Программа «Думая о будущем» по профилактике и коррекция девиантного поведения подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство по делам семьи, социальной и демографической политике Калужской области

ГКОУ « Азаровский детский дом-школа имени Попова В.Т»


Утверждена на педагогическом совете














Программа

«Думая о будущем»

по профилактике и коррекция девиантного поведения

подростков.




















Автор: педагог-психолог Корнева Т. А.




Содержание

1. Актуальность программы Стр. 1-2

2. Инновационная составляющая программы Стр. 3

3. Теоретическое обоснование программы Стр. 4-7

4 .Цели и задачи программы Стр. 8

5. Ожидаемые результаты Стр. 9

6. Содержание коррекционно- профилактической работы Стр. 9-12

7. Заключение Стр. 13

8. Список литературы

9. Приложение 1 Стр. 14-15

10. .Приложение 2 Стр. 16-19

11. Приложение 3 Стр. 20-32

12. Приложение 4 Стр. 35-41












Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным произведением, которое создает любой человек за свою жизнь, является сама жизнь. «Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого» (К. А. Абульханова-Славская).

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками с девиантным поведением, испытывающими тревожность в обучении и общении, страх по отношению прошлому и будущему. Для детей, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью, очень важна работа, направленная на развитие конструктивного отношения к дальнейшей жизни.

Актуальность программы.

В нашем обществе, сложном по своему содержанию, с экономическими и экологическими кризисами, имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой нашего времени. Сейчас этот вопрос в центре внимания психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

В настоящее время в стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Данные, полученные в ходе психодиагностического исследования, свидетельствуют о существовании тенденции к высокому уровню тревожности у подростков из детских домов, для которых так же характерно восприятие своего настоящего и будущего, как неподдающегося изменению, отношение к своему будущему, как к испытанию. В связи, с чем подростки из детских домов ставят перед собой незначимые цели и даже их воспринимают, как недостижимые по отношению к будущему.Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепции" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Психологическая помощь детям, оказанная на ранних этапах формирования неадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию (Битянова М.Р.) (Работа психолога в начальной школе - М, 1998].

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатных учреждений проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа "Я" (в отношении к себе представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах подростков); особенностях формирования психологического пола и многом другом.

Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность образа "Я". Этот образ развивается у подростков из детского дома медленнее и иначе, чем у их сверстников из семьи.

Основная задача специалистов, работающих с трудными подростками - помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика и коррекция различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия работы с подростками в различных направлениях:

- формирование позитивных эмоций, снятие эмоционального напряжения;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование адекватной самооценки;

- устранение страха прошлого, настоящего и будущего

Практическая значимость: Программа может быть использована в работе с «трудными» подростками из детских домов, а также для профилактики тревожности у подростков, вызванной страхом социализации по выходу из детского дома.

Данная программа может служить:

• Для проведения консультаций для учителей и воспитателей, семинаров по профилактике девиантного поведения.

• Для реализации в детских домах.

Теоретическое обоснование программы:

При составлении данной коррекционной программы я опиралась на ряд психотерапевтических положений, разработанных в отечественной психологии:

• во-первых, при структурировании подобной программы учитывалась идея комплексного подхода, учитывающего и профилактический аспект терапии. (Прихожан А. М.)

• во-вторых, при проведении групповых занятий учитывались особенности детских групп, где основной формой занятий является игровая психокоррекция (Варга А. Я.)

• в-третьих, специфичностью данной программы я считаю использование метода логотерапии и релаксации в коррекции состояния тревожности и формировании позитивной Я-концепции.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного

психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в

различных формах подростковой дезадаптации, уже в достаточно раннем возрасте.

Определение девиантного поведения ученые формулируют по-разному. Так,

например, социологический словарь дает такое определение: девиантное поведение -

форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе,

обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым

требованиям общества Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное

поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином

«отклоняющееся поведение» в отечественной психологии. Наиболее полно понятие «девиантное поведение» раскрывает Л. Б. Шнейдер в работе «Девиантное поведение детей и подростков». Он определяет отклоняющееся поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам

Существует три основных подхода для объяснения девиантного поведения:

• Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон). Суть этого подхода в том, что девиантное,обусловлено определенными физическими особенностями человека. (выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.д.

• Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер). Девиантность при таком подходе обусловлена психическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также конфликтом общество - человек.(Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.)

• Социологический подход (Г.Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.).

В данном случае девиантное поведение объясняется социальными причинами:

несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями, изначально

заданными конфликтами, протестом против несправедливого общественного устройства ит.д.

Таким образом, в первых двух подходах утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения социологического подхода девиантное поведение является следствием усвоения им негативного социального опыта.Единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается.

Я считаю, что, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются незавершенностью развития личности, приобретенным негативным опытом. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков должна осуществляться через деятельность специалистов, направленную на формирование у них личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.

В коррекционно- профилактической работе я использую следующие методы:

1.Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

.

Основу логотерапии составляют три основных принципа.

• Жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл.

• Каждому человеку свойственно стремление к смыслу, это стремление является основной мотивирующей силой.

• Каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл.

Логотерапия относится к гуманистическому направления психотерапии в широком понимани 2.Метод релаксации.

3.Тренинги:

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Информирование.

Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Альтернативными формами активности признаны: познание (экскурсии), испытание себя (спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста,

арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Цель программы: создание условий для целенаправленного психологического воздействия на подростков, воспитывающихся в детском доме, с целью профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения.

Задачи:

1.Изучить причины девиантного поведения и способы его профилактики.

