- Преподавателю
- Школьному психологу
- Отчет о деятельности педагога - психолога 2014 - 2015 уч. год
Отчет о деятельности педагога - психолога 2014 - 2015 уч. год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шакирова А.Ш. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отчет
Шакировой Альбины Шамилевны,
педагога - психолога МБОУ «СОШ № 153»
Кировского района г. Казани
по итогам работы в 2014-2015 уч. г.,
планирование на 2015-2016 учебный год
-
Анализ работы за 2014-2015 учебный год (подробный)
Учебный год начала с психологического сопровождения в период адаптации первоклассников, пятиклассников и десятиклассников. Для этого проводила следующие мероприятия: наблюдение за поведением школьников на переменах, целевое посещение уроков, проводила тренинги профилактики школьной дезадаптации:
-
для первоклассников «Лучики Солнца» - 3 занятия с целым классом на командообразование, сплочение, 17 тренинговых занятий по подгруппам ( 4 сказки - урока «Сказка о Павлике, который пошел первый раз в первый класс», 10 занятий «Путешествие в страну эмоций» с использованием песочной терапии)
-
для пятиклассников «Корабль» - 29 тренинговых занятий в течении года ( 4 занятия с целым классом на командообразование, 25 тренинговых занятий по профилактике отклоняющегося поведения и употребления психоактивных веществ по подгруппам)
-
для десятиклассников - 2 тренинговых занятия на командообразование с целым классом.
К концу периода адаптации (конец октября) провела психологическое исследование уровня адаптации данных учащихся. Диагностики показали, что уровень адаптации к новым учебным условиям удовлетворительный.
Изучение уровня адаптивности у первоклассников проводилось с помощью методики «Отчего у меня сердце легко» (диагностика настроения учащихся), рисуночного теста «Самое хорошее или самое плохое в школе», кинестетического рисунка семьи, заполнения учителями психолого-педагогической характеристики школьника.
На конец периода адаптации у первоклассников внутренняя позиция школьника (познавательная потребность) сформирована у 84% учащихся.
Эмоциональный фон настроения у данной категории учащихся в целом положительный, устойчивый. Эмоциональные задержки (инфантилизм, зависимость, внушаемость, тревожность, негативизм, упрямство) обнаруживаются у 15 % учащихся. Достаточный уровень развития произвольности поведения и познавательных процессов диагностируется у 78% детей.
Общий показатель успешной адаптации обнаруживается у 72% учащихся первых классов.
Изучение уровня адаптивности у пятикласниковпроводилось с помощью оценки уровня тревожности по Филлипсу, опросника оценки уровня школьной мотивации, социометрии, рисуночного теста «Несуществующее животное».
У учащихся пятых классов,по данным психологической диагностики, уровень адаптации к школе хороший. Средние показатели адаптивности обнаруживают у себя 31% учащихся, выше среднего 37% учащихся, высокая школьная адаптивность у 10,5% детей. Детей со школьной дезадаптацией не выявлено, с уровнем адаптации ниже среднего - 21% учеников. Эмоциональный фон настроения в целом удовлетворительный, но неустойчивый.
По результатам диагностики школьной тревожности по Филлипсу повышенный общий уровень школьной тревожности обнаруживается 32% детей. Прослеживаются общие тенденции среди пятиклассников - переживание негативного эмоционального состояния во взаимоотношениях со сверстниками.
Уровень учебной мотивации высокий и выше среднего у 78% учащихся пятых классов, у 22% сниженный. Обнаруживается тенденция связи между успешностью в учебной деятельности и учебной мотивацией.
Кол-во
класс
Факторы тревожности по Филлипсу
Уровень школьной мотивации
1
2
3
4
5
6
7
8
выс
сред
низк
25
5 «а»
44%
11
72%
18
28%
7
40%
10
32%
8
44%
11
0
40%
10
36%
9
44%
11
20%
5
12
5 «б»
42%
5
67%
8
33%
4
17%
2
42%
5
25%
3
17%
2
25%
3
25%
3
50%
6
25%
3
Всего 37 чел
40%
15
70,2%
26
29,7%
11
32%
12
35%
13
37,8%
14
5%
2
35%
13
32%
12
46%
17
22%
8
Успешность адаптации у десятиклассников проводилось с помощью опросника «Шкала тревожности» (автор :А. М. Прихожан), социометрии, рисуночного теста Дом - Дерево - Человек.
