Роль психолога в коррекции девиантного поведения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль психолога в коррекции девиантного поведения

Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстни­ков) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явле­ния природы и общества, усваивает правила и нормы человече­ского общежития. Учебная деятельность в школьные годы оста­ется ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследо­вания, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в раз­витии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуе­мых подростков.

Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе отно­сятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной дея­тельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отстава­ние от темпов освоения школьной программы, пробелы в знани­ях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педа­гогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Главная задача всех участников учебно- воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Такую работу можно разделить на три направления: профилактика, коррекция и реабилитация. Основное направление в работе - это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, а в частности:

  1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.

  2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.

  3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.

  4. Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.

  5. Изучение положения подростка в коллективе.

  6. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

  7. Изучение интересов и способностей учащихся.

  8. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

  9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

  10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.

  11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

  12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.

Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, - своевременно получать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности, а именно:
Социально-педагогическая защита подростков;

  • Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;

  • Развитие способностей и интересов личности;

  • Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

  • Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

  • Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

  • Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;

  • Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;

  • Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:

  • социальная апатия;

  • аутизм;

  • агрессивность;

  • раздражительность;

  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;

  • чрезмерная эмоциональность и раздражительность;

  • конфликтность;

  • отсутствие интереса к творчеству и обучению.


Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.

Педагогические методы:


1. Методы общественного влияния:

коррекция активно-волевых дефектов;

коррекция страхов;

метод игнорирования;

метод культуры здорового смеха;

коррекция навязчивых мыслей и действий;

коррекция бродяжничества;

самокоррекция.
2. Специальные, или частные, педагогические методы:

коррекция недостатков поведения детей;

коррекция нервного характера и др.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.

Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным.
Выделяют различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, используются такие методы, как:

  • консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;

  • работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;

  • групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;

  • помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;

  • ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;

  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;

  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

  • при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;

  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

  • не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;

  • оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

  • не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;

  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность - это следствие враждебности, а урок - не поле битвы;

  • помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.

Исходной точкой психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учеб­ной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Для этого учителя часто обращаются к школьному психологу: провести диагностику или тренинг в классе, поработать с учеником. Однако не всегда учитель целенаправленно приходит в кабинет к психологу и четко излагает запрос и цель работы.
Часто учителя подходят в коридоре, на шумной перемене, когда случайно увидят психолога - это можно объяснить тем, что не всегда есть время подойти в кабинет и поговорить. В данном случае трудно точно понять, чего бы хотел учитель: «Возьмите Васю Иванова, посмотрите! Он какой-то чудной, странный. Не знаю, что с ним и делать» или «А вы к нам придёте в класс? Проведёте какую-нибудь диагностику, или что-нибудь?». Трудно понять, в чем странности Васи: залезает ли под парту на уроке, дерётся? Или не может второй год освоить чтение и письмо?

Поэтому, для грамотного сотрудничества психолога и учителя необходимо выделить время для разговора. Можно самостоятельно подойти к учителю после уроков или назначить время консультации в кабинете психолога, либо дать бланк запроса от педагога. Почему так много внимания уделяется запросу? Потому, что необходимо чётко определить объект работы, цель и предполагаемый результат; и проговорить это. Иначе получается поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что. При отсутствии того, не знаю, чего будет виноват исполнитель - психолог. Другой вопрос, что учитель не всегда может сформулировать проблему и желаемый результат, так как находится внутри проблемной ситуации. Психолог-консультант помогает занять мета-позицию над ситуацией и понять, в чём проблема. Для конкретизации запроса разработан специальный бланк для учителя, который проясняет проблему:



Педагогу-психологу средней школы №32
Андреевой Т.Т.
От ____________._____

«_12__» __декабря____2014 г.

Запрос

Прошу направить ученика(цу)_____________________класса «___» на индивидуальное психологическое консультирование по следующим причинам:

1.Трудности в обучении, вызванные его (её) личностными или познавательными особенностями:____________________________________

_________________________________________________________________

2.Нарушение социальных норм и правил поведения в школе, мешающие самому ребёнку и окружающим:_____________________________________

_________________________________________________________________

3.Трудности в общении со сверстниками и взрослыми:___________________

_______________________________________________________________

4.Другое_______________________________________________________

_______________________________________________________________

Учитель________________________________ (ФИО)

Таким образом, в запросе содержатся сферы - учёба, поведение, общение. Подобный бланк поможет конкретизировать проблему, а на руках у психолога и учителя будет документ, подтверждающий их работу над ней и страхующий в случае ЧП (хулиганство, драки, прогулы), когда администрация будет спрашивать, какие меры были предприняты психологом и классным руководителем.

Отмечу, что не все учителя доходят до психолога после того, как получают этот бланк. Почему? Потому, что от учителя тоже требуется активная работа в разрешении проблемы, в одиночку психолог, как волшебник, не может изменить ситуацию: беседовать с родителями, создавать благоприятный климат в классе, осознать за учителя негативные проекции на ученика… И так далее.

В целях увеличения положительного влияния на подростка с девиантным поведением , усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:
- доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы;
- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

В своей работе используем следующие приемы педагогического воздействия на учеников, имеющих нарушения в поведении.
1.Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально жизненного опыта:
-организация успехов в учебе (помощь ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет лучше учиться)
-моральная поддержка и укрепление веры в свои силы
-вовлечение в интересную деятельность
-убеждение
-доверие
-нравственные упражнения
2.Приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
-просьба
-поощрение
-авансирование личности
-обходное движение (отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива)
-проявление огорчения
-прощение
-поручительство
-проявление внимания, доброты и заботы
-проявление умения и превосходства педагога в какой-либо области
3.Приемы, которые строятся на понимании интересов и чувств воспитанников:
-опосредование (предъявление ребенку определенного условия)
-фланговый подход (воздействие на те чувства, которые побуждают постоянно преодолевать отклонения в поведении)
-активизация сокровенных чувств воспитанников (тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства воспитанников)
4.Тормозящие приемы:
А) в которых открыто направляется власть педагога.
-констатация поступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему известно о них)
-осуждение (проявляется в отрицательном отношении к поступку)
Б) со скрытым действием:
-параллельное педагогическое действие (наказание всего коллектива, чтоб в будущем сам коллектив влиял на провинившегося)
-намек (воспитаннику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению, или наказанию)
-ласковый упрек
-мнимое безразличие

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении воспитанников реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.



© 2010-2022