- Преподавателю
- Школьному психологу
- Урок по теме «Типы темперамента»
Урок по теме «Типы темперамента»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шляхтина И.Г. |
Дата | 21.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: | «Типы темперамента» |
Составил: | мастер производственного обучения Шляхтина И.Г.
|
Аннотация:
| Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков торгового цикла по теме « Типы темперамента» по профессии: «Продавец, контролер-кассир». В разработке представлена учебно-производственная работа по теме «Получение товара от основных поставщиков, особенности ассортимента и качества продукции». Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется рейтинговая система оценивания. Урок разработан с применением интерактивной доски и презентации. Рекомендуется для проведения уроков, как производственного обучения, так и теоретического обучения по учебным дисциплинам: организация и технология розничной торговли; деловая культура. Методическая разработка основана на поисковых технологиях, использовании метода проблемной ситуации (кейс-метод). Разработка урока предназначена для обучающихся лицея, инженерно-педагогических работников лицея по профессии «Продавец, контролер-кассир».
|
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков торгового цикла по теме «Типы темперамента» по профессии «Продавец, контролер-кассир».
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
-
учебный урок по теме « Типы темперамента»;
-
вопросы по проверке знаний обучающихся по теме;
-
критерии оценок выполнения работы;
-
ситуативные задания;
-
карточки;
-
презентация.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют преподавателю отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельно проверять себя .
Урок обеспечен в полном объеме наглядными пособиями, дидактическими средствами обучения, стихами, карточками.
В ходе урока у обучающихся формируются профессиональные компетенции:
-
ПК 1.1 Налаживать контакты с партнерами;
-
ПК 1.2 Поддерживать деловую репутацию;
-
ПК 1.4. Пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Общие компетенции
-
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителей;
-
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
-
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
-
Развивается логическое и техническое мышление.
Методическая разработка может быть использована на уроках торгового цикла и в производственной деятельности по профессии «Продавец, контролер-кассир».
ТЕМА УРОКА: «Типы темперамента»
ПАН УРОКА
№ п/п
ЭТАПЫ УРОКА
ВРЕМЯ
1.
Оргмомент
2 мин
2.
Изучение нового материала
35 мин
3.
Закрепление изученного материала
5 мин
4.
Подведение итогов
2 мин
5.
Домашнее задание
1 мин
ЦЕЛИ:
Учебная:
- научить обучающихся различать психодинамические особенности личности, дать понятие «темперамент», дать представление об учении, о типах нервной системы и истории развития учения о темпераменте;
- изучить характерные особенности четырех типов темперамента;
- углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.
Развивающая:
- развивать умение выражать свои мнения;
- уметь анализировать свое поведение и поведение собеседника, давать характеристику типов темперамента;
- развивать в себе качества, которые должны быть направлены на разумное их использование достоинства другого человека.
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к типам темперамента, подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные особенности;
- нивелировать отрицательные стороны своего темперамента;
- дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к психодинамическим особенностям личности.
Тип урока: Развивающий урок - игра.
Урок применения знаний, умений и навыков в теории и на практике.
Метод: Познавательный.
Межпредметные связи:
а) история;
б) литература;
в) эстетика;
г) психология.
Комплексно - методическое обеспечение: презентация, тесты, индивидуальные сообщения обучающихся.
ХОД УРОКА
№
Этапы уроков
УЧИТЕЛЬ
Ученики
1.
2.
Здравствуйте.
Сегодня на уроке «Деловая культура» вы изучите одну из основных тем курса - «Типы темперамента».
Изучение этой темы даст вам возможность узнать физиологическую основу темперамента, его психологическую характеристику, поможет раскрыть связь темперамента с личностью. Понять, почему мы все разные, что у нас у каждого есть своя изюминка .
УМЕТЬ:
-
Сравнивать темпераменты;
-
Отличать типы темперамента.
Хочу начать урок стихотворением, который написала Л.В. Кузнецовой.
Хоть народу море в мире,
Темпераментов - четыре.
Это много лет назад
Узаконил Гиппократ.
Так психологи считают
И конкретно разъясняют:
Если вы оптимистичны,
Веселы и энергичны,
Ждёте радостей в судьбе
И уверены в себе,
Часто шутите, смеетесь:
Вы сангвиником зовётесь!
Если вы с начала жизни
Непоседливы, подвижны,
Любознательны, активны,
К переменам позитивны,
А горячи до историк,
Значит: вы у нас - холерик!
Если чужд вам взрыв эмоций,
Больше разумом живёте,
К переменам не стремитесь
И новаций сторонитесь.
Рады жить спокойно, прочно,
Вы - флегматик. Это точно!
Если слишком вы ранимы,
Романтичны, уязвимы,
Сострадательны, печальны
И до слёз сентиментальны,
В тишине полны мечтанья:
Меланхолик - вам называнье!
А ещё добавить можно:
Темперамент есть и сложный.
На предыдущем уроке вы сделали тест на выявление своего типа темперамента. Какие типы темпераментов вы знаете? У нас получились следующие результаты: в группе 4 имеются сангвиники - 8 человек; холерики - 6 человек; меланхолики - 3 человека; флегматики - 5 человек.