Результаты диагностики показывают, что 48% учащихся находятся в состоянии нормативной тревожности , 16% (4 человека) - испытывают высокий общий уровень тревожности, 36% (9 человек) повышенный общий уровень тревожности. Обнаруживаются высокие показатели по школьной тревожности ( 60% учащихся испытывают тревожность по поводу проверки знаний у доски, контрольных и проверочных) и самооценочной тревожности (60% учащихся тревожатся по поводу своего успеха в деятельности, не уверенны в своих возможностях). Межличностная тревожность присутствует у 16 % учащихся. Таким образом, тревожность у десятиклассников связана с успеваемостью, учебной успешностью. А межличностные взаимоотношения в классе( по результатам социометрии), в целом, налажены.
По результатам исследовательской деятельности были проведены консилиумы с выработкой рекомендаций, предложений учителям, родителям для оптимизации учебного процесса.
В период адаптации выступила на родительских собраниях в 1-х, 5-х, 10-ом по психологическим особенностям переходного этапа в развитии.
Далее, по окончании периода адаптации в школе началась череда пробных аттестационных экзаменов. В этот период (октябрь) провела исследование психологической готовности к ГИА, ЕГЭ у учащихся 9-х, 11-х классов. Для диагностики использовала рисуночный тест «Рисунок человека во время дождя», опросник для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги (А. Зигмонд), сочинение синквейна с существительным - экзамен.
Диаграмма показателей ситуативной тревожности во время пробных экзаменов.
Повышенный и высокий уровень ситуативной тревожности во время пробных экзаменов показали 25% учащихся 9 классов и 32% учащихся 11 классов. В синквейнах у 67% учащихся обнаруживается негативное эмоциональное отношение к ситуации экзамена, описывая его «ненужным, трудным, сложным, страшным, скучным, ужасным», и 33% учащихся положительное отношение к ситуации экзамена, описывая его «ответственным, необходимым, не страшным.
Из диаграммы видно, что количество учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности среди 11-классников больше, чем среди 9-классников. По результатам исследования выявила группу риска по психологической готовности к экзаменам.
Ребятам группы риска и всем желающим было предложено посещение тренинга навыков самоконтроля и самоэффективности. Во время организации тренингов столкнулась с нежеланием ребят посещать психологические тренинги в свободное от уроков время. Возможно, это связано с возрастными особенностями и отсутствием опыта участия в психологическом тренинге.
На предложение откликнулись 6 человек из 9- ыхклассов, 5 человек из 11-ых классов. Было проведено по 5 тренинговых занятия. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективностипроходил в феврале, марте 2015 года.
В январе выступила на родительских собраниях на тему «Психологическая готовность к экзамену», познакомила родителей с результатами психологических диагностик.
Так же в январе провела мониторинг удовлетворенности учебным процессом среди 8 - 11 классов. Результаты мониторинга были в обобщенном виде озвучены на педагогическом совещании учителям, преподающим в этих классах, этим педагогам на руки были выданы результаты по удовлетворенности учебным процессом на их уроках, по субъективному восприятию учащимися отношения к ним учителя, по отношениюучащихся к домашнему заданию, на индивидуальных консультациях даны рекомендации, предложения.
В феврале провела диагностику эмоционального состояния учащихся 4 классов с целью изучения готовности к переходу на вторую ступень обучения.
Оценка психоэмоционального состояния осуществлялась с помощью следующих методик:
-
цвето - рисуночного теста диагностики психических состояний младших школьников (автор А. О, Прохоров, Г. Н. Генинг)
-
экспресс - методики «Соотношение самооценки и уровня притязаний»
-
Теста « Агрессивны ли вы?
В диагностики участвовало 23 ученика 4 «а» класса и 20 учеников 4 «б» класса. Всего 43 ученика.
