Доклад Семья в разрешении проблем этического и этнического воспитания

Казахстан- древняя  страна  со своими традициями и обычаями, идеями, ценностями, которые  передавались от поколения в поколение. Казахский фольклор- богатейшее духовное наследие. Фольклор казахского народа был представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами). Он накапливался множеством  поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.  На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Доклад



«Семья в разрешении проблем этического этнического воспитания детей»


Докладчик:

Иовенко И.И.- педагог-психолог СОШ № 26


Г.Павлодар 2014г.

Казахстан- древняя страна со своими традициями и обычаями, идеями, ценностями, которые передавались от поколения в поколение.

Казахский фольклор- богатейшее духовное наследие. Фольклор казахского народа был представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами). Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.

На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения.

Нелегкая жизнь ставила жесткие требования степнякам. Кочевники занимались охотой, пасли скот. Мужчина был и воином и пастухом и главой семьи. Отсюда казахская народная поговорка: « Если Есет на войне, то он наездник, а если Есет дома, то он сыровар».

В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого ее члена была четко определена согласно возрасту и занимаемому положению. Нормы общения были известны с детства. Сходство интересов, общие взгляды на жизнь способствовали быстрому, бесконфликтному взаимопониманию, коммуникабельности, позитивным межличностным связям. Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного рода.

Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях тщательно хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду.

Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена- признак сиротства», « Пока живы знавшие отца- жива и память о нем».

Знание родословной имеет особую значимость для всех тюрских народов, в том числе и для казахов. Например, известно, что полное имя человека всегда включало упоминание о его отце, деде, прадеде и прапрадеде и так далее до 7-9 колена.

Составление родословной и ее переписывание было важнейшим и почетным делом. Человек был обязан знать и помнить всех своих предков и родственников, посещать и заботиться о могилах усопших, исполнять выработанные веками обряды, связанные с погребением и проведением памятных дат и дней. Все это закладывалось в семье ребенку с раннего

детства.

Большое значение придавалось роли отца семейства в укреплении рода и воспитания достойных детей. Абай отмечал, что « на этой земле еще не было случая, чтобы недостойный отец смог воспитать сына великим человеком»,а Юсуф Баласагуни в своей поэме « Благодатное знание» подчеркивал: « Кто доброе в детстве всосал с молоком, до смерти он только к добру и влеком», « В одних от рожденья негожая стать-до самой их смерти им лучше не стать».

Каждый род имел свои родовые реликвии, которыми он мог гордиться.

Отход от традиций мог породить проклятия и всеобщее презрение представителей рода. Почитание предков и выполнение их заветов характеризовало верность своему роду и упомяналось еще в древнем эпосе «Книге моего Деда Коркыта» (9 век). В эпоху беспрерывных межплеменных войн сын, как продолжатель рода, всегда выступал в качестве защитника очага и хранителя родовой чести. Видя доблесть отца, он старался быть похожим на него, перенять его манеру общения с окружающими людьми.

Дочь же, как правило, обычно следовала примеру матери.

Главный этический принцип казахского народа- верность своему роду и почтительное отношение к старшим, следование их советам и наставлениям.

Представители старшего поколения мудры, ибо, имея за плечами большой жизненный опыт , стремятся лишь помочь подрастающему поколению быть достойными своих предков, укреплять нравственные традиции рода, не нарушая заветов отцов.

Казахский народ имеет множество прекрасных и самобытных этнических обрядов и торжеств, связанных с молодежью: выбор невесты, сватовство, вступление в семейную жизнь. Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной. Поэтому существовало много « неписанных», но традиционных законов, способствовавших этому. Брачный союз у казахов считался священным и должен был быть нерушимым.

В целях укрепления рода существовал обычай сватовства детей еще с колыбели. Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару своим детям. Принималось во внимание материальное благосостояние, взаимоотношения между семьями и родовая принадлежность. Иногда родители новорожденных уже обговаривали условия будущей помолвки и с самого раннего возраста настраивали своих детей на дружеские отношения, внушая им , что они предназначены друг для друга самой судьбой, либо Аллахом. Случалось и так, что будущие молодожены даже и не были знакомы до свадьбы, но необходимо было привыкать к тому, кого посылает судьба, так как запрещалось перечить или не повиноваться старшим.

Народные традиции имели не только важную этико-этническую значимость. Подбирая будущие семейные пары, родители обычно учитывали древнейшие межродовые связи. Допускались лишь кровнородственные связи до 8-9 колена по отцовской линии. При выборе пары старейшины на своем сходе приносили в жертву белую кобылу и читали специальные молитвы.

В казахских семьях практически не существовало проблемы разводов, так как семья создавалась раз и навсегда. Сватовство , организованное старейшинами рода. Было направлено на то, чтобы выбрать джигиту достойную невесту, соответствующую ему по социальному положению.

Стремление учесть социальные и родовые связи являлось главным критерием создания крепкой семьи, а чувство любви постепенно развивалось на основе взаимного уважения, в процессе тесного общения и формирования привязанности. Особенно укрепляло семейные отношения рождение детей, так как необходимо было подавать им положительный пример взаимоотношений.