За первым столом представители сангвиников: Игнатьева А., Бухреева Н., Тимофеева К., Титова Т., Ершова А., Зеленкова М., Адарченкова Н., Устюгова О.
За вторым столом холерики: Скоркова С., Шифрова Ж., Чернецова О., Шумская О., Королева А., Григорьева Е.
За третьем столом меланхолики: Смирнова Ю., Колосова К., Пестов Д., а четвертом флегматики: Протасова Е., Лебедева Т., Новицкая И., Шестернева Н., Соловьева Т.
В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Гиппократ (V - IV века до нашей эры) считал, что темпераменты людей объясняются различным соотношением видов жидкости в организме, тем какая из них преобладает: кровь (по - латински «сангвис»), слизь (по - гречески «флегма»), красно - желтый (по гречески «холе») или черная желчь (по -гречески «мелайн холе»).
Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех позволяет ему жить полноценной жизнью.
СЛАЙД № 3
Ученая Россия также внесла свой вклад в изучение темперамента.
Научную классификацию темпераментов дал великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, развивший идеи Гиппократа. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.
А теперь давайте рассмотрим физиологические основы темперамента
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРМПЕРАМЕНТА
СЛАЙД № 4
Итак существует 4 типа темперамента:
СЛАЙД № 5
Рассмотрим подробнее, кто такие холерики. Какими особенностями они обладают?
Холерик - обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный спад и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы, нетерпеливы.
СЛАЙД № 7
Кто такие сангвиники? Какими особенностями они обладают?
Сангвиник - живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
СЛАЙД № 9
Кто такие меланхолики? Какими отличительными особенностями они обладают?
Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело.
СЛАЙД № 10
Кто такие флегматики? Какими отличительными особенностями они обладают?
А теперь посмотрим, как вы внимательно слушали и ответим на ряд вопросов:
-
У этого человека высокая самооценка, он всегда стремится к первенству. (холерик)
-
Этот человек в общении весельчак, старается всех развеселить.( сангвиник)
-
Неуверен в себе, преувеличивает свои недостатки, не верит в удачу (меланхолик)
-
Человек этого типа темперамента ходит замедленно, расслабленно, плавно (флегматик)
И так, что же такое темперамент?
СЛАЙД № 14
Как вы думаете, где и в каких условиях наиболее ярко проявляется ваш темперамент?
Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни или благополучии, в трудностях по достижению особо значимых целей, в жизненной борьбе, предписывая и обеспечивая свой, индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки темпераменту, он поступает противоестественно. Воспитание, период детства формируют характер или в согласии с темпераментом, или вопреки ему, конечно противоестественно.
СЛАЙД № 13
На каждом столе лежит фотографии пищи. Выберите себе те, которые как вы считаете подходят к вашему типу темперамента. Ответ обоснуйте.
СЛАЙД № 15 - 16
Еда Холерика
Если вы холерик, то в вашем пищевом режиме постоянно происходят сбой в связи с вашим непоседливым характером, следовательно, вам следует придерживаться такой диеты, которая предполагает пунктуальность в приемах пищи. Начните утро в восемь часов с чашечки несладкого кофе, в крайнем случае, можно использовать заменитель сахара. Фрукты: черный виноград, сладкие яблоки, груши, сливы, гранат, фиги, инжир, ананас, дыня.
Овощи: зеленый горошек, салат, брюссельская капуста, спаржа, кабачки, огурцы, цветная капуста, репа, молодой картофель, шпинат, понемногу - помидоры, горох, фасоль, бобы (не чечевица). Продукты из злаков: белый и серый хлеб, манная и овсяная каши, лапша, макароны.
Крупы: ячмень, рис.
Масло: несоленое сливочное, оливковое, соевое.
Молочные продукты: творог, молоко.
Мясо: баранина, говядина, цыплята, курятина, индюшатина, гусятина.
Рыба: сельдь, морская, озерная и речная.
Все специи и пряности добавлять в умеренном количестве. Пища должна быть увлажняющей, а не сухой.
Еда Сангвиника
Вкусы, уравновешивающие сангвиника: сладкий, горький и вяжущий, находящийся в таких специях как, кориандр, семена калинджи, шамбала, корица, кумин, кукума, листья карри.
Сангвиники достаточно консервативны при составлении своего рациона. Они предпочитают вареные пельмени, любимым их блюдом могут стать равиоли, но в основном сангвиники предпочитают мясные пельмени с курицей и капустой.
Еда Меланхолика
Меланхоликам следует больше есть кислые щи, борщи, рассольники, солянки. Подойдут винегреты с овощами в вареном виде. Меланхоликам желательно с винегретом съесть кусочек соленой рыбы, например, селедки. Чаще потреблять соленые огурцы и соленые помидоры, кислую капусту. Специи: гвоздика, корица, имбирь, шафран, тмин, лавровый лист, красный и, особенно, черный перец, горчица, хрен, зеленый чай, изюм, чернослив, сухофрукты, ревень, орехи (умеренно), грибы, маслины (умеренно), сельдерей, петрушка, лук, чеснок.
