- Преподавателю
- Школьному психологу
- Роль психолога в коррекции девиантного поведения
Роль психолога в коррекции девиантного поведения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Т.Т. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Роль психолога в коррекции девиантного поведения
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков.
Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Главная задача всех участников учебно- воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Такую работу можно разделить на три направления: профилактика, коррекция и реабилитация. Основное направление в работе - это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, а в частности:
-
Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
-
Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
-
Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
-
Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.
-
Изучение положения подростка в коллективе.
-
Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
-
Изучение интересов и способностей учащихся.
-
Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
-
Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
-
Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
-
Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
-
Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.
Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, - своевременно получать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности, а именно:
Социально-педагогическая защита подростков;
-
Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;
-
Развитие способностей и интересов личности;
-
Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
-
Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
-
Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
-
Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;
-
Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;
-
Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:
-
социальная апатия;
-
аутизм;
-
агрессивность;
-
раздражительность;
-
отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
-
чрезмерная эмоциональность и раздражительность;
-
конфликтность;
-
отсутствие интереса к творчеству и обучению.
Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
коррекция активно-волевых дефектов;
коррекция страхов;
метод игнорирования;
метод культуры здорового смеха;
коррекция навязчивых мыслей и действий;
коррекция бродяжничества;
самокоррекция.
2. Специальные, или частные, педагогические методы:
коррекция недостатков поведения детей;
коррекция нервного характера и др.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.
Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным.
Выделяют различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, используются такие методы, как:
-
консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;
-
работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;
-
групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.
Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
-
сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;
-
помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
-
ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
-
использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
-
учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
-
при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;
-
учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
-
не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
-
оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
-
не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
-
нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность - это следствие враждебности, а урок - не поле битвы;
-
помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения - это толерантное отношение к особенностям их личности.
Исходной точкой психолого- педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Для этого учителя часто обращаются к школьному психологу: провести диагностику или тренинг в классе, поработать с учеником. Однако не всегда учитель целенаправленно приходит в кабинет к психологу и четко излагает запрос и цель работы.
Часто учителя подходят в коридоре, на шумной перемене, когда случайно увидят психолога - это можно объяснить тем, что не всегда есть время подойти в кабинет и поговорить. В данном случае трудно точно понять, чего бы хотел учитель: «Возьмите Васю Иванова, посмотрите! Он какой-то чудной, странный. Не знаю, что с ним и делать» или «А вы к нам придёте в класс? Проведёте какую-нибудь диагностику, или что-нибудь?». Трудно понять, в чем странности Васи: залезает ли под парту на уроке, дерётся? Или не может второй год освоить чтение и письмо?
Поэтому, для грамотного сотрудничества психолога и учителя необходимо выделить время для разговора. Можно самостоятельно подойти к учителю после уроков или назначить время консультации в кабинете психолога, либо дать бланк запроса от педагога. Почему так много внимания уделяется запросу? Потому, что необходимо чётко определить объект работы, цель и предполагаемый результат; и проговорить это. Иначе получается поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что. При отсутствии того, не знаю, чего будет виноват исполнитель - психолог. Другой вопрос, что учитель не всегда может сформулировать проблему и желаемый результат, так как находится внутри проблемной ситуации. Психолог-консультант помогает занять мета-позицию над ситуацией и понять, в чём проблема. Для конкретизации запроса разработан специальный бланк для учителя, который проясняет проблему:
Педагогу-психологу средней школы №32
Андреевой Т.Т.
От ____________._____
«_12__» __декабря____2014 г.
Запрос
Прошу направить ученика(цу)_____________________класса «___» на индивидуальное психологическое консультирование по следующим причинам:
1.Трудности в обучении, вызванные его (её) личностными или познавательными особенностями:____________________________________
_________________________________________________________________
2.Нарушение социальных норм и правил поведения в школе, мешающие самому ребёнку и окружающим:_____________________________________
_________________________________________________________________
3.Трудности в общении со сверстниками и взрослыми:___________________
_______________________________________________________________
4.Другое_______________________________________________________
_______________________________________________________________
Учитель________________________________ (ФИО)
Таким образом, в запросе содержатся сферы - учёба, поведение, общение. Подобный бланк поможет конкретизировать проблему, а на руках у психолога и учителя будет документ, подтверждающий их работу над ней и страхующий в случае ЧП (хулиганство, драки, прогулы), когда администрация будет спрашивать, какие меры были предприняты психологом и классным руководителем.
Отмечу, что не все учителя доходят до психолога после того, как получают этот бланк. Почему? Потому, что от учителя тоже требуется активная работа в разрешении проблемы, в одиночку психолог, как волшебник, не может изменить ситуацию: беседовать с родителями, создавать благоприятный климат в классе, осознать за учителя негативные проекции на ученика… И так далее.
В целях увеличения положительного влияния на подростка с девиантным поведением , усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:
- доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы;
- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
В своей работе используем следующие приемы педагогического воздействия на учеников, имеющих нарушения в поведении.
1.Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально жизненного опыта:
-организация успехов в учебе (помощь ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет лучше учиться)
-моральная поддержка и укрепление веры в свои силы
-вовлечение в интересную деятельность
-убеждение
-доверие
-нравственные упражнения
2.Приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
-просьба
-поощрение
-авансирование личности
-обходное движение (отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива)
-проявление огорчения
-прощение
-поручительство
-проявление внимания, доброты и заботы
-проявление умения и превосходства педагога в какой-либо области
3.Приемы, которые строятся на понимании интересов и чувств воспитанников:
-опосредование (предъявление ребенку определенного условия)
-фланговый подход (воздействие на те чувства, которые побуждают постоянно преодолевать отклонения в поведении)
-активизация сокровенных чувств воспитанников (тактичное проникновение в сокровенные мысли и чувства воспитанников)
4.Тормозящие приемы:
А) в которых открыто направляется власть педагога.
-констатация поступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему известно о них)
-осуждение (проявляется в отрицательном отношении к поступку)
Б) со скрытым действием:
-параллельное педагогическое действие (наказание всего коллектива, чтоб в будущем сам коллектив влиял на провинившегося)
-намек (воспитаннику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению, или наказанию)
-ласковый упрек
-мнимое безразличие
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного психолого-педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении воспитанников реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.