Конспект Мой трудный подросток

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый «Человек таит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все одним и самим собою. Лев Толстой.

Чужих детей не бывает

"Психология для педагога»

(Выступление на педагогическом совете «Чужих детей не бывает», март 2015)

  • Психологическое просвещение - это приобщение взрослых - учителей, родителей - и детей к психологическим знаниям.

Тема выступления: МОЙ трудный подросток или КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОИМИ «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ»

Общая цель: психологическое просвещение участников учебно - воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с основными особенностями поведения «трудного» ребенка.

  2. Представить результаты анкетирования педагогов «Мой трудный подросток».

  3. Создание условий, способствующие формированию потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком.

  4. Психологический практикум «Построение Я - сообщения» (набор ситуаций)

Форма психологического просвещения: групповое занятие по психологии


  • Презентация «МОЙ трудный подросток или КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОИМИ «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ» (43 слайда)

  • Результаты анкетирования педагогов

  • Психологический практикум «Построение Я - сообщения»






Ход проведения:

  1. Организационный момент. Сообщение цели и задач.

  2. Анкетирование участников группы. (Приложение №1. Анкета обратной связи).

  3. Основная часть.

Показ презентации. «МОЙ трудный подросток или КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОИМИ «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ» (42 слайда)

Слайд №1

МОЙ трудный подросток

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОИМИ «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ

Слайд №2

В рамках работы над программой «Успешная социализация школьников как главный показатель современного качества общего образования» психологической службой нашей школы была проведена следующая работа. Педагогам было предложено дать заявку психологу по детям, требующим особого внимания.

Слайд №3

Тестирование проводилось по методикам:

1. Концентрация переключения внимания

«Числовой квадрат»

2. Исключение понятий (восприятие)

3. "Характеристика динамических особенностей процесса запоминания"

4. Определение уровня вербального мышления по Й. Ерасеку

5. "Количественные отношения" (логическое мышление)

6. Тест Равена (логическое мышление)

7. Личностные особенности

8. Мотивация к учебной деятельности

9. Социометрия

10. Тревожность

11. Наблюдение за ребенком при психологическом обследовании (Произвольность психических процессов и сформированность учебных действий)

Слайд №4

  • Общее количество заявок 75

  • Дети с поведенческим аспектом 11

  • Дети, имеющие инвалидность 4

  • Педагогическая запущенность 19

  • Дети, нуждающиеся в коррекционном специалисте 8

  • Дети, нуждающиеся в помощи специалистов логопеда и дефектолога 13

  • Дети мигранты, нуждающиеся в индивидуальном подходе в процессе

обучения 20

Слад №5

Поведенческий аспект

1 А -

1 Б Валюков Иван

Фатеев Вадим

2 А -

2 Б Акперов Тимур

Гиль Алена

3 А Козин Александр

3 Б -

4 А -

Слайд№6

Поведенческий аспект

5 А Нет заявок

5 Б Киреев Виталий

Лещенко Александр

6 А Нет заявок

6 Б Кудряшов Иван

7 А Красников Даниил

7 Б Нет заявок

8 А Зотов Никита

Савко Дмитрий

9 А Нет заявок

Слайд№7

Педагогическая запущенность. Нуждающиеся в ПМПК и коррекции

1 А -

1 Б Пивоваров Данил Григорчук Виктория

Лисицкая Анна Сливка Дарья

Веряскина Валерия Боласарян Лилит

2 А - -

2 Б Макарова Варвара Ненаглядкин Андрей

Макаров Федор Терехов Дмитрий

3 А Вартазаров Василий

Гусаров Михаил

Красников Александр

3 Б Маскайкин Артём

Коркина Станислава

4 А Маракаткина Анастасия

Слайд№8

Дети педагогической запущенности.
Нуждающиеся в ПМПК и коррекции

5 А Нет заявок

5 Б Мокренко Никита

Лисицкий Егор

Лысиков Александр

6 А Нет заявок

6 Б Бурцев Федор

7 А Красников Даниил

Маслов Иван

7 Б Нет заявок

8 А Бурцев Владимир

Голубков Никита

Мягков Владислав

Саидходжаев Али

9 А Нет заявок

Слайд№9

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОИМИ «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ

Данные проблемы, перечисленные в этих критериях, особенно для нас актуальны. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью учащихся как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики

Слайд №10

Если ВЫ:

  • Учитель

  • Администратор

  • Социальный педагог

  • Психолог

  • Если Вам приходится иметь дело с трудными детьми и подростками - своими и чужими …

ТОГДА

Слайд №11

Вашему вниманию предлагается
«Практическое руководство»

  • Изучив эту информацию, Вы будете успешнее работать, правильно расходовать свои силу и энергию и получать больше радости от общения с самыми трудными детьми и подростками

Слайд №12

ЧТО ЗНАЧИТ «ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК»?

