Сообщение для педагогов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                                                                                                                                                                      Дзагкоева Н.А. педагог – психолог   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ        Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мир...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дзагкоева Н.А.

педагог - психолог


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ



Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Это означает, что современная школа должна всерьез становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, средой становления успешных, счастливых людей.

Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Обоснованы ли опасения, что образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков? Очевидно, что ни один педагог, ни один сотрудник образовательного учреждения никогда сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя или внушить суицидальные мысли. Между тем, известно, что по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде.
Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических обладают следующими особенностями. Они менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного - для другого может иметь разрушительное влияние. Они глубоко переживаются детьми, подростками но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени.

Что может разрушительно действовать на психику и поведение подростка в школе? Обратившись к В.А. Сухомлинскому и его книге «Сердце отдаю детям», составим список «психологических угроз» (сохранив терминологию автора):
· скука;
· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
· формализм программных знаний;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Обратившись к работам современных психологов и физиологов, можно дополнить печень, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах:
· это стрессовая тактика педагогических воздействий,
· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
· нерациональная организация образовательного процесса,
· в особенности режима движений, отдыха, питания;
· недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - пишет В.А. Сухомлинский.
Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня - не просто модная тенденция. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве - это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда - в позитивных психологических характеристиках и качествах. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка - в стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, в устремленности в будущее, и построении планов.


© 2010-2022