Особенности эмпатии современных подростков

В условиях дефицита « теплоты» человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры, перед людьми встает проблема одиночества и безразличия. В связи с этим проблема эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию становится актуальной социально-психологической проблемой нашего времени. Эмпатия является ведущей социально эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Изучение природы эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении.  
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности эмпатии современных подростков

Изучение природы эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении.

Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение.

Психологический словарь дает нам следующее определение понятия эмпатии - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционально вчувствование в его переживания.

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Специалисты, изучающие эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия.

Составляющими эмпатии являются:

1) когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния;

2) эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия;

3) поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи.

Эмпатия как социально-психологическое свойство личности достаточно хорошо изучено в психологии. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека. Формы проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности.

Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатических переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции. А в случае сочувствия - альтруистические. Кроме того, Т. П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие - более сложной.

Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования - недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. При чем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других - в этом случае дети с большей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

Эмпирическое исследование особенностей эмпатии подростков проводилось в феврале 2015 года на базе МОУ «СОШ №22» города Саранска.

В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов в количестве 27 человек в возрасте от 14 до 16 лет.

Исследование включало в себя 2 методики, которые испытуемым предлагалось заполнить в следующей последовательности: опросник «Экспресс-диагностика эмпатии» (И. М. Юсупов), опросник «Эмпатия» А. А. Меграбяна.

Испытуемые были распределены на 2 группы по половому признаку: 1 группа - девушки, вторая - юноши.

Исследование уровня эмпатийных тенденций производилось посредством методики И. М. Юсупова. В процессе обработки результатов были внесены незначительные коррективы. Это связано с тем, что при подсчете общего количества баллов «средний уровень» имеет очень большой диапазон значений (37-62 балла), поэтому «средний уровень» был разделе на три уровня: «ниже среднего» (37-45 баллов), «средний» (46-54 балла) и «выше среднего» (55-62 балла).

Высокий уровень эмпатийности в выборке выявлен не был. В первой экспериментальной группе уровень эмпатийной тенденции « выше среднего» выявлен у 18% опрошенных, а во второй группе - данный уровень не определен. В первой выборке испытуемых были выявлены 47% девушек со средним уровнем эмпатийности, у юношей данный уровень не выявлен. Уровень эмпатийных тенденций «ниже среднего» выявлен в обоих выборках (29% и 30% соответственно). Низкий уровень эмпатийности диагностирован у 6% девушек и 70% юношей.

Средние показатели в первой группе (девушки) в основном выше, чем показатели во второй группе (юноши) (47,5- средний уровень у девушек и 32,8- низкий уровень у юношей). Это позволяет говорить о том, что уровень развития эмпатии экспериментальной группы 1 достоверно выше уровня развития эмпатии экспериментальной группы 2.

Значительно выше, чем другие составляющие эмпатии у подростков (в первой и второй группе) развита эмпатия к родителям (10,5 б. и 8,2 б. при возможных значениях от 0 до 15 баллов). Данный факт, по нашему мнению, не нуждается в пояснениях, т.к. родители являются самыми значимыми людьми для подавляющего большинства детей любого возраста.

Наименее развита эмпатия к героям художественных произведений, что, вероятно, связано с нежеланием читать, проявляющимся у современных школьников (6,1 б. и 3,5 б.)

Для дальнейшего анализа особенностей эмпатии подростков был проведен анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики изучения эмпатии А. А. Меграбяна.

Средние показатели эмпатической тенденции (способность к сопереживанию) у девушек выше, чем у юношей (на 4,3 балла). Также выше и показатель тенденции присоединения: у девушек он выше, чем у юношей на 0,5 балла.

И девушки и юноши больше склонны к проявлению эмоционального уровня эмпатии (сопереживанию), чем действенной эмпатии (поддержка, оказание помощи.).

Сравнив и проанализировав полученные данные по двум методикам, можно сделать вывод, что уровень эмпатии у девушек достоверно выше, чем у юношей.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.

  2. Васильева Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста / Е.Н. Васильева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2006. - №1. - С. 15-25.

  3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1975. - №2. - С. 147- 158.

  4. Гаврилова Т. П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. … канд. псих. Наук. - М., 1977.

  5. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014. - 185 с.

  6. Комик Л. Ю. Особенности эмпатии у современного подростка [Электронный ресурс] // Режим доступа: rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/9_93548.doc.htm

  7. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

  8. Обозов Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - Ленинград: Издательство ЛГУ, 1979 . - 151 с.

  9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004.

  10. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.


© 2010-2022