  • Он не просто непослушен и упрям

  • Он ведет себя дерзко, неуважительно и агрессивно

  • Иногда он, напротив, выглядит вялым, ленивым и безразличным

  • Кажется, этому ребенку ничего не помогает, потому что их ничего не волнует

  • Столкнувшись с трудными подростками, взрослые обычно сердятся, досадуют и чувствуют беспомощность

  • Это отличает трудных подростков от их сверстников

Слайд №13

Результаты анкетирования педагогов
Продолжите предложение. «Трудный ребенок - это …

  • Такой же ребенок (как все), но который испытывает трудности с адаптацией в социальной среде

  • Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации (с трудностями в воспитании, образовании)

  • Не «закрытый», «в себе» ребенок, трудно идущий на контакт, совершающий плохие поступки, а тот, кто обладает тяжелым характером

  • С таким ребенком идет непонимание, отчуждение

  • Ребенок требующий больше внимания и заботы взрослых, окружающих его людей, порой неадекватно реагирующий на внешние факторы

  • Ребенок не подчиняющийся требованиям

  • «Трудный» ребенок чаще всего в «трудных» семьях

Слайд №14

КАК мы судим о детях

  • Поспешные суждения о трудном ребенке - источник многих проблем, потому, что мы не знаем:

  • какой была жизнь этого ребенка

  • что стало причиной негативного поведения

  • «Трудный ребенок» провоцирует взрослого на сильные эмоциональные реакции (гнев, отчаяние и т.п.)

  • Выработка некого мнения относительно способностей ребенка

  • Мнение оказывает влияние на наши ожидания

ШАГ ПЕРВЫЙ: Научиться воздерживаться от суждений

Слайд №15

Некоторые виды суждений о ребенке

Слайд №16

Манера одеваться

  • Иногда мы делаем неверные заключения, глядя на то, как ребенок одет.

  • Бывает, что при полном параде дети чувствуют себя неловко и стесненно, в то в время как растрепанный ребенок полон энергии и любопытства

Слайд №17

Личная гигиена

  • Опрятность ребенка может свидетельствовать о том, насколько хорошо о нем заботятся и пекутся, но она не является показателем, определяющим способности добиваться успеха

Слайд №18

Тип личности

  • Многим людям нравятся дети с определенным характером.

  • Учитывайте свои предпочтения и постарайтесь понять детей, которые ведут раздражающим Вас образом

Слайд №19

  • Состав и история семьи

  • Мы часто делаем выводы, связанные с поведением ребенка, на основании того, что мы знаем о его семье


Слайд №20

Этническая принадлежность/раса

  • В многонациональной культуре легко возникают стереотипы.

  • Спросите себя, не воздействуют ли они на Ваши ожидания, связанные с ребенком, с которым Вы работаете.

Слайд №21

Способ решения/преодоления проблем

  • Одни дети, сталкиваясь со стрессом, страхом или болью, молчат и замыкаются в себе

  • Другие реагируют на те же раздражители возбужденно и агрессивно.

Слайд №22

Краткий обзор «сил», которые влияют на современных детей

Слайд №23

  • В наши дни гораздо больше трудных детей, которые сталкиваются с более серьезными проблемами, чем раньше

  • Современных детей лишили невинности (они ежедневно сталкиваются с ситуациями и обстоятельствами, которые многие нынешние взрослые не могли себе вообразить, когда были детьми).

  • В общем и целом современные дети не защищены от избыточного наплыва информации


Слайд №24

Пассивная активность

Список занятий ,умений и черт характера,которые лишены дети

  • Фантазировать

  • Решать проблемы

  • Общаться

  • Контролировать эмоции

  • Думать

  • Развивать способности

  • Преодолевать ошибки

  • Ставить цели

  • Работать

  • Взаимодействовать с другими людьми

  • Отличать хорошее от плохого


Слайд №25

Взрослые люди, которые ведут себя неуважительно или недостойно

  • Современным детям нелегко найти позитивный пример для подражания среди взрослых людей

  • Даже дети из самых благополучных семей иногда видят взрослых, которые поступают неуважительно и бесчестно.

  • Дети всегда становились свидетелями недостойного поведения взрослы, но не так часто как сегодня


Слайд №26

Решения, которые меняют жизнь

  • Даже учащимся младших классов в наши дни приходится делать выбор, связанный с вредными привычками

  • Как опасно принимать важные решения, не располагая нужного для этого опытом, зрелостью и мудростью!


