Программа индивидуального сопровождения детей начальных классов в условиях (специальной) коррекционной школы-интерната VII-VIII видов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГБОУ «Ярцевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Программа

индивидуального сопровождения детей начальных классов

в условиях (специальной) коррекционной

школы-интерната VII-VIII видов





Составили:

Батюлева Н.В. - педагог-психолог высшей квалификационной категории

Вавилова О.И. - учитель-логопед высшей квалификационной категории











г. Ярцево, 2015


Пояснительная записка.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, логопеду, социальному педагогу, учителю, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, воспитателю, логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.

Цель:

  • Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития

Задачи

  • Всестороннее комплексное обследование детей

  • Установление характера и причин выявленных отклонений

  • Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи

  • Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей

  • Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)

  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе

  • консультативная работа с педагогами, родителями

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;

  • диагностические исследования;

  • наблюдение за ребёнком;

  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.


Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.

Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

  • лечебно-оздоровительное

  • социально-правовое сопровождение,

  • психологическое сопровождение

  • логопедическое сопровождение

  • педагогическое сопровождение,

  • воспитательное сопровождение.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель социально-правового сопровождения состоит в осуществлении комплекса мер по социальной защите, связь с родителями и лицами их замещающими. Ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель воспитательного сопровождения в нормализация и совершенствование ведущего вида деятельности, развитие продуктивных видов деятельности; развитие навыков личной гигиены и самообслуживания.

Используемая литература.


  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006

  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка - М.: Генезис, 2012.

  3. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития // Приложение к журналу Коррекционная педагогика: теория и практика

  4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя- дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной - М. : ВЛАДОС, 2003

  5. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

  6. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Могила Ольга Ильинична "Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате".

  7. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие - СПб.: ВЛАДОС Северо - Запад, 2010








Приложение 1

Карта исходных данных комплексной диагностики

для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения ребенка


Общие сведения

ФИО _______________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Дата обследования____________________________________________________

Диагноз _______________________________________________________________

Заключение ПМПК _____________________________________________________

______________________________________________________________________


Заключения

Врача (неврологический и соматический статусы) ___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социального педагога __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолога___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопеда ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учителя_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитателя (особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, положение в группе сверстников, навыки самообслуживания) ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение психолого-медико-педагогического консилиума

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Врач __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Социальный педагог ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________Педагог-психолог ______________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель комиссии ___________________

Врач ___________________________________

Соц. педагог_____________________________

Психолог _______________________________

Логопед ________________________________


Приложение 2

Рекомендации ШПМПк по осуществлению индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с ОВЗ

на 2011-2012 год.


Константин К. 02.04.2004 г.р.

подготовительный класс

Специа-листы

Рекомендации

Форма работы

Врач, медицинский работник

-ЛФК

- курсы витаминов, ноотропов, кардиотрофиков 2 р/г


Диспансеризация, профилакти-ческие прививки, заполнение листка здоровья в классном журнале

Социальный педагог

Комплекс мер по социальной защите

Установить и поддерживать связь с родственниками, поиск кандидатов в приемную семью

Работа с документацией: акт сохранности жилья. Инд. беседы с ребенком, педагогами

Педагог-психолог

Работать над развитием многокомпонентной школьной готовности:

Учителю: «Позиция школьника», предпосылки чтения письма, счета (специальная готовность), умение организовать рабочее место, преодолевать трудности.

Интеллектуальная (сенсорное развитие, образные представления, развитие всех компонентов внимания, восприятия…) и эмоционально-волевая готовность (уровень произвольности поведения и познавательной деятельности, социальный интеллект).

Индивидуальные, групповые занятия,

Консультативная помощь педагогам

Учитель-логопед

  1. Развитие речевой моторики, дыхания, голоса. Развитие общей и мелкой моторики.

  2. Коррекция звукопроизношения (С, СЬ, З,ЗЬ,Ц; Ш, Ж, Щ, ; Л, ЛЬ Р, РЬ) и слоговой структуры слова

  3. Развитие фонематического слуха; языкового анализа и синтеза.

  4. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

  5. Работа над грамматическим строем речи.

  6. Развитие связной речи.

Инд. занятия

Консультативная помощь педагогам



Приложение 3.

Психологическое представление

на учащегося подготовительного класса Константина К., 02.04.2005 г.р.


