Игровая программа: В поисках затерянного камня

Цель: Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации. Оборудование Нагрудные значки (визитные карточки) нескольких цветов (по количеству команд), бумага, фломастеры, ручки, спички, подносы (по количеству команд) с расставленными на них пронумерованными непрозрачными закрытыми стаканами, в которые налиты прохладительные напитки (кока-кола, пепси-кола, «Байкал», квас и т.п.), те...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая программа: В поисках затерянного камня


Цель:

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Оборудование

Нагрудные значки (визитные карточки) нескольких цветов (по количеству команд), бумага, фломастеры, ручки, спички, подносы (по количеству команд) с расставленными на них пронумерованными непрозрачными закрытыми стаканами, в которые налиты прохладительные напитки (кока-кола, пепси-кола, «Байкал», квас и т.п.), телевизор, видеомагнитофон, фрагменты видеофильмов, бланки для ответов на второе задание, зашифрованное письмо, мяч, стулья, «алмаз раджи» (бижутерия), музыкальные фрагменты для сопровождения упражнений, бланки «лицензий» (см. приложение) по количеству команд.

Ход игры:

При входе в помещение, где проводится игра, каждый участник получает нагрудную визитную карточку одного из цветов.

Вначале выполняются достаточно известные разогревающие упражнения, например «Электрический ток», «Нос-пол-потолок», «Дирижер оркестра», «Те, кто». При выполнении последнего упражнения нужно разделить участников на команды по цвету визитных карточек (последним заданием будет такое: «Те, кто получил красные карточки, переходят в одну часть помещения, синие - в другую» и т.д.).

Ведущий: Каждая команда представляет собой детективное агентство, у которого истекает срок лицензии на детективную деятельность (демонстрируется бланк «лицензии»). Для того чтобы его продлить, необходимо выполнить ряд заданий.

Команды, которые смогут доказать, что они вправе продолжать свою детективную деятельность, получают лицензии и становятся членами ассоциации детективных агентств.

Символом этой ассоциации является «алмаз раджи» - уникальный драгоценный камень. Он хранится в офисе одного из агентств, и раз в год, в день профессионального праздника детективов, передается по очереди в другое агентство (демонстрируется «алмаз раджи»).

По результатам выполнения каждого задания ваши агентства будут получать баллы (минимальный - 1, максимальный - 3). После выполнения всех заданий агентства, получившие от 6 до 11 баллов, продлевают свою лицензию на один год, от 12 до 17 - на пять лет, от 18 до 21 - на десять лет.

Решение о присуждении баллов принимает профессиональное жюри, в состав которого входят Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл и т.д. (этими знаменитыми детективами на время игры становятся ее ведущие).

По ходу работы командам необходимо не только хорошо выполнять задания, но и внимательно наблюдать за работой коллег из других агентств - в будущем, возможно, придется с ними сотрудничать при распутывании загадочных дел.

Первое задание «Визитная карточка»

Оборудование: листы бумаги для эмблемы и визитных карточек, фломастеры (по одному набору для каждой команды).

Ведущий: Для успешной работы агентству нужно иметь название, эмблему, девиз. Вам дается 10 минут на то, чтобы все это придумать, нарисовать свою эмблему, написать девиз на листе бумаги, оформить визитные карточки всех сотрудников агентства в едином стиле. После этого в течение 3 минут вы должны будете изложить краткую историю агентства, рассказать об основных направлениях деятельности - какого рода преступления раскрывает ваше агентство, объяснить свою эмблему и девиз.

После выполнения этого упражнения желательно провести небольшую рефлексию, предложив оценить работу коллег из других агентств (продолжи фразу: «В работе других агентств мне больше всего понравилось...»). Жюри объявляет о присужденных баллах.

Примечание. Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры.

Второе задание «Один день из жизни детектива»

Ведущий. По долгу службы детектив должен обладать многими качествами: профессиональным мастерством, наблюдательностью, точностью движений, умением сотрудничать. Чтобы убедить жюри, что все это вы умеете, необходимо выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1.

Ведущий. Нужно выложить колодец из спичек. Каждый по очереди кладет по одной спичке. Чем выше получится колодец, тем больше баллов получит команда. Время ограничено.

Упражнение 2.

Ведущий. Это упражнение выявит, есть ли у вас чувство времени. Вы должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Я произнесу: «Начали», а через некоторое время «Закончили».

После этого каждая команда должна обсудить и записать в свой бланк ответов, сколько времени прошло (1,5 минуты). Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

Упражнение 3.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько точно вы умеете определять размер предметов на глаз. Я покажу вам 3 книги с разным количеством страниц, в каждой книге - закладка. Необходимо определить на глаз, сколько страниц в каждой книге и на какой странице лежит закладка. Брать книги в руки нельзя.

После обсуждения каждая команда делает запись в бланке ответов. Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

Упражнение 4.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько вы внимательны. Среди набора букв спрятаны слова. Необходимо как можно быстрее найти и прочитать эти слова, а также подчеркнуть слова, содержащие 5 и более букв.

Буквенный набор:

а) бсолнцевтргщотсрэрайонгучновостьхэьэъгчарукаву дэкзаменроьрочягщ

б) енгколипрокурорангощтеориянкошзхвхоккейпргщхъюбьтроицапродщк

в) унегкштелевизоренгхйитмгпамятьпрнигшщхвосприятиекнззйфорвфксь

г) йъэфдвлюбовьензсьбюяспектакльпрнегушзчтбсфждъстнвтбьйлфыораф

д) йщцшуркрадостьэфщвокнародядлатфжщфдлоарепортажыщкшпщшуез

е) шгкнейжщкерконкурсфдлаофжщлпличностьфдлаоушгелоджияйшгеопф

ж) дкоешцегплаваниеждфыокомедияылафкйзщшкпбиьщшоытьишямгифбкл

Ответы:

а) солнце, район, новость, рукав, экзамен;

б) прокурор, теория, хоккей, троица;

в) телевизор, память, восприятие;

г) любовь, спектакль;

д) радость, народ, репортаж;

е) конкурс, личность, лоджия;

ж) плавание, комедия.

