- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект урока на тему Занятие по развитию универсальных учебных действий для учащихся
Конспект урока на тему Занятие по развитию универсальных учебных действий для учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | САФИНА Г.А. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие по развитию универсальных учебных действий для учащихся
2 класса
Цель: Формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
1) Развитие рефлексии и самосознания;
2) развитие познавательных процессов: устойчивости внимания, мышления (умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов);
3) развитие навыков общения, сплочение коллектива;
4) развитие произвольности, навыков саморегуляции эмоциональных состояний.
Условия проведения: класс, где стулья стоят полукругом, ковер.
Оборудование: клубок ниток, фотоаппарат.
Вводное слово.
Здравствуйте, рада вас видеть! Присаживайтесь удобно.
Любое занятие имеет правила. Я предлагаю вам сегодня следующие правила: (Сл. 1)
-
активно, участвуй в предлагаемых упражнениях.
-
Внимательно слушай говорящего.
-
Не критикуй.
-
Если не хочешь говорить, то можешь помолчать.
-
Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Согласны? Молодцы!
«Какой я буду кошкой».
Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.
В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности.
Инструкция для учащихся:
Скажите, какие существа имеют множество пород, разнообразный внешний вид, разные характеры, чаще других живут в доме с человеком, очень хорошо чувствуют состояние хозяина и даже лечит его своим присутствием? - Кошки.
Я предлагаю вам сегодня представить, что мы все оказались в волшебной стране кошек, и сами стали кошками (Сл.2)
Закройте глаза, представьте себе и опишите, какой кошкой вы стали (кто-то котенком, кто-то взрослой кошкой, какие хорошие и плохие черты характера, чем любите заниматься, как относитесь к окружающим). Проговаривают по кругу. Можете пользоваться поддержкой со слайда (сл3)
Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения:
Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего?
Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны?
Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного?
- да, даже когда мы описываем кошку, мы описываем себя.
Чьи рассказы были для тебя самыми интересными, точными?
Что помогло нам увидеть это упражнение? Упражнение помогло увидеть свой характер, сильные и слабые стороны, взглянуть на себя со стороны.
- Понравилось ли вам упражнение?
Кошки так похожи на людей и многие художники даже изображают жизнь людей через образы кошек. На слайде работы художника Альфреда Майнцера. В литературе и Интернете вы сможете найти много картин с кошками в главных ролях. Сл 5,6,7
Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.
На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут.
Задание для детей: А теперь взгляните на слайд 8, как вы думаете, для чего я вам его приготовила?
-Проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной Сл 9. Усложнение: без предъявления шахматной доски. Сл 10
Анализ: какое качество нам было необходимо, что бы поймать мышку?
- внимание.
Напомните, определение внимания, пожалуйста.
- способность сосредоточиться на предмете или деле.
Какое свойство внимания мы развивали
- устойчивость, концентрацию.
Игра «Фото на память»
Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты).
Сл 11 Кошки очень красивые существа и их любят снимать фотографы. Мы тоже сейчас с вами сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».
Кошки умываются, кошки пьют молоко, кошки испугались, кошки спят.
Чему учит нас это задание?- контролировать себя, владеть собой, с помощью мимики и жестов передавать образ. Получилось ли это у вас?
Игра «Узнай, что задумано».
Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.
Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.
Следующая игра называется «Узнай, что задумано». Не надо пытаться просто угадать. Ваша цель: выяснить что задумано, определив свойства предмета с помощью правильно подобранных уточняющих вопросов, на которые я буду отвечать только «ДА» и «Нет». Как мы воспринимаем предметы? Какие свойства есть у окружающих предметов?
-цвет, размер, вкус, звук, направление, расстояние, тактильные ощущения, температуру итд. Пример: сосиска, клубок
Молодцы с заданием справились, смогли правильно подобрать вопросы проанализировать свойства предметов.
Игра «Клубок». Сл12
Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.
Кошки очень любят играть с клубком. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге, и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас красивая паутинка. А сейчас мы будем её распутывать, разматывать. Обратно, начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом - говорим благодарность тому, кто вам сказал комплимент, не забывайте называть имя.
Анализ, как вы чувствовали себя, когда получали комплимент? Узнали ли вы о себе что-то новое? Что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить?
Итог. Что запомнилось или понравилось на занятии больше всего? Какие умения и качества мы развивали?
Ритуал прощания.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: развитие навыков саморегуляции.
А сейчас встали в круг. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе наклоняемся и стряхиваем руки (как бы скидываем роли кошек) и громко и энергично поизносим звук ХА - помогает повысить настроение.
Сл13 Спасибо за работу. Желаю хорошо провести каникулы.