- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа взаимодействия с родителями Сотрудничество
Программа взаимодействия с родителями Сотрудничество
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Неретина Н.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
Зам. директора по воспитательной работе Директор МБОУ_______ СОШ
_______________/_______ / ___________/______/
Введено приказом №
Программа
взаимодействия с родителями
«Сотрудничество»
(срок реализации программы - 4 года)
Принято педагогическим советом
Протокол №
От________.
Неретина Н.В.
педагог-психолог
МОУ Петровской СОШ
2010г.
-
Информационная карта программы.
-
Полное название программы: программа взаимодействия с родителями «Сотрудничество»
-
Автор и руководитель программы: Неретина Н.В., педагог-психолог
-
Территория представляющая программу:
-
Название организации реализующей программу:
-
Юридический адрес организации:
-
Контактный телефон: (
1.7 Цель программы: создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи в процессе формирования у детей гражданской позиции, веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремления к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развитие гражданского общества.
-
Место проведения:
-
Участники программы: родители, педагоги, оучающиеся
1.10 Сроки проведения программы: 2010-2014.
Пояснительная записка
Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации детей и молодежи, их выбором путей жизненного и профессионального самоопределения и самореализации в гражданском обществе.
настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей, распространением псевдокультуры и информационного насилия, растерянности, психологических стрессов. Отсюда - кризисные явления в жизни и воспитательной практике семьи:
-
разрушение традиционного нравственного представления о браке и семье, иерархии семейных отношений, связи между поколениями, преемственности педагогической традиции в семье;
-
вытеснение из современной жизни традиционных отношений уважения старших и замена их активным противостоянием авторитету взрослых;
-
падение престижа материнства и отцовства, культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста;
-
практика проблемы личного общения с ребёнком, совместного проживания событий семейной жизни заботой о его материальном благополучии;
-
самоустранение семьи от активной педагогически целесообразной деятельности по формированию ценностных и, прежде всего, нравственных ориентиров.
Ситуация усугубляется и эскалацией насилия и жестокости в СМИ. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, главная из которых - чрезвычайно высокий процент детей с отклонениями от нормы состояния здоровья.
Определенную роль в этом играет нерациональный образ жизни семьи, слабая мотивация родителей на сохранение здоровья детей, безответственность в организации режима питания и отдыха, своевременности лечения.
Очевидно, что промедление в решении этих и других проблем не только подрывает корни благосостояния и стабильности семьи, но и угрожает будущему всего российского общества.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в данной ситуации становится всё более актуальной и востребованной. Школа, как социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьёй.
Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания и их принципиальная ориентация на гуманистические ценности педагогики сотрудничества мотивируют родителей на партнёрские отношения.
Включение семьи в деятельность воспитательной работы школы основано на:
-
Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-
Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
-
Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
-
Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;
О реальном взаимодействии школы и семьи свидетельствуют следующие факты:
1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся:
-
умственное развитие
-
воспитание нравственной культуры
-
воспитание эстетической культуры
-
воспитание физической культуры и здорового образа жизни
-
воспитание трудолюбия и профориентация
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.
В школе действуют службы, нацеленные на социальное, медицинское и правовое сопровождение семейного воспитания.
Родители привлекаются к управлению УВП через участие в работе классных и общешкольного родительских комитетов, Совета школы.
Высока степень активности родителей в разработке социально значимых проектов, направленных на развитие гражданского сознания школьников, навыков социальной адаптации и самореализации.
Основными формами организации непосредственного взаимодействия педагогов и родителей являются:
-
родительские собрания (классные, общешкольные, день открытых дверей);
-
заседание классных и общешкольного родительских комитетов;
-
индивидуальные консультации;
-
круглые столы, дискуссии;
-
психологические тренинги, педагогические практикумы;
-
организация совместной досуговой деятельности детей и родителей;
Содержание, формы и методы развития семейного воспитания в школе выстраиваются в рамках гуманистической парадигмы в направлении наиболее полного формирования и реализации комплекса личностных, общечеловеческих и национальных ценностей каждого участника - как ребёнка, так и педагога.
Понимание ценности как общечеловеческого идеала определяет три основные педагогические цели, реализуемые в рамках данной программы:
-
Создание условий для полноценного усвоения ребёнком ценностей как общественных идеалов (общечеловеческих, национальных, личностных).
-
Формирование положительных ценностных ориентации ребёнка, выраженных в идеалах, убеждениях, интересах.
-
Создание условий для свободного творчества ребёнка в сфере духовной и материальной культуры с целью реализации собственных ценностей.
Цели и задачи
Главная цель программы: создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи в процессе формирования у детей гражданской позиции, веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремления к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развитие гражданского общества.
Сроки реализации программы: 2010-2014 г.г.
Реализация цели возможна при решении следующих задач:
1. Координировать усилия администрации, педагогов, социальной, медико-педагогической служб школы, Совета школы, общешкольного и классных родительских комитетов с целью создания единой гуманной педагогической среды воспитания, формирующей у детей ценностные жизненные ориентиры, гражданскую ответственность и потребность в здоровом образе жизни.
2. Создать систему педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей.
3. Научно-методическое обеспечение работы классных руководителей с семьей.