2.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального

поведения.

3. Сформировать у воспитанников детского дома мотивацию на обучение,

трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

Программа рассчитана на 28 занятий, 2 занятия в неделю, по 40 - 60 минут.

Форма проведения: групповая.

Возраст участников 10-14лет.

Содержание программы « Думая о будущем»

1.Метод «Логотерапия» (Приложение 1)

Цели, задачи метода:

1. Помочь подростку из детского дома жить в состоянии внутреннего согласия с собственной жизнью.

2. Формирование уверенности в себе, позитивного образа « Я» в прошлом, настоящем, будущем, фундаментальной мотивации.

3 Определение ценности, как категории: ценности переживания, ценности позиции, творческих ценностей. Количество часов

Релаксация для подростков. ( Приложение 2)

Цели, задачи метода:

• Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности

• Обучение приемам эмоциональной саморегуляции и релаксации

• Обучение позитивному мышлению

• Повышение стрессоустойчивости за счет эмоциональной уравновешенности

• Улучшение общего самочувствия (нормализация сна, повышение общего тонуса, улучшение настроения и пр.)

• Повышение уверенности в себе и своих возможностях.

3. Тренинг с подростками (Приложение 3)

  • Обучение планированию и распределению времени

  • Установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностям

  • подростка, его личными представлениями о счастье.

  • Преодоление страха перед целеполаганием у подростков

Заключение

Наиболее подходящий возраст для начала профилактики - 12 лет. Даже если

невозможно работать с причинами отклоняющегося поведения, можно корректировать

отдельные черты поведения подростков. В подростковом возрасте формируется

личностные черты характера человека, поэтому профилактические мероприятия нужно проводить в начале подросткового периода. Когда черты личности уже сформированы речь должна идти не о профилактике, а о коррекции отклоняющегося поведения.

В ходе реализации программы: было продемонстрировано: повышение ориентации на будущее, сопровождающееся постановкой целей и выработки планов на будущее, вместе с тем цели, поставленные подростками из детских домов, стали восприниматься ими, как более реальные и значимые, трудности, связанные с достижением целей и реализацией планов - преодолимыми, снизился уровень тревожности, связанный с представлениями о будущем. Стабилизировалась самооценка,
Я пришла к выводу об эффективности разработанной программы тренинга для развития временной перспективы. Действительно является возможным изменение восприятия и отношения к временным рамкам прошлого, настоящего и будущего, на которые разделена жизнь каждого человека. Разработанная программа тренинга способствует формированию навыков целеполагания наряду с повышением ориентации на будущее и изменению эмоционального фона отношения к травмирующим событиям прошлого, неудовлетворяющей ситуации в настоящем и предполагаемой негативной стороны будущего.





Список литературы.

1.Аванесов, Г.А. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью [Текст]/ Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин. - М.: Знание, - 1972. - 32 с.

2.Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 3

3.Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издат. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 221 с.

4.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 299 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. - М.: Просвещение, - 1968. - 464 с.

6.Буянов, М.И. Нервный ребенок [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Знание, 1997. - 191 с.

7.Буянов, М.И. Основы психотерапии детей и подростков [Текст] / М.И. Буянов. - Киев: Выщ. шк., 1990. - 189 с.

8.Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

9.Вавилова, Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома [Текст]: дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 . - М., 2003 . - 154 с.

10.Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 512 с.

11.Георгиевская, Ю.В. Девиации в молодежной среде как социальный процесс [Текст]:

12.Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.61-68.

13.Дубровина, И.В. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи [Текст] / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1982. - 230 с.

14.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

15.Захаров, А.И. Неврозы у детей: Анализ, этиология и патогенез [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Медицина, 1988. - 248 с.

16.Каган, Е.В. Психогенные формы школьной дезадаптации [Текст] / Е.В. Каган // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С.89-95.

17.Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей [Текст]: книга для учителя / В.П. Кащенко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

18.Коган, В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание [Текст] / В.Е. Коган // Вопросы психологии. - 1992. - № 2. - С. 36-48.

19.Компаниец, О.Б. Девиантное поведение школьников: детерминирующие социальные факторы [Текст]: дис. …канд. социол. наук: 22.00.06. - Казань, 2001. - 207 с.

20.Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982- 207 .

21.Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М., 1988.

22.Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

23.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина / науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

24.Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М., 1991.

25.Личко, А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков [Текст] / А.Е. Личко // Патологические нарушения поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1973. - с.5-16.

26.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина. Ленингр. отделение, 1983. - 255 с.

27.Личко, А.Е. Эти трудные подростки [Текст]: Записки психиатра / А.Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1983. - 126 с.

28.Лишенные родительского попечительства [Текст]: хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. - М., 1991.

29.Меньковский, Г.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних [Текст] / Г.М. Меньковский, А.П. Тузова. - Киев, 1987.

30.Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебн. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

31.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

32.Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев;

под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 356 с.

33.Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст]: учебн. для студ.вузов / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 528 с.

34. Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Творческий центр «Сфера», 1994. - 351 с.

• Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 192 с.

35. Прихожан, А.М. Дети без семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 1990. - 158 с.

36.Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Знание, 1990. - 79 с.

37.Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с. C/С.Кривцова М. Наука 2004г-текст

38. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст]; Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

39.Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых // Педагогика и Психология. - М.: Знание, 1991. - № 2. - С.32-38.

40.Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

41.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия в семье [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.

42.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С.6-2

43.Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения [Текст] / П.М. Якобсон. - М: Просвещение, 1969. - 315 с.


14


© 2010-2022