– Ребенок мой, любимый, но непослушный

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое занятие для родителей - Ребенок мой, любимый, но непослушный.

Цель: снятие напряжения, создание положительного настроения, повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения ребенка, формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Материалы: плакат «4 причины непослушания», письма для родителей, кусочки пластилина, чистые сердечки, фломастеры, краски, лирическая мелодия.
Ход занятия:
Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами! Сегодня мы поговорим на очень актуальную тему для всех родителей: непослушание детей, каковы причины непослушания детей.
Все дети иногда не слушаются, не смотря на наши убедительные наставления, увещевания и строгий вид - это закон природы! Но оставлять без внимания такое поведение нельзя. Поделитесь, пожалуйста, как вы боретесь с непослушанием? Ответы родителей.
Спасибо за ваши ответы!
Прежде всего, хочу поделиться с вами двумя важными психологическими знаниями.
Первое. Непослушные дети - это не плохие дети, а особо чувствительные и ранимые дети. Они становятся «трудными» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи - и нив коем случае не в критике, и наказаниях.
Второе. Причины непослушания ребенка следует искать в его психике. Кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», - а на самом деле причины иная - эмоциональная. Но ни взрослые ни дети ее не осознают. Отсюда вывод: такие причины надо знать. Ими мы сейчас и займемся.
Психологи выделили четыре основные причины нарушений поведения детей. (Вывешиваются на доске).
ПЕРВАЯ - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще воспитывают. Это необходимо делать, конечно; в какой форме - вопрос. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения - слишком преувеличены, ребенок начинает восставать. Воспитатель встречает упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл такого поведения ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это главное!
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему ребенку; мать разошлась с отцом, в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!...»
Наконец, последняя, ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес ребенок вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «ему все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой!»
Родителю необходимо разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ребенку нормально существовать. Задача непростая, так разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в собственные силы.
Разгадка в том, что родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. Вот такой удивительный факт: переживания родителей - своеобразное зеркало проблем ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то у родителя возникает раздражение.
Если ребенок противостоит воле родителей, то у родителей возникает гнев.
Если причина - месть, то родитель чувствует обиду.
Если ребенок переживает свое неблагополучие, то родитель чувствует безнадежность, а порой и отчаяние.
Как видите, чувства разные и по ним можно понять, какая именно проблема у ребенка.
А теперь давайте попробуем применить полученные знания. У меня есть письма родителей, в которых они описывают свои отношения с детьми. Прочитайте письмо, и попробуйте разгадать, какая именно проблема с ребенком. А главное, дайте совет маме, как бы вы поступили в данной ситуации. Эти письма адресованы вам, поэтому все правила этики (не читать чужие письма) соблюдены.
Письмо 1.
«Здравствуй, моя дорогая подруга! Как я рада, что могу написать тебе письмо и рассказать, что происходит со мной в моей жизни. Моему Алешке исполнилось 6 лет. Уже совсем большой мальчик, скоро в школу пойдет. А сладу с ним никакого! Слава Богу, есть детский сад, куда его можно отправить и отдохнуть! Но по вечерам у нас дома - сумасшедший дом. Сын на голове ходит. Все разбросано, поломано, в игрушки никакие он не играет. А я ему покупаю, а напрасно! Обидно, у других, дети такие хорошие и в худших условиях растут, а этот…! На любое мое предложение - один ответ: «Не хочу!» Грубит постоянно! Только телевизор целыми выходными смотрит!
А раньше он таким не был, вот отец его, как ушел от нас, год назад, и началось…
Мне обидно, ведь - сын моя надежда! Я все для него готова сделать, работаю целыми днями! На свою личную жизнь наплевала совсем! Что я делаю не так?
Спасибо, дорогая подруга, что выслушала, вот поделилась с тобой и легче стало!»
Примерный ответ.
Мать чувствует обиду на сына, сын плохим поведением как бы «мстит» матери, за то, что семья распалась, и отец ушел из семьи.
Матери нужно спросить у себя, что заставляет ребенка причинять ей обиду? Какая боль у ребенка? Чем мать обидела ребенка? Поговорить с сыном по душам, выслушать его. Постараться исправить ошибки.
Письмо 2.
Привет! Вот выдалась минутка, и я спешу написать тебе, моя дорогая подруга! Как же давно я не делилась с тобой своими радостями и печалями. Радость у меня одна - родился мой сыночек, растет, скоро будет 5лет! Он - моя жизнь, знаешь, ведь как долго я его ждала. Все силы отдаю, чтобы воспитать из него достойного человека! Работу бросила, не вышла после декрета, домохозяйкой стала! Да что-то в последнее время с Антошкой совсем трудно стало! Упрямый такой, уж как упрется, его не сломаешь! Глаза-да-глазки надо за ним смотреть! С утра, как проснется, воюем с ним: во что одеться, что поесть, во что поиграть. Я ему одно говорю, а он все наперекор! Ведь я же лучше знаю, как правильно сделать.