Поступил из СРЦ «Дом милосердия» в г. Вязьма 22.09.2011

Состояние здоровья: ЗПР, F 90.1 (гиперкинетические растройства), ММД, умеренный гидроцефальный синдром.

F 70, МААС, дисфункция гепатобилиарной системы, плоскостопие, гипертрофия небных миндалин.

Сведения из личного дела: мать недееспособна по психическому заболеванию (олигофрения, I группа инвалидности, не понимает значение своих действий и не руководит ими), есть брат 2003 г.р., 2 младшие сестры (удочерены). Были с братом под опекой бабушки до 27.01.2010 года.

Результаты обследования:

Контакт речевой, устанавливает легко. Темп деятельности средний. Работоспособность снижена. Деятельность неустойчивая. Запас общих представлений и социально-бытовая ориентация ограничены. Проявляет повышенную речевую активность.

Нарушено звукопроизношение: шипящих, свистящих, соноров. Словарь бедный с преобладание глаголов и существительных, фраза аграмматична.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности.

Сличает, узнает, называет основные цвета спектра и их оттенки (не знает названия розового). Соотносит предметы по форме, названия путает.

Складывает разрезные картинки путем целенаправленных проб.

Мелкая моторика развита недостаточно.

Вывод: Низкий уровень школьной зрелости.

Работать над развитием многокомпонентной школьной готовности:

Учителю: «Позиция школьника», предпосылки чтения письма, счета (специальная готовность), умение организовать рабочее место, преодолевать трудности.

Психологу: интеллектуальная (сенсорное развитие, образные представления, развитие всех компонентов внимания, восприятия) и эмоционально-волевая готовность (уровень произвольности поведения и познавательной деятельности, социальный интеллект)

Логопеду: развитие речи.

Воспитателю работать над развитием коммуникативных навыков, правильное отношение к школе, учению, учителю, развитие мелкой и общей моторики, игровой деятельности.

Педагог-психолог ____________







Приложение 4

Программа индивидуального сопровождения детей начальных классов в условиях (специальной) коррекционной школы-интерната VII-VIII видов

Программа индивидуального сопровождения детей начальных классов в условиях (специальной) коррекционной школы-интерната VII-VIII видов


Приложение 5.

Критерии оценки результативности программы сопровождения

Психолог


  1. Восприятие.

    • 5 - хорошо ориентируется на листе бумаги; принимает задание и способы его выполнения; умеет действовать по образцу. Сравнивает с образцом свою работу, видит несоответствия, находит и устраняет ошибки самостоятельно или с небольшой помощью (вербальное или невербальное указание на ошибку). Понимает значение пространственных предлогов и наречий, употребляет в речи некоторые из них.

    • 4 - хорошо ориентируется на листе бумаги. Различает сторонность; узнает предметы, изображенные в разном положении; принимает задание и способы выполнения. Умеет работать по образцу, но в конце задания возможны ошибки, которые исправляет с небольшой помощью взрослого. Допускает ошибки при пользование пространственными предлогами и наречиями.

    • 3 - отчетливо выражены нарушения зрительного восприятия; действует по образцу с вербальным сопровождением, нуждается в организующей, направляющей, стимулирующей помощи. Теряет способ выполнения задания. Не узнает предметы, буквы, цифры, наложенные друг на друга, изображенные в разных плоскостях, не узнает малознакомые предметы. В речи отсутствуют пространственные предлоги. Ошибки исправляет с помощью взрослого.

    • 2 - плохо ориентируется на листе бумаги; не умеет действовать по зрительному образцу; деятельность процессуальная; ошибок не видит даже при конкретном указании на них. Не принимает способов выполнения заданий. + Все недостатки предыдущего уровня.

    • 1 - путает сторонность, не ориентируется на листе бумаги; не видит строку. При выполнении задания не пользуется образцом; не копирует буквы, цифры, слова, простые изображения, не узнает предметы, изображенные в необычном положении, наложенные один на другой. Помощь принимает только в конкретной ситуации, без переноса по аналогии. При выполнении заданий нуждается во всех видах помощи, необходим постоянный контроль.


  1. Внимание.

  • 5 - ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой: умеет одновременно выполнять два вида деятельности (следить-слушать, выполнять практические задания и объяснять); заниматься однообразной деятельностью и удерживать внимание в зависимости от возраста от 5 до 15 минут; одновременно воспринимать 5-10 объектов.

