Система работы классных руководителей

Воспитание в колледже является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива. Это – совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника с целью образования, развития и формирования личности последнего.       Для того чтобы наш выпускник был востребованным и конкурентноспособным на рынке труда, обладал оптимизмом самоопределения, мог противостоять негативным внешним и внутренним факторам и успешно реализовывал себя как Семьянин, Гражданин, Труженик, нам важно вос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ», Г. БУДЕННОВСК







Система работы классных руководителей.

Подготовила: Шаркова М. А.







2013год


«Стратегическая задача образования XXI века -

осознание и раскрытие человеческой души…

Одно лишь умственное развитие человека -

результат односторонней рационально

ориентированной материалистической системы образования -

в дальнейшем недопустимо,

ибо по своим последствиям разрушительно»


В.И. Мурашов «Доктрина отечественного образования»

Воспитание в колледже является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива. Это - совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника с целью образования, развития и формирования личности последнего.

Для того чтобы наш выпускник был востребованным и конкурентноспособным на рынке труда, обладал оптимизмом самоопределения, мог противостоять негативным внешним и внутренним факторам и успешно реализовывал себя как Семьянин, Гражданин, Труженик, нам важно воспитывать:

  • гуманную, духовную, свободную личность;

  • социально мобильного субъекта;

  • гуманного ветеринарного врача, профессионала.

Гарантом обеспечения эффективности и качества воспитания в колледже должна стать система воспитания студентов. «Система воспитания» - это способ организации отношений, деятельности преподавателей и студентов, обеспечивающий обмен гуманистическими ценностями, профессиональное и личностное сотрудничество, сотворчество и самореализацию каждого субъекта воспитательного пространства.

Цель системы в колледже - создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации студента как гуманной, духовной и свободной личности, социально мобильного субъекта и профессионала.

Принцип воспитания в колледже:

  • Принцип гуманистической, личностно - ориентированной направленности воспитательного пространства колледжа предполагает отношение к личности как самоценности, недопустимости не только физического, но и психического насилия над воспитанником. Соблюдение Конвенции о правах ребенка.

  • Принцип культуросообразности и культуросозидательности означает формирование у студентов смысложизненных духовных ориентаций, потребности в освоении ценностей культуры. Соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали. Воспитывает среда, поэтому наличие в колледже атмосферы культуры и творчества, посещение студентами социокультурных учреждений города, области позволит обогатить их культурный опыт и создает условия для их культурной самоидентификации.

  • Принцип экологосообразности процесса воспитания - учет природной, техногенной, этнокультурной, социально - экономической, демографической ситуации в регионе.

  • Принцип демократизма предполагает переход к воспитательной системе, основанной на сотрудничестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного пространства.

  • Принцип патриотизма заключается в формировании национального самосознания у студентов, чувство любви и гордости за свой край и свою страну.

  • Принцип толерантности означает воспитание у студента умения принимать точки зрения, отличные от его собственной. Терпимость и интерес к мнению других, к освоению ценностей других культур.

  • Принцип индивидуализации предполагает предоставление в колледже возможностей для максимального развития индивидуальных особенностей и профессиональных позиций студентов, укрепления здоровья.

  • Принцип конкурентноспособности воспитанника заключается в том, что в современной ситуации колледж через систему работы должен реализовывать систему мер и мероприятий, обеспечивающих формирование социальной мобильности и оптимизма выпускника, развитие у него способности к личностному и профессиональному самоопределению в сложной социально - экономической обстановке.

В центре системы воспитания - студент. Исходя из этого направления воспитательной работы определены следующие требования к студенту:

  • познай себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;

  • найди себя как человека - гуманиста, профессионала, через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта будущей профессиональной деятельности;

  • реализуй себя как социально - мобильный субъект - гражданин, семьянин, труженик, через становление активной личностной, гражданской позиции.

Эскиз модели воспитанника колледжа представляется в следующем виде:

Воспитанник как личность гуманная, духовная, свободная и творческая:

  • обладает научно - гуманистическим мировоззрением;

  • осознает ценность жизни в целом и жизнь каждой личности в отдельности;

  • имеет национальное самосознание, является патриотом России, обладает культурой межличностных отношений, уважает права и свободы личности и обладает высокой нравственностью;

  • имеет положительную «Я - концепцию», а именно: адекватную самооценку, низкий уровень тревожности, высокий уровень притязаний, сформированную потребность в достижении успеха;

  • обладает коммуникативной компетентностью и культурой;

  • реализацию интеллектуального, нравственного и творческого потенциала;

  • имеет способности к осознанному анализу своей деятельности.

