формирование жизнестойкости у подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию администрации Ключевского района Алтайского края

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа »

Ключевского района Алтайского края


Утверждено:

___________________Т.А. Пятак

директор школы

приказ №___ от «___»_________20___г.



Программа по формированию жизнестойкости обучающихся

МБОУ «Целинная СОШ»

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.

Задачи:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

4. Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.

Программа состоит из 4 модулей:

1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах);

2. Индивидуальные занятия, элективные курсы;

2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:

1. Высокая адаптивность.

2. Уверенность в себе.

3. Независимость, самостоятельность суждений.

4. Стремление к достижениям.

5. Ограниченность контактов, самодостаточность.

Прогнозируемые риски

1. Многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся, и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни).

2. Недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований программы.

3. Недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни (при наличии семейного неблагополучия).

Этапы

Ответственные

Содержание деятельности

Сроки

I. Подготовительный

Администрация

1. Создание локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность

педагогических работников по формированию жизнестойкости

обучающихся; внесение в должностные инструкции педагогов изменений по закреплению ответственности за организацию работы по формированию жизнестойкости обучающихся.

2. Включение в план воспитательной работы образовательной организации

раздела: «Формирование жизнестойкости обучающихся».

3. Проведение методического семинара по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации

педагогическими работниками.

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель

1. Оформление классных уголков для учащихся и родителей- телефоны доверия, рекомендации для родителей, советы детям.

2. Заполнение бланка методики «Шкала социальной компетентности

обучающегося», составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в

классном коллективе.

2. Определение направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе.

3. Планирование содержания классных часов, родительских собраний.

4. Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом.

Сентябрь

Ноябрь


В течение года

Педагог-психолог

1. Разработка цикла занятий по формированию жизнестойкости, утверждение учебно-тематический план занятий (индивидуальные часы, элективные курсы, уроки психологии, внеурочная работа в рамках ФГОС).

2. Проведение консультирования родителей (законных представителей) подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получение письменного разрешения (или письменного отказа) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы с детьми.

3. Проведение диагностики личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А. М.) с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей).

4. Составление учебно-тематического плана индивидуальных (групповых)

занятий с подростками группы риска и утверждение его руководителем

образовательной организации.

Ноябрь

В течение года

Ноябрь, в течение года

В течение года

Заместитель по воспитательной работе

1. Составление социального паспорта семей : выявление социально-бытовых условий проживания семей и воспитанников, состава семьи, образовательного уровеня родителей, их возраста и профессии.

2. Определение группы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) без

попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.

Сентябрь- октябрь

В течение года



II. Формирующий этап

Администрация

1. Координация работы всех педагогических работников и организция контроля за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся.

2. Организация проведения родительских собраний, методических

семинаров, педагогических советов по вопросам повышения пси-

холого-педагогической компетентности педагогов:

  • Методический семинар «Профессиональный стандарт педагога»

  • Семинар-практикум для классных руководителей «Системный подход к формированию навыков жизнестойкости детей»

  • МО классных руководителей «Активные формы работы с детьми подросткового возраста»

  • Работа школьного сайта «Для родителей» (рекомендации, телефоны доверия, ссылка на сайт yaroditel.ru "Консультативная помощь специалистов")

В течение года


Ноябрь

Декабрь

Март

В течение года

Классный руководитель

1. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

2. Проведение классных часов по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы.

3. Включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.

4. Осуществление индивидуального педагогического сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.

Педагог-психолог

1. Организация адаптационного периода в пятых, девятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах,где появился новый ученик, в конфликтных классах- проведение групповых психологических занятий.

2. Проведение индивидуальных (групповых) коррекционно-развивающих занятий по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

3. Проведение индивидуальных часов для обучающихся по формированию жизнестойкости в рамках школьного компонента: «Тропинка к своему Я» (1-4 класс), «Тропинка к своему Я» (5-6 класс), «\Мир эмоций» (7 класс), «Я среди других людей» (9 класс); выбор», «Нравственные основы семьи и брака»(10-11 класс)

4. Участие в подготовке и проведении:

- родительских собраний для родителей (законных представителей):

  • «Трудности адаптационного периода пятиклассников»;

  • «Как жить в мире со своим ребенком» 5-6 классы;

  • «Трудности подросткового возраста» 7-8 классы»;

  • «Мой взрослый ребенок» 9-11 классы;

  • «Мой ребенок сдает экзамены»;

  • «Трудности перехода детей начальной школы в среднее звено»;

- семинаров для педагогов:

  • Семинар-практикум для педагогов «Трудности взросления детей. Кризисные периоды»

  • Семинар-практикум для классных руководителей «Системный подход к формированию навыков жизнестойкости детей»

  • МО классных руководителей «Активные формы работы с детьми подросткового возраста»;

5. Осуществление методического сопровождения классных руководителей

по организации ими работы в классах, направленной на формирование

жизнестойкости

По мере необходимости

В течение года

В течение года


Ноябрь

Декабрь

Январь

Апрель

Ноябрь

Декабрь

Март

Декабрь

В течение года

Заместитель по воспитательной работе.

1. Оперативно-профилактическая операция «Подросток». Проведение рейдов по семьям, состоящим на различных учётах (распространение информационных материалов по профилактике жестокого обращения с детьми «Правила, которые следует соблюдать родителям во время кризисных ситуаций», «Способы открыть ребёнку свою любовь»).

2. Операция «Вернём детей в школу» Цель: Оказание помощи подросткам, требующим повышенного внимания, проведение профилактики безнадзорности и правонарушений, создание условий для защиты прав детей. Формирование личностных и правовых качеств подростков.

3. Оформление документов на семьи, находящиеся в социально-опасном положении: акт обследования; представление о постановке на учет; учетная карточка семьи; карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения; план индивидуальной профилактической работы.

По мере необходимости

В течение года

III. Мониторинг

Администрация

1. Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности;

2. Планирование работы на 2015-2016 учебный год;

3. Обсуждение результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом;

4. Проектирование воспитательной работы по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов

Апрель-май


Июнь

Классный руководитель

1. Заполнение бланков методики «Шкала социальной компетентности

обучающегося», составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы;

2. Проведение анализа и оценки результатов по итогам проделанной работы;

3. Планирование работы с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе)

Апрель-май

Июнь

Педагог-психолог

1. Организация проведения мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»);

2. Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией школы);

3. Планирование мероприятиц по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), собственной работы на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся.

Апрель-май


Июнь

Заместитель по воспитательной работе.

1. Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией школы);

2. Планирование мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), собственной работы на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся.

Апрель-май

Июнь


© 2010-2022