Технологическая карта занятия по психологии Наши мысли и эмоции

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта группового развивающего занятия для младших подростков (5-6 класс).

Тема: Наши мысли и эмоции.


Самое прекрасно зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге пос­ле того, как вы показали ему путь.

Конфуций


Составитель конспекта занятия: психолог МКОУ «СОШ №1» р.п.Куйтун Банщикова Е.В.

Цель: формирование антисуицидальных барьеров, снижение школьной тревожности.

Задачи:

- развитие навыков самопознания, позитивной «Я-концепции», эмоционально-волевой саморегуляции, навыков саморефлексии;

- развитие коммуникативных навыков, содействовать сплочению группы.

Актуальность. Тема занятия является актуальной для пятиклассников, поскольку при переходе в среднее звено у них возникает множество трудностей. Новые учебные ситуации для некоторых учеников являются стрессовыми, провоцируют школьную тревожность. Резкое снижение успеваемости в пятом классе также вызывает негативные эмоции у подростков, снижается школьная мотивация.

Опорные понятия, термины: эмоции, позитивные и негативные мысли, аффирмация.

Материалы и оборудование:

-демонстрационный материал: экран настроение (плакат), несколько экранов настроения для групповой работы;
-раздаточный материал на каждого ученика (шаблон к арт-терапевтической методике «Мои эмоции и чувства», «Моя группа поддержки», карточки с аффирмациями для детей);

-небольшой мяч, магнитная доска с магнитами;

-магнитофон с записями спокойной музыки, карандаши, восковые мелки, маркеры, ручки, простые карандаши;

-мультимейдиная установка, компьютер с колонками, мультипликационный ролик «Барашек» (студия Pixar).

Этап занятия

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

(до 3 минут)

Ритуал приветствия.

Постановка цели и задач занятия.

Мотивация деятельности учащихся.

Ведущий (психолог). Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу очередное занятие психологии, на котором вы, как и на любом уроке, узнаете что-то новое, и это будет новое знание о себе, о нас с вами.

Упражнение «Мяч настроения».

Инструкция. Ребята, я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, поздороваться и сказать по очереди, с каким настроением вы пришли на занятие.

Подготовка класса к работе.

Учащиеся встают рядом друг с другом в круг для выполнения упражнения «Мяч настроения». После выполнения упражнения рассаживаются на свои места, за столы.

Сообщение темы и задач работы на занятии, разминка.


Выражать положительное отношение к процессу познания.
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста.

Основная часть

(до 3 минут)

Мини-дискуссия на тему: «Наши мысли и эмоции».

Вопросы к дискуссии:

- Как вы думаете, что такое позитивные мысли?

- Какие чувства они у нас вызывают?

- Как вы думаете, что такое негативные мысли?

- Какие чувства вызывают негативные мысли?

Дети знакомятся с темой урока, актуализация знаний.

Дискуссия, диалог.

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

Понимание того, что мысли существенно влияют на эмоции и чувства человека; позитивные мысли способствуют возникновению положительных эмоций, негативные - неприятных.

Основная часть

(до 5 минут)

Упражнения в группах «Позитивные и негативные мысли и эмоции».

Инструкция. Двум группам нужно подумать и обвести кружком чувства и эмоции, которые вызывают негативные мысли. Двум другим группам, наоборот: какие чувства вызывают позитивные мысли.

Позитивные мысли делают нас счастливыми и довольными собой. Негативные возбуждают чувство неуверенности, печали, неудовлетворенности. Но мы можем изменить любую свою мысль, как только того пожелаем.

Дети делятся на четыре группы. Выдаются четыре экрана настроения и маркеры.

Дети выполняют задание. После выполнения упражнения выбирается один ученик от группы и выходит к магнитной доске, на которой с помощью магнитов закрепляет экран своей группы и рассказывает, что получилось. Затем то же делают представители других групп.

Мозговой штурм, групповая обучающая работа.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.
Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.




Умение дифференцировать эмоции и чувства на приятные и неприятные.

Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря.

Развитие навыков сотрудничества.

Основная часть

(до 3 минут)

Наш разум подобен саду. А в саду есть цветы и сорняки. Цветы - это позитивные мысли; их много разных видов…Каждый разнообразен; он и выглядит иначе и пахнет иначе. То же самое касается негативных мыслей: их очень много разных видов, и они подобны сорнякам. Когда сорняков становится слишком много, они заглушают цветы. Поэтому мы, как садовники, должны пропалывать эти сорняки, вырывать негативные мысли из нашего мысленного сада. Лучше всего работать в этом саду понемножку каждый день. Это поможет нам оставаться счастливыми и уверенными в себе…

Сегодня мы с вами будем учиться выращивать красивые цветы и вырывать сорняки, то есть будем учиться позитивно мыслить, чтобы быть уверенней и спокойней.

Далее детям предлагается послушать текст из книги Джона Кехо и Ненси Фишер «Сила разума для детей».

Аналогия.

Внимательно слушать и слышать, осмыслить полученную информацию.

Осознание необходимости работать с негативными мыслями.

Основная часть

(до 5 минут)

Упражнение «Моя группа поддержки».

