ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Людмила Геннадиевна Инёшина,

кандидат педагогических наук, преподаватель,

ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Анализ литературных источников и педагогической практики свидетельствует, что педагогическая диагностика, в основном, ориентируется на результаты обучения, что всю работу по диагностике знаний, умений и навыков берет на себя педагог, а о профессионально значимых качествах речь идет лишь на последних курсах учебы в техникуме. Это проливает свет на причины недостаточного развития у многих обучающихся психологической готовности к самостоятельности, к осуществлению сложной деятельности, основой которой является совокупность разнообразных знаний, необходимых для принятия решений, для творческого подхода к делу, для самоконтроля. Познавательную самостоятельность и активность студента нужно постоянно изучать, формировать и стимулировать с помощью повышения уровня мотивации учения, эффективных учебных средств, методов (проблемно-развивающее обучение, блочно-модульное, видеофильмы и т. д.) и развивать на этой основе мышление, профессионально значимые качества (ПЗК). [2, с. 15].

Процесс этот основывается на психолого-педагогическом механизме взаимодействия учителя и ученика. Необходимо также, чтобы педагог был и хорошим психологом. Ведь какой бы квалифицированной ни была консультация специалиста-психолога, она, во-первых, не сможет охватить всего круга вопросов, требующих анализа, во-вторых, будет иметь характер лишь общих советов, тогда как учителю приходится обращаться к психологическим знаниям о ПЗК обучающегося постоянно. Следовательно, без знания психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной деятельности педагога СПО. Согласившись с этим, мы должны решить важный вопрос: какие ПЗК студента изучать, как их обрабатывать, чтобы результаты такого изучения помогали преподавателю, не были балластом в его основной деятельности, надо связать их с общими и частными задачами учебно-воспитательного процесса. В связи с этим была сформирована следующая методическая проблема: профессиональное становление личности с помощью педагогической диагностики. На ее решение направлены усилия всех подразделений техникума. В первую очередь мы создали систему педагогической диагностики, предполагающую поэтапную диагностику специалиста, которая включает не только диагностику профессионально значимых качеств, но и диагностику адаптации обучающегося в новых для него условиях. [1, с. 99].

Концепция и программа развития «Техникум 21 века» определили направления научно-исследовательской деятельности инженерно-педагогического коллектива по внедрению в практику системы педагогической диагностики. Был определен круг специальностей, для которых данная диагностика наиболее целесообразна. Последнее обусловлено следующими факторами: четкой зависимостью между успешностью обучения и последующей профессиональной деятельностью по избранной специальности, с одной стороны, и уровнем развития у обучающихся профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей, с другой. Смысл педагогической диагностики в том и заключается, чтобы перед началом обучения в короткие сроки спрогнозировать возможности студента, его способности и в конечном итоге - эффективность его как будущего специалиста.

Развитие личности обучающегося СПО - длительный, многоаспектный, целостный процесс, направленность и темпы которого зависят от воздействия на личность комплекса внутренних и внешних факторов, которые мы показываем на приводимой ниже схеме. В связи с этим развитие личности студента нами изучается с разных позиций, в которых он выступает и как субъект учебного процесса, и как будущий специалист, и как индивидуум с собственными наклонностями. Перечисленные позиции рассматриваются нами как основные на правления исследования развития личности обучающегося. Результаты исследования используются для характеристики выпускника (его личной и профессиональной готовности к самоопределению, мотивационной направленности).

Диагностику мы проводим в два этапа. На первом этапе - с теми, кто только стал студентом. С помощью анкеты выявляем мотивы выбора профессии, сформированность профессионально значимых качеств, соответствующих требованиям профессии. Практика показывает, что часто выпускники общеобраэовательных школ, поступающие в техникум, делают неправильный профессиональный выбор, не знают, какой специальности лучше обучаться. Поэтому они нуждаются в консультациях психолога, а в период обучения - в помощи педагога. [3, с. 78].

Первый этап педагогической диагностики, основной и решающий, преследует цель - определить целесообразность подготовки обучающегося по той или иной специальности, спрогнозировать его способность к успешному обучению. С помощью комплекса методик психофизиологического обследования испытуемому даются рекомендации, отвечающие его индивидуальным характеристикам.

На втором этапе педагогическая диагностика проводится с первокурсниками на предмет выявления сформированности у них профессионально значимых качеств с использованием теста Беннета - для определения уровня технического мышления, теста Айзенка - для выявления уровня логического мышления и т.д. Цель этапа заключается в получении как можно большей информации об обучающихся для организации более эффективного взаимодействия их с мастером производственного обучения и преподавателями. Второй этап лучше всего проводить при завершении обучения. Различия в результатах обучения, дополненные данными психофизиологического обследования, могут использоваться при вынесении рекомендаций студенту по поводу дальнейшего освоения им избранной профессии.

Таким образом, управление процессом профессионального становления личности с помощью педагогической диагностики позволяет найти критерии оценки его эффективности, а также моделировать профессионально важные качества обучающегося. Вот как выглядит разработанная схема:

Развитие студента ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»

Готовность к жизненному самоопределению


Личная готовность


Профессиональная готовность






Общекультурная компетентность, система углубленных знаний и умений

по профилю обучения


Самооценка ПЗК






Широкие познавательные интересы, мотивация, профессиональная мотивация


Элементарные профессиональные знания и умения по профилю обучения, углубленные научно-технические знания, творческая деятельность









Устойчивость профессионального выбора






Высококвалифицированный выпускник-специалист

В ходе исследования путём диагностики определено, что моделирование процесса формирования личностного самоопределения обучающихся необходимо осуществлять с позиций гуманистического подхода, позволяющего ориентировать педагогический процесс на отношение к студенту как к наивысшей ценности, рассмотрение обучающегося как единого органичного целого, развитие внутренне свободного растущего человека; культурологического подхода, ориентированного на становление и самоопределение личности посредством культуры, освоение растущим человеком материальной и духовной культуры цивилизаций и этнической культуры, трансляцию общечеловеческих и этнических ценностей от поколения к поколению, диалог растущего человека с культурой, создание условий для постижения ценностей культуры; предусматривающего актуализацию поиска и осознания растущим человеком смысла своего существования, создание определенных благоприятных условий содействия развитию у обучающихся ценностно-смысловых оснований собственной личностной позиции; системного подхода, предполагающего всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества различных элементов, выделение системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов - условий.

Список литературы

1. Волковская И. Личность смолоду /И. Волковская // Нар. образование. -1994. - № 8.- С. 98-100.

2. Григораш В. В. Реализация личностно-ориентированного подхода в этическом воспитании / В.В. Григораш // Этич. воспитание.-2002.-№ 2.-С.15-16.

3. Трегубова Т.М. Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ. Методические рекомендации / Казань, 1999.

© 2010-2022