  • 4- не грубо выражены нарушения всех свойств внимания в течение урока, занятия или вначале снижение, а затем врабатываемость в деятельность; западание или отставание какого-либо одного свойства, или единичные западания, застревания на предыдущей деятельности.

  • 3- отчетливо выражены нарушения всех свойств внимания; необходима направляющая и стимулирующая помощь. Явно выражена тенденция к застреванию.

  • 2- нарушение всех свойств на протяжении всего урока, занятия, деятельности. Грубое застревание на предыдущей деятельности. Нуждается в организующей, обучающей направляющей, стимулирующей видах помощи. Внимание кратковременно (3-6 минут).

  • 1- высокая отвлекаемость, грубое застревание. Помощь не принимает. Целенаправленная деятельность под постоянным контролем взрослого.


  1. Память.

N:

Для 0-1 классов - 5-6 слов, предметов, картинок.

Для 2-3 классов - 7-8 слов, предметов, картинок.

Для 3-4 классов - 8-10 слов, предметов, картинок.


  • 5-непосредственная кратковременная память составляет 50% от предложенных слов, предметов, картинок при первом предъявлении; отсроченная память (30-60 мин) - 90-100%. Запоминает более объемные стихотворения; умеет пересказывать текст, сохраняя смысл и последовательность; самостоятельно рассказывает знакомые сказки.

  • 4 - 90-100% слов, предметов, картинок воспроизводит при 4-5 предъявлении непосредственно и отсрочено. Заучивание наизусть требует многократного повторения, при воспроизведении допускает перестановку одного, двух слов. При пересказе нуждается в подсказке в виде наводящих вопросов или утверждений.

  • 3 - непосредственная кратковременная память составляет 50-60% от общего объема запоминаемого материала после 4-5 предъявлений при постоянном нарастании. Возможно привнесение других слов и застревание на них. Отсроченное воспроизведение падает до 40-50% от общего объема. Ребенок не воспроизводит самостоятельно выученное стихотворение. Пересказ только по вопросам.

  • 2 - оперативная зрительная и слуховая память составляет 20-30% от предложенного объема слов, предметов, картинок. Отсроченное воспроизведение падает до 10-20%. Не заучивает программные стихотворения, при воспроизведении отмечается перестановка слов, замена другими, не подходящими по смыслу. Пересказа нет.

  • 1 - запоминает не более 10-20% от предложенного материала; не отмечается увеличения количества воспроизводимого от предъявления к предъявлению. Не повторяет только что произнесенные самим слова. Наизусть не заучивает или заучивает 1/3 от предложенного программой. Не воспроизводит прочитанное или прослушанное предложение из 3-4 слов. Процесс плохо поддается коррекции.


  1. Мышление.

  • 5 - членит слово, предмет на отдельные составные части и составляет из отдельных частей целое. Владеет обобщающими понятиями по темам: одежда, обувь, игрушки, посуда, мебель, животные, птицы, цветы, грибы, инструменты, транспорт. Исключает 4-ый, 5-ый лишний предмет на понятийном уровне с объяснениями в 10-16 вариантах с учетом возраста (ориентироваться на программу). Классифицирует предметы по характерным признакам по одному показу с объяснением. При сравнении предметов хорошо находит различия, с направляющей помощью - сходства. Выделяет смысл в рассказах, сюжетных и фабульных картинках. На конкретных примерах делает простые выводы, умозаключения.

  • 4 - владеет приемами анализа и синтеза, обобщающими понятиями кроме понятий «мебель», «транспорт», «инструменты». Исключает 4-ый, 5-ый лишний в 10-12 вариантах с объяснениями. Классифицирует предметы, картинки на опережающем вербальном уровне с последующим словесным объяснением (сюда положу стол, стул, диван, сюда цветы, птиц…). При сравнивание предметов (установление сходств и различий) нуждается в помощи. Понимает смысл прочитанного, картинок, в том числе и серии последовательных картинок из 4-5. При восприятии сюжетной картинки требуется помощь. Способен к простейшим выводам и умозаключениям в знакомых бытовых ситуациях.

  • 3 - обобщение по несуществующим признакам. Процессы анализа и синтеза с помощью. Сходства не устанавливает, различия - с помощью. Исключение лишнего в 4-5 простых вариантах, еще в 3-4 без объяснения. Классификация на невербальном уровне с обучающей помощью. Смысл прочитанного не понимает. Смысловую последовательность в фабульных картинках не устанавливает, кроме простых вариантов из 3 картинок. Причинно-следственные связи не устанавливает.

