Формирование универсальных учебных действий у школьников девиантного поведения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическое сопровождение

формирования универсальных учебных действий

у школьников девиантного поведения


Л.Ю. Роменская

педагог-психолог МБОУ СОШ № 49 г. Ижевска

Ключевые слова: ФГОС, УУД, девиантное поведение, младший подросток, психолого-педагогическое сопровождение, социализация.

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях формирования универсальных учебных действий у школьников с девиантным поведением. Затрагиваются вопросы, связанные с возрастным периодом младших подростков, проблемы воспитания и пути их решения. Приводится опыт работы за несколько лет по обучению педагогов, которое направлено на сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.

Larisa Yurevna Romenskaya

Pedagog-psychologist cf Izhevsk

MBEI SES № 49

Key words: Federal State Educational Standarts, Universal Educational activities, deviational behavior, junior teenager, psychology-pedagogical evplanation and socialization.

The article tells us about psychology-peagogical explanation of educatijnal process under condition of formation of students, Universal Educational activities naving deviantional behavior. The article touches upon the guestions of junior teenagers, educational problems and ways of their deoision. The author shows her innovations in giving Knowledage to teachers concerning psychological students health.

В условиях внедрения в школе федеральных государственных стандартов второго поколения, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса становится важнейшим условием успешного освоения обучающимися УУД (универсальных учебных действий).

Особенное внимание педагог-психолог должен уделить освоению УУД школьников, поведение которых выходит за рамки общепринятых норм. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и акцентировало внимание социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Эпоха перемен, современная социально - экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения.

Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определённой ситуации. В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности а, следовательно, на формирование УУД.

Одним из факторов отклонений в поведении младших подростков является неразвитое логическое и конкретное мышление. Возможно, что у подростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления.

Стоит подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому, девиантным можно назвать того подростка, кто не просто однажды и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, которое носит социально-негативный характер.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, этических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением. Формирование у школьника регулятивных УУД, безусловно, поможет ребёнку решить эти проблемы, связанные с его поведением. Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребёнком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания, агрессия есть результат искажённого процесса социализации.

Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Младший подростковый период характеризуется рядом противоречий: хочется быть наедине с собой и одновременно хочется принадлежать к какой-то группе; хочется быть как все и одновременно хочется отличаться от всех; хочется любить всё человечество и одновременно хочется ненавидеть всех вокруг и так далее…

Сколько бы противоречий младшего подросткового возраста не выделяли учёные, все сходятся в том, что это возраст социализации, самоопределения (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, то есть открытия и утверждения своего неповторимого «я». Подросток стремится найти уважение и признание своей независимости.

Можно констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; повышенная напряжённость; апатичная подчинённость группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность; двойной локус контроля; синдром тревожного ожидания; неуверенность в себе, порождённая систематическими учебными неуспехами.

Все эти проблемы подросток сможет решить при формировании личностных УУД. Ведь на нормативность поведения подростков оказывают влияние доброжелательность, открытость в общении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии с окружающими, способах решения проблемных ситуаций.

Взрослые нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространённой мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко - крик), что вызывает у многих детей чувство безнадёжности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально - экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы «социального зла» всегда привлекали внимание учёных.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы установить доверительные отношения с девиантным подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала и выступает против духовного и физического принуждения.

Несмотря на относительно высокий уровень разработанности гуманистических теорий, и конкретных технологий, они ещё с трудом находят воплощение в реальной практике. К сожалению, насилие в скрытом, а иногда и в открытом виде присуще всей системе образования. Это обусловлено многими причинами и, прежде всего сложностями общественного развития и прогресса.

Соответственно, различные проблемы в работе с подростками девиантного поведения, их психологическом развитии возникают у подростка тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развивать определённые качества, либо в дальнейшем эти качества оказались ненужными, не востребованными. Причём «ущербность» условий могла состоять как в их низком мотивирующем потенциале, так и в эмоциональной непривлекательности или в несоответствии интеллектуальным возможностям подростка в конкретный момент развития. Формирование универсальных учебных действий позволяет научить ребёнка применять их в повседневной жизни, а значит, способно помочь школьнику социализироваться и справиться с особенностями своего поведения, которые, в свою очередь, мешают ему полюбить себя.

Существует много педагогических идей, связанных с внедрением принципа гуманности в теорию и практику обучения и воспитания.

Цели и задачи педагогики ненасилия в работе с подростками девиантного поведения на современном этапе перехода образования на ФГОС, необходимо определять, учитывая всю сложность работы с такими подростками.

При устройстве на работу, человеку могут отказать в той или иной профессии, сославшись на состояние здоровья, отсутствие определённых способностей, наличие каких- либо физических особенностей и так далее. Но, когда человек выбирает профессию, связанную с воспитанием и обучением детей, его не проверяют на способность любить детей. И тем более, не отказывают по причине отсутствия таковой способности. Для того, чтобы научить взрослых взаимодействовать с подростком девиантного поведения, необходимо, прежде всего, знать, обладает ли взрослый желаниями и способностями, позволяющими влиять на девиации ребёнка, быть неким ориентиром его социализации и авторитетом.

Педагоги, которые в своей работе сталкиваются с проблемой девиантного поведения младшего подростка, должен уметь находить такие подходы, которые смогли бы обеспечить ребёнку успешное усвоение УУД.

Достижение данной цели связано с решением комплекса конкретных задач, которые можно разделить на два взаимосвязанных между собой блока:

  1. Формирование у подрастающего поколения УУД (негативного отношения к любым проявлениям асоциального поведения; умения без агрессии решать конфликты; отрицание насильственных методов решения социальных проблем; гуманное отношение к другим людям; развитие способности к принятию и пониманию другого человека).

  2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей, разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия; гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях разного уровня; готовить будущих педагогов с учётом специфики профессиональной пригодности и его человеческих качеств.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 49 разработала тренинг для педагогов «Здоровьесбережение педагога и школьника в работе с девиантными подростками». Впервые тренинг прошли участники Республиканской конференции педагогов-психологов в 2007 году. В течение восьми лет педагоги МБОУ СОШ № 49 обучаются по программе данного тренинга. Тренинг направлен на формирование и развитие у педагогов:

-позитивного мышления

-системного мышления

-навыков саморегуляции

-навыков конструктивного общения с подростком

-сохранение психологического здоровья школьника и педагога

Обращаясь к групповой работе в форме психологического тренинга с педагогами, психолог дожжен оказать педагогам помощь в формировании интерпсихических пространств в образовательном процессе, проходя через которые участники образовательного процесса становятся способными к новым действиям, к новому восприятию окружающего мира, к новому принятию друг друга. За восемь лет по программе тренинга обучились 62 педагога. При внедрении в образовании ФГОС, такой тренинг помогает создать условия, в которых новые возможности, искомые психологические и социальные процессы могут сформироваться и стать нужными и значимыми с точки зрения усвоения обучающимися универсальных учебных действий.




© 2010-2022