Слайд №27

Внутренние ландшафты:

Описание поведения «трудного ребенка»

Краткий обзор и описание детского взгляда ни мир

Слайд №28

Результаты анкетирования педагогов
С проблемами какого характера Вы сталкиваетесь при работе с «трудным» ребенком

  • Недостатки эмоционально - личностного развития

  • Несформированость познавательных интересов

  • Недостаточный уровень развития речи

  • Негативизм

  • Заниженная самооценка

  • Неусидчивость

  • Быстрая утомляемость

  • С «трудным» тяжело общаться, непонятно, что у него «на уме», он замкнут, закрыт

  • Обидчивость, восприимчивость

  • Нет умения доводить дело до конца (держать слово)

Слайд №29

Трудные дети:
Не имеют представления о будущем

  • Будущее - это абстрактное понятие, а многие трудные дети не способны думать абстрактно

  • У них нет четкого представления о том, что они являют собой определенном возрасте или поре жизни

  • Для них реален только настоящий момент

Слайд №30

Трудные дети:
Не умеют управлять своим поведением

  • Умение контролировать себя вырабатывается благодаря тому, что ребенок развивается под постоянным контролем взрослых.

  • Его развитие требует времени, внимания, постоянства.

  • У многих родителей нет времени на то, чтобы учить ребенка этому важному навыку

Слайд №31

Трудные дети:
Не способны контролировать собственные импульсы

  • Контролировать свои импульсы способны только зрелые, подготовленные люди

  • Если у ребенка задержка в развитии, он часто действует не подумав.

Слайд №32

Трудные дети:
Остаются безразличными к традиционным методам воспитания

  • Большинство традиционных методов воспитания опираются на способность ребенка прогнозировать будущее

  • Вы только потеряете время, если будете говорить ребенку, живущему в настоящем моменте о том, что он, например, получит плохую отметку, не сделав домашнее задание

  • Если ребенок не способен думать о будущем, то традиционные методы воспитания оказываются бессильными

Слайд №33

Трудные дети:
Чрезвычайно негативно реагируют на давление

  • Даже намеки взрослого человека на неприятные последствия поведения «трудного» ребенка часто приводят к тому, что у детей появляется чувство, будто они бьются со взрослыми не на жизнь, а на смерть.

  • Они реагируют очень бурно - вспышками гнева, всплесками жестокости, настороженным оборонительным молчанием или полнейшей бесчувственностью.

Слайд №34

Трудные дети:
Не способны выражать свои чувства и мысли

  • Задержка в развитии отражается в неспособности выражать свои мысли.

  • Дети страдают от неумения правильно общаться

  • Часто дети просто не могут определить свои чувства, а тем более рассказать о них другому человеку

Слайд №35

Правила работы с трудными детьми


Слайд №36

Результаты анкетирования педагогов
Напишите методы и приемы, которые Вы используете при работе с «трудным» подростком

  • Беседа

  • Создание ситуации успеха

  • Совместное выполнение заданий

  • Похвала и одобрение

  • Наблюдение

  • Посещение семьи

  • Личный пример

  • Игровые формы

  • Психолого - педагогический консилиум

  • Помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций

Слайд №37

Правило № 1 Держите себя в руках

  • Сделайте несколько глубоких вдохов

  • Скажите ребенку, что Вы очень раздражены и поэтому сейчас не будете с ним разговаривать, и назначьте время беседы

  • Начинайте свои сообщения с местоимения «Я»

  • Не повышайте голос

Слайд №38

Правило № 2 Будьте авторитетны, но не авторитарны


  • Дети не станут обращать внимание на авторитет лишь потому, что человек, который пытается ими командовать , старше их по возрасту

  • Авторитет поддерживается знаниями, опытом и решимостью.

  • Скажите детям, что вы серьезно относитесь к работе и намерены довести ее до конца


Слайд №39

  • Правило № 3 Покажите ребенку: Вы верите в то, что он способен принимать правильные решения


  • Трудные дети постоянно выслушивают критические замечания

  • Они их практически не задевают (дети не принимают их близко к сердцу и не стремятся изменить свое поведение

  • Они не привыкли слышать о том, что способны принимать правильные решения.

  • Чаще всего дети поступают под воздействием эмоций и импульсов


Слайд №40

  • Правило № 4 Покажите ребенку: каково его положение


  • Вам необходимо создать у ребенка ощущение безопасности и стабильности

  • Вы создадите это ощущение, если продемонстрируете детям, что существуют четкие, определенные границы и правила

  • Если дети не знают, чего ожидать, они постоянно будут вас испытывать, чтобы понять, где пролегает граница.