  • 2 - нахождения сходств и различий в ярко выраженных вариантах одного вида или в противоположных видовых или родовых понятиях (тетрадь-книга, дерево-цветок) с незначительной помощью. Владеет элементарными обобщающими понятиями: обувь, одежда, посуда, цветы, классификацией этих же понятий на невербальном уровне. Исключение с объяснениями в 2-3 вариантах, еще 2-3 - без объяснения. + Недостатки предыдущего уровня.

  • 1 - мыслительные процессы в самом элементарном виде возможны с обучающей помощью в основном на невербальном уровне. + Все недостатки предыдущего уровня.


  1. Двигательная сфера.

  • 5 - хорошая координация движений, управление телом, моторная ловкость. Мелкая моторика: соблюдение строки, равномерный нажим, плавность линий, одинаковая величина букв и цифр.

  • 4 - отмечаются отдельные недостатки: появление разорванных или заезжающих линий, разный размер букв, дрожащие вертикальные и горизонтальные линии.

  • 3 - нарушены 3-4 параметра: не соблюдается строка, слабый неравномерный нажим, разорванность, множественность линий.

  • 2 - 4-5 параметров. К недостаткам предыдущего уровня добавляются заезжающие или дрожащие линии.

  • 1 - не умеет держать карандаш, ручку, не соблюдает строку, разный размер букв, цифр, фигур. Линии разорванные, дрожащие, разная сила нажима или слабый нажим, множественность линий.


  1. Эмоционально-волевая сфера.

  • 5 - настроение соответствует обстановке, адекватно ситуации «здесь и теперь». Самостоятелен в принятии решений. Способен преодолевать препятствия и трудности. Управляет своим поведением, избегает конфликтных ситуаций, стремится к установление положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Понимает элементарный «язык чувств». Реакция на замечание адекватная.

  • 4 - настроении отмечаются незначительные колебания. Возможно преобладание апатий, безразличия при общей неблагоприятной обстановке или личного состояния здоровья, неблагоприятной метеообстановке. Трудности преодолевает при вербальной эмоционально-регулирующей поддержке. В основном управляет своим поведением, стремится к положительным взаимоотношениям со взрослыми и детьми. Реакция на замечание - положительная.

  • 3 - настроение эмоционально-неустойчивое, зависит от ситуации, состояния здоровья, просто из-за незначительных причин на основе сензитивной нервной системы. Может быть самостоятелен, но поддается влиянию сильного лидера. Пасует перед трудностями и препятствиями, нуждается в организующей и направляющей помощи. Знает правила поведения, но испытывает трудности в их выполнении. Не всегда управляет своим поведением. Взаимоотношения со сверстниками неровные. Реакция на замечание разная вплоть до отрицательной.

  • 2 - настроение неустойчивое. Не всегда адекватно обстановке и ситуациям. Не зависит от времени суток. Волевые процессы не развиты. В поведение возможны аффективные вспышки. Знает правила поведения, но не выполняет их. Начатое дело не доводит до конца даже под контролем взрослого. Поддается внешнему воздействию. Самооценка не развита, завышена. Реакция на замечания неадекватная. Взаимоотношения со сверстниками конфликтные. Может нагрубить взрослым.

  • 1 - настроение чаще эйфорично или апатично, возможно и безразличие ко всему происходящему. Волевые процессы не развиты. Деятельность нецеленаправленная, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого. Поведением не управляет. Частые аффективные вспышки, во время которых социально опасен. Отношения со сверстниками конфликтные. Реакция на замечания отрицательная. Возможны суицидные и мазохистские явления.

Логопед.

Уровни речевого развития обучающихся, воспитанников начальных классов с ОВЗ определяются в результате применения адаптированной тестовой методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой и Е.В.Мальцевой.

Цель: выявление особенностей речи и определение уровней речевого рвзвития обучающихся начальных классов с ОВЗ.

Методика включает четыре серии.

Серия 1- Исследование сенсомоторного уровня речи - включает 2 группы заданий:

1. Исследование звукопроизношения.

2. Проверка фонематического восприятия

Серия 2 - Исследование лексики.

Серия 3 - Исследование грамматического строя.

Серия 4 - Исследование связной речи.

