- Преподавателю
- Школьному психологу
- МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Сюжетно-ролевая игра как один из методов интерактивного обучения школьников в условиях внедрения ФГОС»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Сюжетно-ролевая игра как один из методов интерактивного обучения школьников в условиях внедрения ФГОС»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Н.Ю. |
Дата | 27.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» города Котовска Тамбовской области.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«Сюжетно-ролевая игра как один из методов интерактивного обучения школьников в условиях внедрения ФГОС».
Успех педагогической деятельности в значительной мере определяется высокой техникой педагогического общения со школьниками, их родителями, коллегами. Знание механизмов взаимопонимания позволяет каждому участнику коммуникации понять и эффективно использовать конкретные закономерности общения людей, добиться сплочения коллектива, формирования позитивного психологического климата, при котором каждый член коллектива чувствует себя в нем комфортно.
В федеральных стандартах нового поколения особое внимание уделяется интерактивным технологиям, позволяющим эффективно усвоить информацию в действии.
Сюжетно-ролевая игра - один из методов интерактивной технологии, применяя который можно решать следующие задачи:
-
Повышение эффективности изложения информации. Подготовленная сценка или ролевая игра, как способ передачи нового материала, запоминаются лучше. Так, например, кто-то из участников сценки может задавать вопросы, которые вероятнее всего возникнут и у аудитории.
-
Изменение отношений. Можно полностью изменить мнение и отношение человека, если попросить его сыграть несвойственную ему роль и этим дать возможность испытать те чувства, которые он до сих пор так ярко не испытывал.
-
Выяснение чужих мнений. С помощью ролевой игры можно узнать
мнения других людей по поводу своего поведения и отношения. Начинать нужно с вопроса: «А что, если бы я?..» -
Демонстрация модели поведения. При помощи ролевой игры можно продемонстрировать нормативную модель поведения, которой можно следовать в будущем.
-
Репетиция возможных реальных ситуаций. Ролевые игры дают возможность отрепетировать действия в ситуации, которая должна произойти в недалеком будущем (например, сдача экзаменов)
-
Повышение самооценки и эмпатийности, восприимчивости. Во время игры человек узнает об оценках, мнениях и чувствах других участников по поводу его действий, и это может явиться стимулом для понимания и изменения собственного поведения.
По-моему мнению, интерактивные технологии следует начать применять во внеурочной деятельности, чтобы дети научились взаимодействовать с вами и друг с другом, и лишь потом активно внедрять их в процесс обучения.
Сценарий нужной вам ролевой игры можно найти в интернете. Но, естественно, могут возникнуть ситуации, когда вы захотите составить свой собственный сценарий игры. Это может понадобиться для того, чтобы адаптировать материал к опыту учащихся, или в ситуации, когда нет готовых ролевых игр, подходящих для извлечения намеченных вами уроков.
Составление новой ролевой игры требует немалых затрат времени, но стоит того, если с помощью хорошо знакомой для группы ситуации вам удастся «зацепить» интерес и воображение учащихся. Это придаст им больше энтузиазма и улучшит результаты обучения.
Памятки, которые я вам предложила, помогут вам в этом нелегком деле.
А сейчас я предлагаю вам стать участниками ролевой игры «Машинки».
Сейчас вы все вместе, используя только мимику и жесты, за 7 минут постараетесь изобразить действующий механизм (машину). Каждый из вас будет являться ее частью, т.е. деталью.
Анализ:
-
Как вы себя чувствуете?
-
Поделитесь своими впечатлениями о том, как протекал у вас процесс «строительства» механизма? Что вы при этом испытывали?
-
Легко ли вам было договариваться друг с другом в процессе подготовки?
-
Были ли те, кто взял на себя ответственность за создание «машины»?
-
Подчинялись ли вы ему (им)? Почему?
-
Чему вы научились, играя в эту игру?
-
Что вы нового узнали о себе?
-
Что вы нового узнали о других?
-
С какой целью можно проводить данную игру в коллективе? (Развитие личностных особенностей: творческой активности, творческого воображения, коммуникативных способностей (вербальных и невербальных); развитие личностного взаимодействия: лидерских способностей, умения принимать самостоятельно решение и в группе, умение договариваться, исполнять роль, доверенную группой; чувство коллективизма, ощущение включенности в группу, согласованность действий).
-
В какой аудитории ее можно использовать? Когда (на каком этапе работы с группой)?
-
Какие «подводные камни» нужно уметь обойти в данной игре?
(Подавление лидером инициативы других, возникновение конфликтных ситуаций, отказ выполнять данную роль).
Памятка.
Основные этапы составления ролевой игры:
-
Выберите знакомую ситуацию (сферу деятельности, обстоятельства, проблему).
-
Хорошо продумайте, какие уроки вы стремитесь извлечь из ситуации. В соответствии с этим напишите роли.
-
Следите, чтобы ваш язык был прост и понятен для вашей аудитории. Оставьте возможности для импровизаций с ролями. Участники должны иметь возможность свободно реагировать на реплики и действия и по-разному интерпретировать события.
-
На объяснение должно быть затрачено как можно меньше времени. Но постарайтесь при этом донести всю необходимую информацию, которая сделает героев узнаваемыми и правдоподобными: занимаемая должность, возраст и т. д.
-
Всегда стройте игру на различиях: во мнениях, характерах, отношениях и т. д. Это придаст ей живость и заставит участников прикладывать усилия, чтобы разрешать заданные ситуации.
-
Постарайтесь избежать путаницы с мужскими и женскими ролями. Помните о трудностях с обращением (он(а), его/ее/их, ему/ей/им). Определитесь с именами.