  • Другими словами, дети готовы к любым неприятностям, лишь бы узнать, что им разрешается, а что - нет.


Слайд №41

  • Правило № 5 Разделяйте человека и его поступки


  • Трудные дети привыкли к тому, что они не нравятся другим людям.

  • Если отделить негативное поведение от истинного характера и потенциала ребенка , то мы избавляемся от стереотипов.

  • И тогда мы начинаем ожидать позитивных изменений, даже если раньше нам казалось, что позитивные изменения никогда не настанут.

  • Покажите ребенку, что он вам нравится. В можете сказать: «Ты мне нравишься, ноя не одобряю твоего поведения. По - моему, ты способен на большее».


Слайд №42


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Построение

«Я - сообщения»


Слайд №43

  • Наш словарь:

  • «Я - сообщение» - сообщения о себе в котором Вы говорите ребенку о своих чувствах ( предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ).

  • Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.


Слайд №44

Правила беседы по способу активного слушания

  1. Повернитесь к ребенку лицом, очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы слушать и услышать ребенка.

  2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы (фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия).

  3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом.

  4. В вашем ответе иногда очень полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.


Слайд №45

Признаки результативной беседы
по способу активного слушания

  • Исчезают или по крайней мере сильно ослабевают отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его выслушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

  • Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.


Слайд №46

«Я - сообщение"

«Я - сообщение» позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

«Формула «Я - сообщения»

«Я (мне, меня) _______________________________,

(описание своих чувств)

когда ________________________________________

(описание ситуации)

и далее следует описать желаемый результат или желаемое поведение ребенка в будущем.

Разбор ситуаций (с использованием «Я - сообщений»

Слайд №43

Освойте предлагаемые практические рекомендации, и вы вернете радость общения и взаимодействия с детьми, мир в вашу семью и успех - в школьную жизнь.


Благодарю за внимание!






Класс

Поведенческий

аспект

Дети-инвалиды

Дети педагогической запущенности

Логопедич., дефектологич. аспекты

Нуждающиеся в ПМПК и коррекц. кл.

Дети-мигранты

Классный руководитель

1

1 А

Вишнев Иван

Кузаева Татьяна

Петрова Анастасия

Костев Александр

Мякишина Таисия

Навражных Руслан

Парфенова Г.А.

2

1 Б

Валюков Иван

Фатеев Вадим

Курчин Алексей

Пивоваров Данил

Лисицкая Анна

Веряскина Валерия

-

Григорчук Виктория

Сливка Дарья

Боласарян Лилит

Гюласарян Лилит

Кждрян Нарек

Опарин Игорь

Халимов Шахром

Сливка Дарья

Курчин Алексей

Софронова Анастасия

Неменкин Владислав

Молоканова С.В.

3

2 А

-

-

Дурицкий Кирилл

Цвык Александр

-

Каримов Иван

Прохорова С.В.

4

2 Б

Акперов Тимур

Гиль Алена

Аверьянова Анна

Крупа Артем

Шибаева Анастасия

Юшанов Константин

Макарова Варвара

Макаров Федор

Ненаглядкин Андрей

Терехов Дмитрий

Аракелян Вреж

Манафов Лейла

Сафаралиев Мехрубон

Михайлова Е.В.

5

3 А

Козин Александр

Вартазаров Василий

Гусаров Михаил

Красников Александр

Арутюнян Элен

Пронкина В.И.

6

3 Б

Маскайкин Артём

Коркина Станислава

Иконникова-Сараева Алена

Колесник Кэтелина

Кждрян Арен

Фирсова Н.А.

7

4 А

Таран Иван

Маракаткина Анастасия

Ганьшина И.А.

8

5 А

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Котова А.А.

9

5 Б

Киреев Виталий

Лещенко Александр

Шереметева Ангелина

Мокренко Никита

Лисицкий Егор

Лысиков Александр

Исамова З.Т.

10

6 А

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Власова С.Н.

11

6 Б

Кудряшов Иван

-

Бурцев Федор

Аверьянова Татьяна

-

Сафаралиева Сара

Евдокимова С.В.

12

7 А

Красников Даниил

-

Красников Даниил

Маслов Иван

-

Красников Даниил

Агаджанян Камила

Аракелян Шушаник

Бойко София

Кобелева Юлия

Ерохин Д.А.

13

7 Б

Нет заявок

Таран Михаил

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Котова А.А.

14

8 А

Зотов Никита

Савко Дмитрий

Бурцев Владимир

Голубков Никита

Мягков Владислав

Саидходжаев Али

Линькова Т.С.

15

9 А

Нет заявок

Шикута Елена

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Нет заявок

Юшина Д.С.

Всего





© 2010-2022