№№
п/п
Класс
Психоэмоциональное состояние
агрессивность
Уровень притязаний
самооценка
Благо - получное
Неустой-чивое
Неблаго - получное
Выс.
сред
низк
завыш
адекв
заниж
завыш
адек
заниж
1.
4 «а»
16
5
2
8
11
4
14
9
0
6
15
2
2.
4 «б»
14
2
4
8
9
3
14
6
0
5
12
3
все
го
30
7
6
16
18
9
28
15
0
11
27
5
В целом, у 69% учащихся обнаружилось благополучное психоэмоциональное состояние, 16% неустойчивое, которое характеризуется частой сменой настроения, возможно, из-за незначительных внешних ситуаций, у 14% учащихся отрицательное психоэмоциональное состояние. Учащиеся с отрицательным психоэмоциональным состоянием характеризуются заниженной самооценкой. Их чаще тревожат умственные способности (37%), внешность (37%), характер (31%), авторитет у сверстников (25%). Соотношение профилей между уровнем притязаний и самооценкой у этих учащихся превышает 25%.
Надо отметить, что у большинства учащихся наблюдается тенденция к проявлению агрессивных импульсов по отношению к окружающим, 37% учащихся демонстрируют высокую склонность к проявлению агрессивных тенденций, 46% среднюю и лишь 20% добродушны к окружающим, склонны верить в доброту, справедливость.
Результаты диагностики учитывались при проведении тренинга профилактики отклоняющегося поведения «Корабль», который проводила с марта по май 2015 года.Таким образом, в тренинге «Корабль» уделила особое внимание темам, связанным с эмоциями агрессия, обида, конструктивного выхода из конфликта.
Кроме того, по запросу учителей 4 классов провела диагностику познавательных процессов с целью выявления сильных и слабых сторон каждого из учащихся. С результатами ознакомлены учителя и родители, предложены игры и упражнения для развития познавательных процессов.
Диагностику познавательных процессов также осуществила во вторых классах. С результатами ознакомлены учителя и родители, предложены развивающие игры.
В марте, по необходимости, провела диагностику психоэмоционального состояния учащихся 10 классов.
Осуществляя профилактическую деятельность выходила, по запросу, в 8-ые классы и темой «Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций» (15.12.2014), в 7 «а» с играми на командообразование с целью сплочения и диагностической целью (16.01.2014), темами « Критическое мышление»(23.01.2014), «Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций» (13.02.2014), «Кризис: выход есть!» по профилактике суицидального поведения в 5,6 классы к детско - родительским группам, 7,8 классы к детским группам( январь, февраль 2015).
В течение года проводила мониторинг эмоционально-личностной сферы обучающихся в начальных классах от 8 до 11 лет с целью выявления возможных факторов жестокого обращения и насилия в семье в отношении них. Мониторинг проводила по следующим диагностикам: ЦТО, интервью «Волшебный мир», кинестетический рисунок семьи. По результатам диагностик из 195 учащихся начальных классов было выявлено 7 человек «группы риска», нуждающихся в психологическом сопровождении. С результатами диагностик в индивидуальном порядке ознакомлены классные руководители, с тремя из родителей группы риска проведены индивидуальные консультации.
В течение года прошло 96 индивидуальных консультаций с учащимися. Из них 61 по инициативе самих учащихся, 35 по просьбе учителей; 26 по вопросам плохой успеваемости, 61 по проблемам эмоционально-волевой сферы, 9 по вопросам профориентации.
Считаю, что на будущий год необходимо внести следующие изменения:
- провести контрольную диагностику универсальных учебных действий у первоклассников в конце апреля.
- ввести в годовой план групповую диагностику познавательных процессов в третьих классах, с целью выявления динамики сильных и слабых сторон познавательной деятельности каждого ребенка и последующей коррекционно-развивающей работой.
- после проведения тренинга навыков самоконтроля и самоэффективности провести повторную диагностику психологической готовности к аттестационным экзаменам.
- изменить сроки проведения психологического тренинга «Корабль» для 4 классов (с середины января)
- увеличить просвещение психологическими знаниями учащихся, родителей, учителей за счет предложения педагогам заранее приготовленным тем. Темы озвучить на августовском педагогическом совещании.