Программа взаимодействия с родителями Сотрудничество

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

Зам. директора по воспитательной работе Директор МБОУ_______ СОШ

_______________/_______ / ___________/______/

Введено приказом №


Программа
взаимодействия с родителями
«Сотрудничество»

(срок реализации программы - 4 года)

Принято педагогическим советом

Протокол №

От________.


Неретина Н.В.

педагог-психолог

МОУ Петровской СОШ










2010г.



  1. Информационная карта программы.


  1. Полное название программы: программа взаимодействия с родителями «Сотрудничество»

  2. Автор и руководитель программы: Неретина Н.В., педагог-психолог

  3. Территория представляющая программу:

  4. Название организации реализующей программу:

  5. Юридический адрес организации:

  6. Контактный телефон: (

1.7 Цель программы: создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи в процессе формирования у детей гражданской позиции, веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремления к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развитие гражданского общества.

  1. Место проведения:

  2. Участники программы: родители, педагоги, оучающиеся

1.10 Сроки проведения программы: 2010-2014.





Пояснительная записка

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации детей и молодежи, их выбором путей жизненного и профессионального самоопределения и самореализации в гражданском обществе.

настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей, распространением псевдокультуры и информационного насилия, растерянности, психологических стрессов. Отсюда - кризисные явления в жизни и воспитательной практике семьи:

  • разрушение традиционного нравственного представления о браке и семье, иерархии семейных отношений, связи между поколениями, преемственности педагогической традиции в семье;

  • вытеснение из современной жизни традиционных отношений уважения старших и замена их активным противостоянием авторитету взрослых;

  • падение престижа материнства и отцовства, культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста;

  • практика проблемы личного общения с ребёнком, совместного проживания событий семейной жизни заботой о его материальном благополучии;

  • самоустранение семьи от активной педагогически целесообразной деятельности по формированию ценностных и, прежде всего, нравственных ориентиров.

Ситуация усугубляется и эскалацией насилия и жестокости в СМИ. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, главная из которых - чрезвычайно высокий процент детей с отклонениями от нормы состояния здоровья.

Определенную роль в этом играет нерациональный образ жизни семьи, слабая мотивация родителей на сохранение здоровья детей, безответственность в организации режима питания и отдыха, своевременности лечения.

Очевидно, что промедление в решении этих и других проблем не только подрывает корни благосостояния и стабильности семьи, но и угрожает будущему всего российского общества.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в данной ситуации становится всё более актуальной и востребованной. Школа, как социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьёй.

Высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах, профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания и их принципиальная ориентация на гуманистические ценности педагогики сотрудничества мотивируют родителей на партнёрские отношения.

Включение семьи в деятельность воспитательной работы школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;

О реальном взаимодействии школы и семьи свидетельствуют следующие факты:

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся:

  • умственное развитие

  • воспитание нравственной культуры

  • воспитание эстетической культуры

  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни

  • воспитание трудолюбия и профориентация

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.

В школе действуют службы, нацеленные на социальное, медицинское и правовое сопровождение семейного воспитания.

Родители привлекаются к управлению УВП через участие в работе классных и общешкольного родительских комитетов, Совета школы.

Высока степень активности родителей в разработке социально значимых проектов, направленных на развитие гражданского сознания школьников, навыков социальной адаптации и самореализации.

Основными формами организации непосредственного взаимодействия педагогов и родителей являются:

  • родительские собрания (классные, общешкольные, день открытых дверей);

  • заседание классных и общешкольного родительских комитетов;

  • индивидуальные консультации;

  • круглые столы, дискуссии;

  • психологические тренинги, педагогические практикумы;

  • организация совместной досуговой деятельности детей и родителей;

Содержание, формы и методы развития семейного воспитания в школе выстраиваются в рамках гуманистической парадигмы в направлении наиболее полного формирования и реализации комплекса личностных, общечеловеческих и национальных ценностей каждого участника - как ребёнка, так и педагога.

Понимание ценности как общечеловеческого идеала определяет три основные педагогические цели, реализуемые в рамках данной программы:

  • Создание условий для полноценного усвоения ребёнком ценностей как общественных идеалов (общечеловеческих, национальных, личностных).

  • Формирование положительных ценностных ориентации ребёнка, выраженных в идеалах, убеждениях, интересах.

  • Создание условий для свободного творчества ребёнка в сфере духовной и материальной культуры с целью реализации собственных ценностей.

Цели и задачи

Главная цель программы: создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи в процессе формирования у детей гражданской позиции, веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремления к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развитие гражданского общества.

Сроки реализации программы: 2010-2014 г.г.

Реализация цели возможна при решении следующих задач:

1. Координировать усилия администрации, педагогов, социальной, медико-педагогической служб школы, Совета школы, общешкольного и классных родительских комитетов с целью создания единой гуманной педагогической среды воспитания, формирующей у детей ценностные жизненные ориентиры, гражданскую ответственность и потребность в здоровом образе жизни.

2. Создать систему педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей.