Рождение ребенка является большим семейным праздником. К нему готовятся заранее и ждут его с нетерпением. В народных традициях нашли отражение различные этические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением сына или дочери. Уже в первый день после рождения ребенка в доме собирались родственники, друзья. Поздравления близких символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов, в которых народ верил издавна.

Пожелания ребенку давались всеми родственниками и имели определенный этический смысл, так как вырабатывали психологическую установку на достижение желаемых целей.

« Ребенка воспитывай с колыбели ,-учит казахская народная мудрость,- поскольку привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет».

Поэтому особенно важны первые годы жизни, когда формируются основные качества, черты характера и адекватное восприятие окружающего мира.

По убеждениям казахов, имя также настраивает ребенка на определенный стиль поведения, образа мыслей. Таким образом, вера в могучую судьбоносную силу имени, в котором воплощены самые лучшие пожелания его близких, их жизненные принципы и этические идеалы.

Народные традиции имеют огромное нравственное значение. Этическая их сущность заключается прежде всего в том, что они формируют определенную психологическую установку, которой ребенок подсознательно будет следовать в будущем. Наставления и пожелания родных должны сформировать определенный стереотип поведения и образа жизни, а также выработать полезные привычки. А страх перед карой за отход от заветов отцов и близких людей оградит человека от совершения дурных поступков и будет способствовать продолжению традиций рода, поддержанию древних обычаев и добропорядочных взаимоотношений.


В казахских семьях особое внимание всегда уделялось воспитанию девочек. Родители и близкие относились к ним с особенной заботой и нежностью, что способствовало выработке положительных, жизненно необходимых качеств и оберегало от каких-либо нарушений принятых норм девичьего поведения. Не только в своей собственной семье, но и во всем ауле девочка всегда чувствовала, что она окружена вниманием.

Девочки помогали в домашнем хозяйстве, осваивая важнейшую « науку»- создание уюта в доме, приготовление пищи, уход за малышами. Они учились шить, вышивать, ткать ковры, обрабатывать продукты животноводства ( изготовлять войлок и кошму из овечьей шерсти, плести веревки из конского волоса, шить обувь, одежду и т.д.). Таким образом , девочки росли самостоятельными, хозяйственными, рано осваивали навыки ведения домашнего хозяйства. Это свидетельствует о том, что с раннего возраста их начинали готовить к будущей семейной жизни, для начала которой вполне приемлемым считался возраст 13-16 лет.

Мальчики с 7-8 лет помогали родителям пасти скот, обрабатывать землю, убирать урожай, а в 10-13 лет они уже участвовали в поливе, учились управлять водоподъемными сооружениями.

В казахских народных пословицах ярко запечатлено отношение к труду и понимание его важной роли в жизни человека: « Без мук труда не будет достатка никогда», « Джигиту нет счастья без труда, народу -без единства».

В повседневном труде дети закалялись физически. Пример взрослых и стремление быть похожими на них способствовали более раннему взрослению и формированию устойчивых трудовых навыков. В труде и охоте, скачках и играх молодые люди развивались физически, закаляли свой характер и самосовершенствовались.

Повседневная жизнь, постоянное общение со взрослыми, наблюдения за природой и действиями старших постоянно расширяли кругозор детей.

Первыми воспитателями и наставниками ребенка являлись конечно родители, от которых зависело, насколько он будет подготовлен к дальнейшей жизни.

Юсуф Баласагуни отмечал., что человека следует учить всему с юных лет, ведь что « в младенчестве познано, дети не смогут забыть, пока живы на свете». Он давал молодым родителям важнейший наказ: « Внушай сыну с детства благие науки. Кто с детства учен- все дано ему в руки».

Казахский фольклор богат пословицами и поговорками, сказаниями и песнями, эпическими произведениями, сказками, загадками и т.д.

Родители маленьким детям рассказывали сказки, разучивали с ними считалочки и скороговорки. Это развивало словарный запас. Обогащало речь ребенка. Через устное народное творчество отца к сыну передавалась человеческая мудрость, характеризующая этнопсихологическое своеобразие и этические установки, выработанные нацией веками.

В воспитании детей, развитии их способностей большая роль отводилась загадкам. Ведь в основе многих из них лежит иносказательное описание предмета, что заставляет ребенка думать, размышлять, анализировать. Это способствовало развитию смекалки, а также постижению самобытной народной культуры. Загадки часто звучали на праздниках, где они создавали состязательный дух, а также на айтысах. Многие загадки, связанные с повседневной трудовой деятельностью человека, и ныне широко используются в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Абай в « Словах назидания» писал: « Дитя стремится ко всему, что видят глаза и слышат уши: тянется к блестящему предмету, пробует его на ощупь и на вкус, ищет сближения с домброй или свирелью, услышав их необычайные звуки». Песня раскрывает красоту души, с нее начинается духовная жизнь человека. Слушая колыбельные песни, ребенок учится воспринимать музыку через красоту звуков.

Таким образом, все эти этическо - этнические установки имели большое значение и способствовали укреплению национальных самобытных традиций, воспитанию уважения к старшим, а также ответственности родителей за подрастающее поколение.



© 2010-2022