Методические рекомендации по вопросам адаптации учащихся 5 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для организации обучения учащихся 5 классов.


Информация для учителей, работающих в 5 классе.

При организации обучения в 5 классах учителям следует знать об основных недастатках существующей системы организации учебного процесса при переходе из начальной школы в основную:

  • противоречие между условиями, в которые попадает ребенок - это переход на предметное обучение, большой разброс требований к учащимся;

  • слабое представление (или игнорирование) учителями основной школы особенностей и результатов обучения начальной школы;

  • существующие «разрывы» в программах между школами первой и второй ступеней в базовых учебниках;

  • в данный возрастной период начинается процесс полового созревания ребенка, а этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться;

  • снижение основных показателей психического развития;

(К 11 годам основные показатели психических процессов: память, внимание, мышление - резко снижаются. Это научный факт. У учащихся 4-5 классов наблюдается фактическая остановка психического развития. Общие показатели высшей нервной деятельности учащихся пятого-седьмого классов резко снижаются. Они фактически совпадают с показателями 4-5-летнего ребенка и только в возрасте 14-15 лет (девятый класс) показатели высшей нервной деятельности достигают уровня пятиклассников.

Внимание у учащихся пятого класса (10-11 лет) резко снижается и достигает уже в седьмом-восьмом классе уровня 5-6-летнего ребенка, наблюдается значительный спад скорости запоминания. Данный показатель учащихся четвертого класса находится на уровне двухлетнего ребенка).

  • Привычная система оценки действий учащегося при переходе из начальной школы в пятый класс меняется, так как увеличивается количество учителей, каждый из которых имеет свои требования;


Методические рекомендации по организации учебного процесса в 5 классе.


  1. Согласовать требования всех учителей-предметников по организации учебного процесса:

  • готовность к уроку (наличию необходимых учебно-письменных принад­лежностей, порядку на парте);

  • правильность оформления тетрадей, различных видов работ;

  • требования к ведению дневника.

2.Соблюдать единые дисциплинарные требования:

  • начинать уроки со звонком;

  • готовиться к уроку на перемене;

  • не перебивать ни учителя, ни ученика;

  • поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;

  • при ответе выйти из-за парты, для развернутого ответа - выйти к доске.

3.Ком­ментировать домашнее задание, давать инструкцию по её оформлению, контролировать своевременность записей д\з в дневник.

4. Не перегружать детей заданиями, дифференцировать их.

  1. Чередовать виды деятельности на уроке, проводить физкультминутки.

  2. В течение урока следить за тем, чтобы время, отводимое для письма, формирования речевых, коммуникативных умений, не превышало допустимых норм.

  3. Сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями.

  4. Уделять особое внимание на уроках поэтапному развитию речи, навыков работы с текстом, творческих способностей учащихся, памяти, логического мышления.

  5. Познакомить учащиеся с их правами и обязанностями, правилами поведения в кабинетах, правилами по технике безопасности, обязанностями дежурных. Классный ру­ководитель должен периодически повторять эти правила с учащимися.

10. При планировании уроков использовать информацию о здоровье, учитывать психологические особенности учащихся. (Учесть уровень здоровья в данном классе, вовремя проводить физминутки для глаз, разминки)

11. Во время объяснения учебного материала (с учетом рекомендаций психолога) использовать наглядность, свертки информации - таблицы, схемы, ассоциативную память для облегчения запоминания материала.

12.Учителям - предметникам, планирующим обучение учащихся в 5 классах, посещать уроки четвероклассников в апреле-мае, с целью знакомства с методикой обучения в начальной школе и будущими учениками.


© 2010-2022