Рабочая программа: Я и моя профессия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


02.04

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

г.Салавата

___________А.И.Васильев

Пр. №____ от «____»_____2015 г.






Рабочая программа

дополнительного образования детей

по кружку « Я и моя профессия»

на 2015-2016 учебный год.





Педагог-психолог Бычкова Снежана Викторовна













СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО заместитель директора по ВР

классных руководителей ____________/Е.М.Германова/

Протокол № от _________ «____»______2015г.

__________/Е.М.Германова /




Салават

2015г.


1.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей составлена на основе программы Резапкиной Г.В. « Я и моя профессия программа для профессионального самоопределения подростков». Москва, 2000 г;

- Закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ.

Введение профильного обучения в старших классах, более вариативное и дифференцированное обучение - предполагают у школьников готовность к совершению ответственного выбора. От них потребуется раннее (уже к концу девятого класса) самоопределение по отношению к будущему профилю обучения, которое тесно связано с выбором профессии. Однако, как показывают результаты многих педагогических и психологических исследований, готовность к профессиональному самоопределению недостаточна даже у выпускников школ. Часто оказывается, что выбор профессии был недостаточно продуманным и осознанным. Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у старшеклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.

С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению. Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.

Предлагаемая рабочая программа предназначена и адаптирована для обучающихся коррекционных классов:

- 4 вида - Класс охраны зрения.

Необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, сокращение объёма и времени выполнения письменных работ. Не рекомендуется писать на тонкой или глянцевой бумаге. Обучающиеся лучше воспринимают черные изображения на белом или жёлтом фоне или наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. Для обучающихся с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради с широкой строкой.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности. Наглядный материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Для снятия утомления необходимо проводить упражнения для глаз и динамическую паузу. Особое внимание уделяется чередованию видов деятельности. Учитывая быструю утомляемость обучающихся, необходимо использовать творческие задания с целью повышения интереса к занятию. Необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

- 5 вида - Класс с тяжёлым нарушением речи обучения и воспитания с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, диартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающейся заиканием.

Коррекция осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения, для их полноценного включения в жизнь общества.

-7 вида - Класс с задержкой психического развития

Такие классы создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа подвижности психических процессов, повышения истощенность, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирование навыков и умений, учебной деятельности. В процессе обучения используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

Цель программы - развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Необходимо выделить следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору:

  1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.

  2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.

3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Задачи программы.

  1. Повысить уровень мотивации к профессиональному
    самоопределению.

  2. Активизировать процессы самопознания.

  3. Повысить психологическую компетентность.

  4. Формировать адекватную самооценку.

  5. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.

  6. Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.

Методы - психодиагностические тесты. Ролевые игры, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию.

Актуальность данной программы определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Самопознание и самореализация одна из важнейших целей каждого человека. Система активных методов работы с участниками занятий призваны включить их в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.

Новизна предлагаемой программы заключается в расширении знаний о современных профессиях и предъявляемых требований к ним. Проведение занятий в форме тренинга.


Количество часов: всего в год-69, в неделю 2


класс

Количество часов

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

Кол.ч

Кол.к/р

Кол.ч

Кол.к/р

Кол.ч

Кол.к/р

Кол.ч

Кол.к/р

8-11

21

-

25

-

23

-

69

-


2.Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу учебного года обучающиеся должны:

- знать профессии, предлагаемые в условиях рынка труда;

- уметь планировать своё профессиональное будущее;

- иметь адекватную самооценку и мотивацию к профессиональному самоопределению;

- обладать психологической компетентностью и применять полученные навыки и знания.

3.Содержание курса кружка

Основная форма проведения занятий - урок. Подростки 8- 11классов. Группа обучающихся не должна быть больше 15 человек. Желательно, чтобы во время занятий парты располагались по периметру комнаты. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у обучающихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для обучающихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения. У обучающихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий.

На занятиях, кроме тренинговых упражнений также применяются активные групповые методы работы - дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы, и диагностические методики. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому в начале работы необходимо способствовать формированию мотивации и созданию необходимой психологической атмосферы в группе. При первоначальном периоде работы с подростками следует делать особый упор на развитие у школьников навыков взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, договориться с обучающимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила.

Предложенная программа предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно.

Большинство описанных в программе упражнений - известные психологические техники, иногда модифицированные для решения поставленных задач.


4.Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание





план

факт


1 триместр

1

Техника безопасности

2

02.09

04.09



2

Правила работы в группе.

2

09.09

11.09



3

Диагностика индивидуально-личностных особенностей

2

16.09

18.09



4

Что я знаю о себе

2

23.09

25.09



5

Темперамент

2

30.09

02.10



6

Свойства нервной системы

2

07.10

14.10



7

Счастье - когда тебя понимают

2

16.10

21.10



8

Темперамент и профессии

2

23.10

28.10



9

Что такое характер

2

30.10

06.11



10

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции

3

11.11

13.11




2 триместр


11

Мышление

2

25.11

27.11



12

Особенности мышления

2

02.12

04.12



13

Память

2

09.12

11.12



14

Внимание

2

16.12

18.12



15

Склонности и интересы в выборе профессии

2

23.12

25.12



16

Склонности и интересы в выборе профессии

2

30.12

13.01



17

Что я знаю о мире профессий

2

15.01

20.01



18

Что я знаю о мире профессий

2

22.01

27.01



19

Классификация профессий Климова

2

29.01

03.02



20

Классификация профессий Климова

2

05.02

10.02



21

Мир профессий(экскурсия)

2

12.02

17.02



22

Мир профессий (экскурсия)

3

19.02

26.02




3 триместр

23

Ошибки в выборе профессий

2

09.03

11.03



24

Ошибки в выборе профессий

2

16.03

18.03



25

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

2

23.03

25.03



26

Способности и профессиональная пригодность (экскурсия )

2

30.03

01.04



27

Способности и профессиональная пригодность(экскурсия)

2

06.04

08.04



28

Личный профессиональный план

2

13.04

15.04



29

Личный профессиональный план

2

20.04

22.04



30

Составление личного профессионального плана

2

27.04

29.04



31

Составление личного профессионального плана

2

04.05

06.05



32

Навыки самопрезентации

2

11.05

13.05



33

Самопрезентация

2

18.05

20.05



34

Диагностика индивидуально-личностных особенностей

1

25.05




Всего:

69





  1. Оценка достижения планируемых результатов освоения курса.

Алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

  1. Удалось получить результат?

  2. Какое умение развивали при выполнении задания?

  3. Каков был уровень задания?

  4. Определили уровень успешности, на котором выполняли работу.

  5. Исходя из своего уровня успешности, определи «отметку», которую ты можешь себе поставить.

Таким образом, на кружке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет оценку в баллах, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.


6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы.

  1. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2014. № 44.

  2. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2014. № 47.

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 2010.

  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 2010.

  5. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В. Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2012г.


Материально-техническое обеспечение.

наименование

количество

часы

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала

1

Материалы для практической деятельности: бумага, карандаши, краски гуашевые и акварельные, кисти.

комплект


© 2010-2022