Воспитанник как социально - мобильный субъект Семьянин, Гражданин, труженик:

  • способен реализовывать себя в различных областях социальной жизни, является социально компетентной личностью;

  • ориентирован на приобретение многофункциональных умений в условиях неопределенности социально - экономического положения в стране, готов к гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее;

  • обладает коммуникативной культурой, что позволяет ему взаимодействовать с разными социальными группами общества, уверен в своих возможностях и социально мобилен;

  • владеет лексическим и грамматическим минимум одного из иностранных языков, способен ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитанник как профессионал:

  • обладает развитой культурой мышления для решения профессиональных задач;

  • имеет сформированные познавательные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности и умения, реализует их в своей деятельности;

  • имеет устойчивую профессиональную направленность интересов и потребностей, осознает значимость выбранной профессии;

  • обладает установками на постоянное, профессиональное самосовершенствование;

  • способен к творческой самореализации и построению собственного сценария профессиональной деятельности, профессионально мобильной конкурентноспособный;

  • осознает социальную ответственность за результат своей профессиональной деятельности;

  • имеет собственную установку на здоровый образ жизни и пропагандирует его среди подчиненных;

  • владеет методами управления и организации работы коллектива.

Основным механизмом воспитания в колледже является образовательное воспитательное пространство, воспитательная среда. Это совокупность внешних и внутренних условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность студента, рассматриваемая под углом зрения имеющихся в ней возможностей для его развития как личности, профессионала и субъекта.

Центральным структурным элементом воспитательного пространства является система отношений внутри пространства, морально - психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в колледже. Воспитывает сама среда воспитательного процесса:

  • система отношений между преподавателями и студентами;

  • система отношений внутри студенческого и преподавательского социума;

  • отношения между микросоциумами. В нашем понимании, микросоциум - это группа преподавателей и (или) студентов, объединенная общими ценностями, совместной деятельностью. Например, микросоциум каждой отдельной группы, значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок студента, его мнений, убеждений.

Следующим структурным элементом воспитательного пространства является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию студента как личности, субъекта и профессионала.

Это внутренние условия:

  • студенческое самоуправление;

  • система работы классных руководителей;

  • психологическое сопровождение;

  • валеологическое сопровождение;

  • система художественно - эстетического воспитания;

  • система традиций.

К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города и области.

Все структурные элементы воспитательного пространства должны оказывать позитивное воздействие на студентов, помогать им подниматься по ступенькам социальной и профессиональной зрелости.

Студенческое самоуправление решает задачи формирования навыков управленческой культуры, самостоятельности в принятии решения, оказания помощи в самоопределении личности студента.

Система работы классных руководителей включает в себя психолого-педагогическую диагностику, коммуникативную и организаторскую деятельность, направленную на организацию и развитие коллектива, становление личности студента. Приобретенные направления и задачи воспитательной работы определены по курсам:

  • 1 - 2 курс - изучение личности студента, формирование органов самоуправления и коллектива группы, создание условий для становления профессиональной мотивации;

  • 3 курс - создание условий для самоопределения, самопознания, саморазвития, самоутверждения студента как личности;

  • 4 курс - создание условий для успешной социализации и адаптации к будущей профессиональной и общественной деятельности.

Эффективность работы классных руководителей будет зависеть от применения разнообразных форм деятельности: классные часы, групповые собрания, работа с активом, работа с родителями и на основе этого - индивидуальная работа со студентами, связь с учреждениями культуры города и области.

Психологическое сопровождение предлагает психологизацию воспитательных воздействий. Это основа построения воспитательного процесса в группах и в колледже в целом, включающая психологическую диагностику, развивающую работу, профилактику. Задачи психологического сопровождения определены по курсам:

  • 1 - 2 курс - создание условий для адаптации студентов к условиям профессионального образования;

  • 3 курс - создание условий для реализации процесса интеграции личности с профессией ветеринара, кинолога, правоведа, экономиста;

  • 4 курс - создание условий для формирования психологической устойчивости, готовности к профессиональной самореализации.

Реализация вышеуказанных целей и задач, способов деятельности и содержания требует особой организации, поиска новых форм, методов, внедрения современных технологий в систему воспитательного процесса.

Система традиций колледжа способствует созданию условий для становления субъектного опыта студентов и повышению их базового уровня культуры, обеспечивает возможности и свободу для творческой профессиональной и личностной самореализации студентов. Эта система направлена на развитие коммуникабельности, на формирование социально - активной личностной позиции воспитанников на основе сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов.

Психолого-педагогическое обеспечение системы воспитания колледжа.

Воспитанием в колледже занимаются все субъекты воспитательного пространства: администраторы, педагоги, студенты и их родители. В то же время в рамках обеспечения всю координацию действий по реализации системы воспитания осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, советы отделений, методическая комиссия классных руководителей.

Критерий эффективности воспитательного процесса:

  • уровень воспитанности и воспитуемости, развития личностных и профессиональных качеств и уровень гражданской зрелости студентов имеют позитивную тенденцию роста;

  • состояние психонейросоматического здоровья не ухудшается к концу обучения в колледже;

  • система взаимоотношений между субъектами образовательного пространства имеет гуманистические и демократические характеристики;

  • включенность и активность преподавателей и студентов в деятельность структурных компонентов воспитательной работы обеспечивает стабильность и эффективность их существования.



7


© 2010-2022