3. Научно-методическое обеспечение работы классных руководителей с семьей.

4. Создание системы формирования у учащихся ответственного отношения к будущему родительству на основе общей заинтересованности и ответственности педагогов и родителей за возрождение ценности семьи, брака, материнства и отцовства.

5. Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, изучение и внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания.

6. Активное вовлечение взрослых и детей в занятия физкультурой, спортом и туризмом, акцентирование внимания педагогов и родителей на необходимости моделирования здорового образа жизни в семье, бережного отношения к физическому, психическому, духовному здоровью детей.

7. Создание и реализация системы профилактики асоциального поведения детей и подростков.

8. Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной деятельности детей через создание и реализацию совместных социальных проектов, поддержку родителями работы органов самоуправления школы.

9. Делегирование родителям и детям полномочий в системе самоуправления школой.

Методы изучения семей.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности уч-ся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

  1. Наблюдение.

  2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога).

  3. Индивидуальные беседы.

  4. Тестирование.

  5. Анкетирование.

  6. Диагностика.

  7. Деловые игры.

  8. Анализ детских рассказов и рисунков.


Реализация системы взаимодействия семьи и школы.

Содержание

Сроки

Ответственные

1. Тематические собрания по классам.

4 раза в год

Классные руководители

2. Общешкольные родительские собрания.

2 раза в год

Администрация,

Кл. руководители, педагог-психолог

3. Родительский всеобуч

2 раза

ЗАМ по ВР, классные руководители, педагог-психолог

3. Консультативная работа.

В течение года

Зам по УВР, ВР,

Педагог-психолог,

Кл. руководители

Учителя-предметники

4. Привлечение родителей для, совместной работы во внеурочное время.

В течение года

ЗАМ по ВР, ст.вожатый

Классные руководители

5. М.О. классных руководителей.

4 раза в год

Завуч по ВР

6. М.О. учителей предметников.

В течение года

Завуч по УВР

7. Совершенствование деятельности общешкольного родительского комитета и классных родительских комитетов.

В течение года

Директор,

зам по ВР,

классные руководители

8. Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.

В течение года

Зам по ВР

Педагог-психолог, Кл. руководители

9. Работа с социально неблагополучными семьями.

В течение года

Зам по ВР,

Педагог-психолог,

Кл. руководители

10. Привлечение родителей к работе по оздоровлению школьников.

В течение года

Зам по ВР

Педагог-психолог,

Кл. руководители

11. Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.

В течение года

Зам по ВР

Педагог-психолог,

Кл. руководители

12. Привлечение родителей к проектной деятельности

В течение года

Зам. по УВР

Классные руководители

Критерии эффективности.

В начальной школе - сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Предполагаемый результат.

Предполагаемый результат программы:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Мониторинг реализации программы.

Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью анализа личностных достижений уч-ся, методики Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении", методики Андреева А.А. "Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью" ит.д.

Приложение 1

Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении"

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Ход проведения.

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которые означают ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен,

3 - согласен,

2 - трудно сказать,

1 - не согласен,

0 - совершенно не согласен.

  1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой -

  2. Меня устраивает составленное расписание уроков -

  3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально -

  4. Меня устраивает работа моего методического объединения и мое участие в нем -

  5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности -

  6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать -

  7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы -

  8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск -

  9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения -

  10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег -

  11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы -

  12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации -

  13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся -

  14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету -

  15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся -

  16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования -

  17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем -

  18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе -

  19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства -

  20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты

Обработка полученных результатов.

Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

- организация труда (утверждения 1 - 4);

- возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5 - 8);

- отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9 - 12);

- отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13 - 16);

- обеспечение деятельности педагога (утверждения 17 - 20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

Приложение 2

Комплексная методика Андреева А.А.

"Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью"

Часть I

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически не воспитывает.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1

Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)

5 4 3 2 1

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

5 4 3 2 1

Ответственность (умение держать слово)

5 4 3 2 1

Воля (умение не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Хорошие манеры поведения

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)

5 4 3 2 1

Образованность

5 4 3 2 1

Ум (способность здраво и логично мыслить)

5 4 3 2 1

Высокие жизненные запросы

5 4 3 2 1

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)

5 4 3 2 1

Честность в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Доброта в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Чуткость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Справедливость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других

Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1-5);

б) блок жизненной компетентности (6-10);

в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Часть II

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

Таблица 1

Утверждения

Совершенно неверно

Едва ли это

верно

Скорее всего, верно

Совершенно

верно

1

2

3

4

Школа помогает ребенку:

а) поверить в свои силы;

б) учиться решать

жизненные проблемы;

в) учиться преодолевать жизненные трудности;

г) учиться правильно общаться со сверстниками;

д) учиться правильно общаться со взрослыми

Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III

Цель: получить содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

  1. Что больше всего радует Вас в жизни?

  2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

  3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?

  4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

  5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

  6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

  7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?

  8. Какой должна быть хорошая школа?

  9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных результатов .Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.



© 2010-2022