4. Создание системы формирования у учащихся ответственного отношения к будущему родительству на основе общей заинтересованности и ответственности педагогов и родителей за возрождение ценности семьи, брака, материнства и отцовства.
5. Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, изучение и внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания.
6. Активное вовлечение взрослых и детей в занятия физкультурой, спортом и туризмом, акцентирование внимания педагогов и родителей на необходимости моделирования здорового образа жизни в семье, бережного отношения к физическому, психическому, духовному здоровью детей.
7. Создание и реализация системы профилактики асоциального поведения детей и подростков.
8. Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных проектов, поддержку родителями работы органов самоуправления школы.
9. Делегирование родителям и детям полномочий в системе самоуправления школой.
Методы изучения семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности уч-ся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
-
Наблюдение.
-
Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога).
-
Индивидуальные беседы.
-
Тестирование.
-
Анкетирование.
-
Диагностика.
-
Деловые игры.
-
Анализ детских рассказов и рисунков.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы.
Содержание
Сроки
Ответственные
1. Тематические собрания по классам.
4 раза в год
Классные руководители
2. Общешкольные родительские собрания.
2 раза в год
Администрация,
Кл. руководители, педагог-психолог
3. Родительский всеобуч
2 раза
ЗАМ по ВР, классные руководители, педагог-психолог
3. Консультативная работа.
В течение года
Зам по УВР, ВР,
Педагог-психолог,
Кл. руководители
Учителя-предметники
4. Привлечение родителей для, совместной работы во внеурочное время.
В течение года
ЗАМ по ВР, ст.вожатый
Классные руководители
5. М.О. классных руководителей.
4 раза в год
Завуч по ВР
6. М.О. учителей предметников.
В течение года
Завуч по УВР
7. Совершенствование деятельности общешкольного родительского комитета и классных родительских комитетов.
В течение года
Директор,
зам по ВР,
классные руководители
8. Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
В течение года
Зам по ВР
Педагог-психолог, Кл. руководители
9. Работа с социально неблагополучными семьями.
В течение года
Зам по ВР,
Педагог-психолог,
Кл. руководители
10. Привлечение родителей к работе по оздоровлению школьников.
В течение года
Зам по ВР
Педагог-психолог,
Кл. руководители
11. Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.
В течение года
Зам по ВР
Педагог-психолог,
Кл. руководители
12. Привлечение родителей к проектной деятельности
В течение года
Зам. по УВР
Классные руководители
Критерии эффективности.
В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Предполагаемый результат.
Предполагаемый результат программы:
-
повышение психолого-педагогической культуры родителей
-
реализация личностно-профессионального роста педагогов
-
раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Мониторинг реализации программы.
Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью анализа личностных достижений уч-ся, методики Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении", методики Андреева А.А. "Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью" ит.д.
Приложение 1
Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении"
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения.
Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которые означают ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 - совершенно согласен,
3 - согласен,
2 - трудно сказать,
1 - не согласен,
0 - совершенно не согласен.
-
Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой -
-
Меня устраивает составленное расписание уроков -
-
Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально -
-
Меня устраивает работа моего методического объединения и мое участие в нем -
-
У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности -
-
Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать -
-
Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы -
-
Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск -
-
У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения -
-
Я ощущаю в работе поддержку своих коллег -
-
Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы -
-
Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации -
-
Я комфортно чувствую себя в среде учащихся -
-
Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету -
-
В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся -
-
Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования -
-
Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем -
-
Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе -
-
На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства -
-
Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты
Обработка полученных результатов.
Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
- организация труда (утверждения 1 - 4);
- возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5 - 8);
- отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9 - 12);
- отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13 - 16);
- обеспечение деятельности педагога (утверждения 17 - 20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
Приложение 2
Комплексная методика Андреева А.А.
"Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью"
Часть I
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически не воспитывает.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1
Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)
5 4 3 2 1
Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)
5 4 3 2 1
Ответственность (умение держать слово)
5 4 3 2 1
Воля (умение не отступать перед трудностями)
5 4 3 2 1
Хорошие манеры поведения
5 4 3 2 1
Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)
5 4 3 2 1
Образованность
5 4 3 2 1
Ум (способность здраво и логично мыслить)
5 4 3 2 1
Высокие жизненные запросы
5 4 3 2 1
Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)
5 4 3 2 1
Честность в отношениях с людьми
5 4 3 2 1
Доброта в отношениях с людьми
5 4 3 2 1
Чуткость в отношениях с людьми
5 4 3 2 1
Справедливость в отношениях с людьми
5 4 3 2 1
Терпимость к взглядам и мнениям других
Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1-5);
б) блок жизненной компетентности (6-10);
в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).
Таблица 1
Утверждения
Совершенно неверно
Едва ли это
верно
Скорее всего, верно
Совершенно
верно
1
2
3
4
Школа помогает ребенку:
а) поверить в свои силы;
б) учиться решать
жизненные проблемы;
в) учиться преодолевать жизненные трудности;
г) учиться правильно общаться со сверстниками;
д) учиться правильно общаться со взрослыми
Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть III
Цель: получить содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).
-
Что больше всего радует Вас в жизни?
-
Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
-
Какие качества Вы больше всего цените в людях?
-
Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
-
Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
-
Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
-
Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
-
Какой должна быть хорошая школа?
-
В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
Обработка полученных результатов .Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.