Такая злость иногда берет! Вот выйдем на улицу, он руку выдергивает и бежит от меня, не разбирая дороги, по лужам, по грязи. Там у наслестница во дворе стоит, забирается на нее и кричит оттуда: «Мама, сними меня!» Такая злоба, на меня накатывает, ну думаю, сейчас получит он от меня! А потом жалко его! Вот как его воспитывать?
А с отцом у них лучше общение происходит. В выходной уйдут гулять, долго их нет. Придут, Антошка спокойный такой, серьезный. Может я, что не так делаю?
Ну, вот и прощаться пора! Побегу, посмотрю, что там Антон делает, рисовать пошел, как бы обои не изрисовал! Целую!
Примерный ответ.
Мать чувствует злость в ответ на непослушание сына, а сын противостоит воле матери. Мать излишне давит и диктует правила жизни ребенку. Ребенку необходимо накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Отдать ребенка в детский сад, чтобы он учился общаться со сверстниками. А матери выйти на работу, чтобы уменьшить свою включенность в жизнь ребенка.
Письмо 3.
Здравствуй, моя подруженька! Как хорошо, что у меня есть ты, и я могу написать тебе, все, что у меня на душе! А на душе у меня «кошки скребут»! Галинка моя, очень меня беспокоит. Ты ведь знаешь, какая она у меня особенная, слова из нее не вытянешь! А тут мы еще переехали и в новый детский сад поступили. Так она у меня совсем замкнулась. Ни с кем не общается, сидит в уголке, и даже с игрушками не играет. Воспитатели говорят, дерется, кусается вот с ней играть никто и не хочет.
И дома тоже набедокурит, прямо не знаю, что делать. Скоро же в школу ей, я ей тетради всякие, прописи накупила, заниматься с ней хотела, а она их изорвала. Говорит: «Все равно у меня не получится!» Волосы себе отрезала. Потом у меня спрашивает: «Почему я такая некрасивая?»
А тут еще воспитатели говорят, у девочки одной куклу новую сломала, дорогущую! Ух, я ей задала потом! И везде от нее одни убытки и замечания. И ничего-то у нее не получается: друзей нет, заниматься ничем не хочет, гуляет целыми днями одна, придет, грязная, как оборвыш!
А вообще у меня уже руки опустились воспитывать ее. Не знаю, что еще делать? Все перепробовала! Наверно, не будет из нее толка!
Вот такие дела у меня и даже не знаю, что еще сказать. До свидания!
Примерный ответ.
Мать находится во власти чувства безнадежности и отчаяния. Ребенок глубоко переживает свое неблагополучие. Матери необходимо перестать требовать «полагающегося» поведения. Нужно «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка, эта девочка что-то может и к чему-то очень способна. Но пока она такая, какая есть. Найти для ребенка доступный уровень задач, организовать совместную деятельность, так как сам ребенок выйти из тупика не может. При этом не допускать в адрес ребенка никакой критики. Нужно искать любой повод, чтобы похвалить ребенка, отмечать любой, даже маленький успех. Поговорить с воспитателями и сделать их союзниками, постараться подстраховать ребенка, избавить от крупных провалов.
Письмо 4.
Привет тебе, моя милая подружка! Как твои дела, надеюсь, что намного лучше, чем у меня! Я совсем замучилась с Митей. Такой хулиган растет! Его нельзя одного оставить. Постоянно что-то роняет, разбивает, ломает. А ведь уже пять лет ему! Как приучить его к самостоятельности? Придешь с работы, усталая, лечь бы, отдохнуть, а тут Митя!!! Что-то с ним такое происходит, не знаю. Такой капризуля, целыми днями чем-то недоволен, ноет! Ты бы знала, как мне это надоело!!! Даже поесть нормально он не может, за столом балуется, с хлебом играет, раскрошит его, суп прольет, ложка двадцать раз упадет!!! Как меня это все раздражает!!! Ох, знаешь, накипело! Как хорошо, что ты у меня есть! Вот излила тебе свое горюшко и легче стало! Ну, до встречи!
Примерный ответ.
Мать испытывает раздражение. А ребенок борется за внимание родителей, досаждая им своими выходками и непослушанием. Необходимо показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Можно придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки.
Письмо 5.
Привет, подружка! Опять мой Максимка учудил! Забираю его из садика, идем домой. Он вдруг остановился, как вкопанный, и стоит, молчит. Уже до дома два шага осталось, а он не идет и все. Что я только не делала, и уговаривала, и ласково с ним разговаривала, и кричала, и все на свете ему обещала. А он не идет и все. Знаешь, сколько мы с ним так простояли? 20 минут! А ты же знаешь, до садика 3 минуты ходьбы. Ужас! Меня всю трясло! Мне хотелось его растерзать! Потом он просто убежал домой.
И таких выходок у него неперечесть. Он стал таким, когда я поменяла работу. Забираю его последним из садика, на выходные к нам бабушка приходит, с ним сидеть. Да и отец дома в выходные. Но что же делать, терять работу не хочу.
Вот такие дела! До свидания!
Примерный ответ.
Мать испытывает раздражение. А ребенок борется за внимание родителей, досаждая им своими выходками и непослушанием. Необходимо показать ребенку положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Можно придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки.

