поколений в одно целое, неужели в современном мире им вовсе нет места?
Нет однозначного ответа на вопрос, какие ценности следует культивировать в своей семье.
Для детей и подростков очень важно, чтобы внутри семьи присутствовало межличностное родственное общение, уважение, чувство значимости для
каждого из членов семьи. Не менее важным фактором выступает принцип принятия и умения прощать.
Тогда как, ценностные ориентиры формируются под почвой традиций. Именно традиции являются семейным объектом сплочения.
Семейных ценностей масса. Для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости и прочее.
Церковные служители нас учат совершать поступки «по духу». Дух нашего народа, весьма неординарный. Митрополит Сергий выступая с экранов телевизоров бьёт тревогу и пытается донести до умов россиян простые истины. А так же факты, фундаментально подтверждённые тем, что русский народ откровенно деградирует. Духовность многочисленна, у каждого без сомнений она своя. Некоторые, не стесняются просить прощения. Некоторые, обидев человека, украв, или совершив не правомерный поступок не испытывают даже угрызений совести. От этого и процветает безпринципность помыслов и суждений. Взрощенная семейной не духовной самобытностью и неверной идеологией. Факт на лицо: преступность растёт, молодеет, и процветает. В идеале, ценности должны быть для каждого человека едины. Морально- этические представления наших детей терпят огромное бедствие. Печально одно, что сейчас быть добрым, честным стало не актуально.
Список литературы (электронный ресурс):
1. ddut-mosk.spb.ru/doc/d510.pdf
2. womanadvice.ru/semeynye-cennosti