Процедура проведения методики и система оценки стандартизированы, но несколько изменены в отношении первоисточника.

Оценивание происходит по пятибалльной системе за каждую серию:

5 баллов - высокий уровень развития

4 балла - уровень развития выше среднего

3 балла - средний уровень развития

2балла - уровень развития ниже среднего

1 балл - низкий уровень развития

Речевые пробы и система оценки методики.

Серия 1- Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Исследование звукопроизношения.

5 баллов - безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка в любых речевых ситуациях;

4 балла - правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи.

3 балла- ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе.

2 балла - нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной

артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или

сокращает их (пропускают согласные в стечении).

1балл-нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов.)

2.Проверка фонематического восприятия.

5 баллов- хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком.

4 балла- ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2 раза.

3 балла- недостаточная дифференциация звуков. Первый член цепочки воспроизводится правильно, второй уподобляется первому.

Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.

2 балла- ребенок воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков.

1балл- дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от

выполнения задания.

Серия 2- Исследование лексики.

5 б. Ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко

классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.), легко

подбирает определения к существительным (более трех к каждому слову).

Например, яблоко (какое?) красное, спелое, сочное, крупное. Без помощи

взрослого правильно называет детенышей всех предъявленных животных.

Правильно образует качественные, относительные и притяжательные

прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительно-

ласкательные формы существительных и приставочные глаголы. Знает названия

профессий.

4 б. У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками

словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2-3 определения к заданному слову.

3 б. Ребенок делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется

сделать более сложные (транспорт и т.д.). Не ко всем предъявленным словам

подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно.

Подбирает 1-2 определения к существительному. Детенышей животных

называет по аналогии: лиса - лисята, корова - коровята. Допускает ошибки при

образовании прилагательных от существительных и других новых слов.

2 б. Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно

определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.

1 б. Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не

может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно.

Не может образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов.

Серия 3- Исследование грамматического строя.

5 б. Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические

конструкции. Самостоятельно и правильно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. По картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов "потому что", "так как", "поэтому" и других. Правильно и точно может воспроизвести за логопедом предложение. Может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог. Владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными, местоимений "мой", "твой" с существительными, существительных с глаголами).

4 б. Ребенок по картинкам составляет простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки в предложениях, но с незначительными неточностями. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.

3 б. При составлении предложений из предъявленных слов ребенок правильно употребляет окончания, но нарушает порядок слов. По картинкам составляет очень короткие предложения с небольшой помощью взрослого (вопросы). При повторении предложения за логопедом пропускает отдельные слова и словосочетания. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм ребенок допускает более трех ошибок и исправляет их только после того, как логопед обратил его внимание на эти ошибки.

2 б. При составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера, смысловые неточности. При повторении предложения за логопедом искажает смысл и структуру предложения, не заканчивает его. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически. При словоизменении ребенок начинает изменять слова только после изучения 3-4 примеров, допуская при этом ошибки.

1 б. При составлении предложений по картинкам ребенок только перечисляет изображенные предметы. При составлении предложений из предъявленных слов наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не воспроизводит предложение за логопедом. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить пропущенный в предложении предлог, даже с помощью наводящего вопроса. При изменении слов ребенок не выполняет задание даже после предъявления 3-4 образцов, не может понять, что от него требуется.

Серия 4- Исследование связной речи.

5 б При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребенок

самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации,

имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен

грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств.

При этом ребенок проявляет фантазию.

При пересказе ребенок полностью правильно воспроизводит текст после первого предъявления, правильно формулирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, полностью использует авторскую лексику, умело использует сложные предложения.

4 б. Рассказ ребенка соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью взрослого.

Пересказ выстроен так же последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, авторская лексика использована не полностью, ребенок заменяет авторские выразительные средства другими; грамматических ошибок нет.

3 б. При составлении рассказа ребенком допущено незначительное искажение

ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей.

Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи

поиска слов или неточное словоупотребление.

При пересказе ребенок допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки, наблюдаются недлительные паузы.

2 б. При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершен. Или ребенок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребенок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные замены. При пересказе ребенку требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы, необходимы подсказки педагога. Ребенок неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, включает постороннюю информацию, неадекватно использует слова, делает грамматические ошибки.