Вопросы к родителям:
- Что вы чувствуете, после прочтения письма?
- Какое чувство испытывает родитель, который написал это письмо?
- Что ребенок хотел сказать своим поведением?
- Что бы вы посоветовали в данной ситуации?
Спасибо, за ваши ответы!
А теперь давайте все встанем в круг и немного отдохнем. Каждому из вас я дам кусочек пластилина. Возьмите его в руки, погрейте. Пока я буду говорить вам задание. Мы говорим сегодня о непослушании ребенка. А давайте попробуем представить себе непослушание символически, в виде какого-то образа. И вылепить этот образ из пластилина. На работу вам отводится 1 минута. Приступайте.
Минута закончилась. Итак, давайте посмотрим, что получилось. Пусть каждый по очереди назовет, что для него непослушание. Что он вылепил?
Спасибо! А теперь придумайте, как избавиться от непослушания. Превратите образ непослушания в образ послушания. На работу вам 1 минута. Начинайте.
Минута закончилась. Родители по очереди называют образы послушания. И что чувствовали при работе.
А теперь давайте вернемся на свои места. Наше занятие сегодня подходит к концу. Сегодня мы говорили о причинах непослушания детей. Я чувствую удовлетворение от работы с вами. А вы? Что нового и полезного для себя вы узнали сегодня? Как вы себя чувствуете?
Спасибо, за ваши высказывания! До следующей встречи! До свидания!


Литература: Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М., 1999.

Педагог-психолог Дрожжина Ж.В.

© 2010-2022