Сладости: мед.
Фрукты: яблоки (антоновка, гольден), груша, гранат, хурма, ягоды (особенно дикорастущие), абрикосы, вишня.
Овощи: брюссельская и цветная капуста, кабачки, морковь, баклажаны, молодой картофель, редис, шпинат, свекла, молодая редька, репа, горох, чечевица.
Зерновые: ячмень, рожь.
Продукты из злаков: манная каша, лапша, макароны, пшено, овсяное печенье (но не овсяная каша, она флегматикам противопоказана), греча (в малых количествах), кукуруза, рис (в малых количествах), а также яичный желток.
Мясо: баранина, молодая говядина, говяжья печень, цыплята.
Рыбы: сельдь малосоленая (вымоченная в воде), морская рыба, икра.
Масло: топленое, несоленое, подсолнечное, кукурузное (в малых количествах).
Сыр: любой, но свежий.
Кисломолочные продукты (умеренно): козье молоко, брынза.
Меланхолики, как правило, худощавый, но, в силу своего «слабого» темперамента, зачастую бросаются в крайности: обжорство сменяется затяжным голоданием, а углеводы служат средством для снятия стрессов. Задача людей этого типа: наладить режим питания. Меланхолик, как «холодный» темперамент, нуждается в разогревающих продуктов, таких, как соленые огурцы и помидоры, кислая капуста. Супы рекомендуются только в горячем виде - желательно кислые щи, борщи, рассольники, солянки.
Еда Флегматика
Специи: гвоздика, корица, имбирь, шафран, тмин, лавровый лист, красный и, особенно, черный перец, горчица, хрен, зеленый чай, изюм, чернослив, сухофрукты, ревень, орехи (умеренно), грибы, маслины (умеренно), сельдерей, петрушка, лук, чеснок.
Сладости: мед.
Фрукты: яблоки (антоновка, гольден), груша, гранат, хурма, ягоды (особенно дикорастущие), абрикосы, вишня.
Овощи: брюссельская и цветная капуста, кабачки, морковь, баклажаны, молодой картофель, редис, шпинат, свекла, молодая редька, репа, горох, чечевица.
Зерновые: ячмень, рожь.
Продукты из злаков: манная каша, лапша, макароны, пшено, овсяное печенье (но не овсяная каша, она флегматикам противопоказана), греча (в малых количествах), кукуруза, рис (в малых количествах), а также яичный желток.
Мясо: баранина, молодая говядина, говяжья печень, цыплята.
Рыбы: сельдь малосоленая (вымоченная в воде), морская рыба, икра.
Масло: топленое, несоленое, подсолнечное, кукурузное (в малых количествах).
Сыр: любой, но свежий.
Кисломолочные продукты (умеренно): козье молоко, брынза.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Проверка ответа СЛАЙД № 35 - 38
На слайде № 39 представлены две знаменитых личности: Иван Андреевич. Крылов и Михаил Илларионович Кутузов. Попробуйте угадать к какому типу темпераменту они относятся.
Приведите свои примеры.
СЛАЙД № 39
На сладе № 40 представлены две знаменитых личности: Александр Блок и Николай Васильевич Гоголь. Попробуйте угадать к какому типу темпераменту они относятся.
Приведите свои примеры.
СЛАЙД № 40
На слайде № 41 представлены две знаменитых личности: Александр Васильевич Суворови Сосо Повлиашвили. Попробуйте угадать к какому типу темпераменту они относятся.
Приведите свои примеры
СЛАЙД № 41
На слайде № 42 представлены две знаменитых личности: Петр I и в Жириновский. Попробуйте угадать к какому типу темпераменту они относятся.
Приведете свои примеры.
Как вы думаете, кто из данных личностей ближе к вашему типу темперамента?
Немецкий психолог Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий - меланхоликом; впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственное решение лучше всего сможет флегматик.
Вывод: Итак в группе № 4 преобладают люди всех типов темперамента. Однако хотелось, бы отметить, что меланхоликов и флегматиков меньше всего. В группе преобладают сангвиники и холерики. Мы научились определять тип темперамента. Вы сможете на практике определить тип нервной системы с помощью методик и наблюдения? - Да. - А для чего это нужно? Чему нужно научиться?
Оценки за урок.
На каждом из ваших столов стоит небольшое дерево и листочки, зеленые и желтые. Если вам сегодня урок понравился, то наденьте на веточки зеленые листочки. Если нет желтые. А теперь давайте посчитаем. Если зеленых больше - урок понравился. Желтых больше - урок не понравился.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Вы все знакомы с произведением Л.Н.Толстого «Война и мир». Главные его герои - Н.Ростова., А.Болконский., П. Безухов., Элен.
Определите их тип темперамента. Ответ обоснуйте.
СПАСИБО ЗА УРОК
СЛАЙД № 42
Слушают
Слушают
Доклад 3 - 5 мин
Чернецова Оксана
Доклад 5 мин
Шестернева
Женя
Титова Таня
5 мин
Смирнова Юля
5 мин
Протасова
Елена
5 мин
Отвечают