1 б. При составлении рассказа ребенок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображенные предметы. Описание ситуации отсутствует. При пересказе ребенок не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, делает многочисленные паузы, неадекватно использует слова. Либо пересказ недоступен вообще, даже по вопросам.

Учителя


  1. Учебная мотивация.

  • 5-настойчив в получении информации, умений и навыков в различных областях знаний

  • 4-самостоятельно проявляет интерес к интересующим областям знаний

  • 3-интересы неустойчивы, продолжаются только под контролем взрослого

  • 2-познавательный интерес неустойчивый, даже под контролем взрослого часто и быстро угасает, отсутствует желание узнавать новое

  • 1-познавательный интерес отсутствует, ребенку ничего не интересно.


  1. Успеваемость.

  • 5-хорошо и отлично (преимущественно на пять)

  • 4-хорошо (преимущественно на 4)

  • 3-удовлетворительно (преимущественно на 3)

  • 2-не успевает по основным разделам программы

  • 1- критический уровень (содержание курса недоступно для ребенка)

3. Мелкая моторика.

  • 5-хорошо и умело рисует или подражает письму. Правильно держит карандаш, соизмеряет нажим при рисовании. Рисует хорошо. На рисунке все понятно, в т.ч. и мелкие детали. Без видимой деформации воспроизводит многие буквы, углы, овалы; линии уверенные.

  • 4-достаточно умело действует карандашом, но движения по бумаге еще угловатые, нет плавности. Рисует достаточно ясно. Основные элементы рисунка понятны и соответствуют образцу. Мелкие и тонкие части рисунка недоступны. Линии недостаточно четки, углы воссоздает плохо.

  • 3-очень напряженно и «неловко» держит карандаш. Сильно давит на бумагу, может ее даже порвать. Движения по бумаге плохо управляемые.

  • 2-рисует и «пишет» плохо. В основном - каракули. Проглядывают только отдельные законченные элементы рисунка. Геометрические фигуры практически недоступны.

  • 1-критический уровень (бесцельное вождение карандашом по бумаге)

4. Обследование общей произвольной моторики (Архипова Е. Ф.)

Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».
б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».
в) «Подбрасывай и лови мяч».
г) «Походи на одном месте».
д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:
5 балла - все задания выполняются правильно;
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
2 балл - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;
1 балл - задание не выполняется.

Социально-бытовая сфера (Воспитатель)


  1. Физическое развитие

  • 5- высокой уровень физического развития

  • 4-уровень физического развития выше среднего

  • 3-средний уровень физического развития

  • 2- уровень физического развитие ниже среднего

  • 1-низкий уровень физического развития


  1. Внешний вид

  • 5-аккуратен, самостоятельно следит за внешним видом, собственной одеждой, сформированы элементы эстетического вкуса

  • 4-следит за внешним видом под контролем взрослого, интересуется модой

  • 3-следит за внешним видом с помощью взрослого, не сформированы навыки самостоятельного ухода за одеждой, нравится красивая одежда.

  • 2-не следит самостоятельно за внешним видом, отсутствует умение ухода за одеждой

  • 1-неряшлив, не следит за внешним видом, не умеет и не хочет ухаживать за своими вещами, равнодушен, безразличен к тому, во что одет.


  1. Навыки самообслуживания.

  • 5-навыки по самообслуживанию выполняет самостоятельно

  • 4-выполняет, но частично сам, частично при напоминании взрослого

  • 3-навыки частично сформированы и не закреплены, выполняет только под контролем взрослого

  • 2-навыки частично сформированы, но применяет с нежеланием, даже под строгим контролем взрослого стремится не исполнять

  • 1-навыки не сформированы


  1. Общение

  • 5-общается со всеми, проявляет инициативу в общении

  • 4-общается со всеми, но преимущественно по их инициативе

  • 3-общается только с воспитателем и детьми группы, игнорирует других

  • 2-общается только с воспитателем группы, преимущественно по его инициативе

  • 1-от общения отказывается, старается проводить больше времени один


  1. Отношение к учебе.

  • 5-домашнее задание выполняет самостоятельно; использует дополнительную литературу; пользуется библиотекой

  • 4- домашнее задание выполняет самостоятельно, помощь взрослого минимальна в сложных местах, за помощью обращается сам

  • 3-домашнее задание выполняет самостоятельно после неоднократного разбора педагога

  • 2-готовит уроки только с помощью и под нажимом педагога

  • 1-практически не выполняет домашних заданий


© 2010-2022