Упражнение 5.

Ведущий. Это упражнение выявит, умеете ли вы анализировать. Каждой команде предлагаются анаграммы - слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо как можно быстрее найти исходные слова и записать их в бланк ответов.

Анаграммы - Ответы

лбко - блок
упкс - пуск
раяи - ария
еравшн - реванш
ркдети - кредит
окамднри - командир
вцтеко - цветок
лкбуинак - клубника
умызак - музыка

Упражнение 6.

Ведущий. Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен проникнуть в неосвещенный королевский сад. Ожидая наступления полуночи, криминалисты занимались каждый своим делом: Шерлок Холмс читал, Джеймс Бонд смотрел телевизор, майор Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов ночи грабитель проник в сад, криминалисты тоже выбежали туда. Майор Пронин первым схватил грабителя. Почему он был первым?

Ответ записывается на бланк.

Правильный ответ: Шерлок Холмс и Джеймс Бонд проводили время в ожидании преступления при ярком свете. Попав в темноту, они не смогли быстро сориентироваться, так как сетчатке глаза нужно некоторое время, чтобы адаптироваться к темноте. Майор Пронин находился в комнате без света, его глаза уже адаптировались к темноте, поэтому он первым схватил преступника.

Упражнение 7.

Ведущий. Сейчас вы посмотрите видеозаписи некоторых фрагментов из фильмов. Вам нужно запомнить все подробности и ответить на вопросы.

Демонстрируется фрагмент фильма «Джентльмены удачи», в котором главные герои переносят радиаторы. После просмотра команды, посовещавшись, должны ответить, сколько радиаторов перенесли герои. Второй фрагмент - из фильма «Место встречи изменить нельзя», Шарапов приходит в логово Горбатого. Вопрос: как были одеты действующие лица?

После выполнения этих упражнений жюри объявляет результаты.


Ведущему на заметку

Видеофрагменты для этого упражнения подбираются ведущим самостоятельно, в зависимости от возможностей видеотеки и с учетом количества команд.

Третье задание «Экспертиза»

Ведущий. Профессиональный детектив должен обладать хорошим слухом, обонянием, уметь по вкусу определять напитки. (Здесь учащимся необходимо напомнить, что в реальной жизни нельзя пробовать неизвестные напитки.) Сейчас каждая команда направит своего эксперта, который должен будет на вкус определить содержимое этих стаканов и записать название напитков. По завершении жюри объявит результаты.

Жюри дает оценку работе команд на этом этапе и подводит общий итог, создавая впечатление, что игра подходит к концу. Но вдруг выясняется, что во время игры произошло преступление - похищен «алмаз раджи».

Четвертое задание «Преступление и его разгадка»

Ведущий. Вспомните, кто и когда видел алмаз последний раз. Какие есть гипотезы о возможном местонахождении алмаза? По-видимому, действовали очень опытные и циничные преступники: они оставили на месте преступления зашифрованное письмо. Детективам придется объединить свои усилия в разгадывании этого преступления. Каждая команда получит по одной части «шифровки». После разгадывания эти части необходимо сложить вместе. Тогда у вас будет возможность узнать, где спрятан алмаз.

Участники получают зашифрованное письмо. В нем содержится намек на место, где спрятан алмаз.

При проведении игры в московской школе «Премьер» автор и его коллеги спрятали алмаз в вазе с искусственными цветами. Письмо имело такой текст:

Бьется сердце матадора

Средь густых лесов Гренады.

Там, где мертвое растенье,

Умные найдут награду.

Каждая из четырех команд получила по одной строчке, которые после расшифровки необходимо было сложить вместе. Шифр составлялся следующим образом: буквы кириллицы в любом порядке разделялись буквами латинского и греческого алфавита, например:

QWБRЬSDЕFТGСNSЯ

(БЬЕТСЯ).

После того как «алмаз раджи» будет найден, ведущий объявляет, что все детективы проявили высочайшее профессиональное мастерство и жюри решило продлить лицензии всех агентств на максимальный срок - 10 лет. Происходит выдача «лицензий» с заполненными названиями агентств. Участникам предлагается заключить и устный договор друг с другом о сотрудничестве и взаимной помощи в дальнейшей работе.

Рефлексия игры

Ведущий поздравляет всех участников с успешным окончанием испытаний, желает им дальнейших успехов. Участники, сидя в кругу, завершают предложения: «Мы смогли найти алмаз, потому что...», «Игра помогла мне увидеть в себе такие качества, как...».

Игровая программа: В поисках затерянного камня

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИЦЕНЗИЯ

Выдана________________________________

(название агентства)

________________________________________

В течение _____ лет данное агентство имеет право выполнять свою деятельность в соответствии с Уставом.

Председатель лицензионной комиссии__________________(подпись).

Число __________

Игровая программа: В поисках затерянного камня

Примечание для ведущего
В зависимости от хода игры, например, если у команд было задание придумать, чем они будут заниматься, какие дела расследовать, лицензию можно дополнить: после слов «с Уставом» ставится двоеточие и перечисляются виды деятельности. Строки могут быть заполнены членами команды.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001

  2. 2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст. М., 2001


© 2010-2022