- Преподавателю
- Школьному психологу
- Схема-анализ проведения урока с позиций здоровьясбережения
Схема-анализ проведения урока с позиций здоровьясбережения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ледик С.П. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар «Современный урок. Здоровьесберегающие технологии,
как фактор сохранения здоровья школьников».
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Обозначьте баллом «2», если положение реализовано полностью;
- баллом «1», если положение реализовано частично;
- баллом «0», если положение не реализовано.
№
п/п
Критерии
Баллы
1
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
2
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
3
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут
4
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
5
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
6
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
7
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
8 | Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Позитивный эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. |
|
9 | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Методы повышения мотивации, используемые учителем. |
|
10 | Благоприятный психологический климат на уроке один из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. |
|
11 | Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д. |
|
12 | Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. |
|
13 | Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. |
|
14 | Темп и особенности окончания урока. Завершение урока должно быть спокойным: учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. |
|
15 | Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. |
|