Перед выполнением упражнения детям демонстрируется мультипликационный ролик «Барашек».

Затем предлагается обсудить его.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, о чём этот мультфильм?

- Случались ли с вами какие-либо неприятности?


Нужно подвести детей к мысли, что в жизни каждого человека случаются неприятности, каждый может совершить ошибку, и это его право. Бывают ситуации, когда нельзя справиться с трудностями в одиночку, нужно попросить кого-то о помощи.

Далее предлагается выполнить упражнение на осознание социальных ресурсов в решении проблем.

Инструкция. Представь себе, что ты отправляешься в далёкое путешествие на воздушном шаре. У каждого шара есть название той группы поддержки, которая тебе помогает справиться с проблемами и к которой ты принадлежишь или хотел бы принадлежать. На рисунке много шаров. Какие ты дал бы им имена?

Дети выполняют упражнение. Затем желающие по кругу могут рассказать о результате.

Индивидуальная практическая работа, решение задач самопознания через самостоятельный поиск.

Синема-терапия.

Вести поиск и выделять необходимую информацию.
Структурировать информацию в нужной форме.

Осознание социальных ресурсов в решение проблем.


Основная часть

(до 10 минут)

Арт-терапевтическое упражнение «Мои эмоции и чувства».

Инструкция. Изобразите в виде шариков ваши чувства и эмоции, которые вы испытываете чаще других. Дайте названия вашим эмоциям (шарикам) и раскрасьте их в тот цвет, с которым у вас ассоциируется каждая эмоция. Подумайте и ответьте на вопросы: Когда я испытываю эти эмоции и какие мысли побуждают их переживать? Упражнение выполняется под спокойную музыку.

Дети выполняют задание. Далее обсуждаются результаты (по желанию).

Индивидуальная практическая работа, решение задач самопознания через самостоятельный поиск.

Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства.


Понимание того, что эмоции и мысли идут рука об руку. Если мы хотим быть счастливыми и мыслить позитивно, нам нужно научиться разбираться в своих эмоциях.

Развитие навыков самопознания. Развитие эмоциональной сферы.


Основная часть

(до 3 минут)

Упражнение «Пушечное ядро».

Представьте свою негативную мысль как черное пушечное ядро.

«Положи его в пушку. Стреляй из пушки, чтобы ядро полетело далеко в море. Смотри, как оно падает в воду и скрывается из виду. Ты можешь представить себя капитаном парусника, так что если негативная мысль вернется, прикажи ее снова запихнуть в пушку и выстрелить. Представь, что ядро погружается на самое дно океана и там остается. Ты можешь даже вообразить, что оно при падении разрывается на куски или исчезает навеки в густом слое ила».

Что почувствовали при выполнении упражнения?

Дети удобно располагаются на рабочих местах, закрывают глаза, делают несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляются и выполняют упражнение.

Техника визуализации.

Развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции.

Умение трансформировать негативные эмоции и мысли в позитивные мысли и энергию.

Развитие навыков эмоционально-волевой регуляции.

Основная часть

(до 5 минут)

Упражнение «100 хороших слов за 1 минуту».

Инструкция. Вам нужно за 1 минуту похвалить себя своему собеседнику. Через минуту вы меняетесь ролями.

Дети делятся на пары, выполняют упражнение, после окончания делятся впечатлениями.

Работа в парах.

Содействовать формированию позитивной «Я-концепции», развитию навыков саморефлексии.

Повышение самооценки, уверенности в себе.

Заключительная часть

(до 5 минут)

Упражнение «Моя аффирмация».

Инструкция. Наше занятие подходит к концу, и, чтобы закончить его на позитивной ноте, я предлагаю вам по очереди вытащить карточку с аффирмацией. Аффирмация - это позитивное утверждение, которое вы заберёте с собой в качестве подарка. Позитивные утверждения улучшают настроение, делают нас счастливее и увереннее в себе. После того как вы вытянете вашу карточку, нужно с чувством и верой прочитать это утверждение вслух.

Эти и многие другие позитивные утверждения - отличное начало любого дня. Если их повторять с десяток раз перед уходом в школу, это задает хороший тон всему предстоящему дню и заряжает позитивным отношением к себе. Позитивные утверждения всегда сильнее негативных мыслей.

Вытянуть карточку и позитивным утверждением и с чувством и верой прочитать его.

Аффирмации (позитивные утверждения).

Содействовать формированию позитивной «Я-концепции».

Повышение самооценки, уверенности в себе.

Умение эффективно трансформировать негативные мысли.

Заключительная часть

(до 3 минут)

Рефлексия.

Вопросы:

- Что вам понравилось, а что нет?

- Какое у вас сейчас настроение?

Дети отвечают на вопросы по желанию, передавая мяч по кругу.

Обмен мнениями, впечатлениями.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Развитие навыков рефлексии.






Список используемой литературы, информационных ресурсов:

  1. Наши мысли и эмоции.//Школьный психолог№1/2014 г.

  2. Джон Кехо, Ненси Фишер Сила разума для детей// Пер. с англ. - Минск: Попуррри, 2009 г.

  3. Сайт youtube.com

7

© 2010-2022