Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию УУД Затруднение - мой помощник в учении

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Затруднение - мой помощник в учении.

Цель: Сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика.

Планируемые результаты:

  • умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

  • уметь выстраивать алгоритм работы

  • определять и формулировать цель на уроке;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • оформление своих мыслей в устной форме;\

  • иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, внимательность, самостоятельность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности

  • уметь слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения.

Конспект составила: педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ НОШ № 52 р.п. Ильиногорск, Сорокина Анна Юрьевна

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята, давайте вспомним почему наши занятия называются «Лесенка успеха». А о чём мы уже узнали на наших предыдущих занятиях. Какими нашими открытиями мы с вами можем поделиться с другими? (успешному ученику нужны: внимательность на уроке, здоровье, активность, знание правил сохранения здоровья, а так же продолжим изучать нашу профессию- профессию школьник и т.д.) Сегодня вы продолжите узнавать, что нужно ученику, чтобы успешно учиться.

-Сегодня на уроке вам предстоит открыть очень важное и неожиданное для вас правило, которое помогает не только в учении, но и в жизни.

-Я верю, что у вас все получится! Я желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- А вы знаете, что во все времена ценилось больше денег и сокровищ?(размышления детей)

-Мудрецы всего мира веками хранили эту тайну. Давайте её раскроем! Хотите?

-Для этого надо подумать и ответить на вопрос: что ученик сам открывает на уроке?

(открывается слайд, где написан кроссворд З….Е)

-Догадались, что за слово здесь спряталось?(ЗНАНИЕ)

-А теперь попробуйте разгадать новое слово. Оно обозначает помощника в учении.

(открывается слайд З………Е)

-Никто не догадался? Наш друг Смайлик спешит вам на помощь. Он подготовил для вас подсказку. Но эта подсказка необычная -она в виде стихотворения. Давайте его прочитаем.

Затруднение в ученье

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдёт!

-Кто догадался, какое слово здесь главное? (ЗАТРУДНЕНИЕ)

-Как вы понимаете это слово-ЗАТРУДНЕНИЕ? Давайте подумаем, а почему у нас некоторые слова выделены красным цветом? Какие же слова здесь самые важные? ( Затруднение- сам осилит) Почему именно эти лова главные в этом стихотворении?

-Посмотрите на доску и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. («Затруднение - мой помощник в учении») Как вы думаете, какие задачи перед нами будут стоять на нашем сегодняшнем занятии? Нам предстоит сегодня выяснить, что такое затруднение и как человек ведет себя во время затруднения.

3.Выявление причины затруднения.

- С затруднениями сталкиваются не только ученики, но и люди самых разных профессий, умеющие добиваться успеха и получать новый результат. У меня на доске есть девизы профессий. Как вы думаете, к каким профессиям их можно отнести? Почему? По каким признакам вы об этом догадались?

Чтоб невиданные земли

Посмотреть,

Надо смело затрудненья

Одолеть! МОРЕПЛАВАТЕЛЬ

Чтоб на горные вершины подниматься,

Надо смело с затрудненьями

Справляться! АЛЬПИНИСТ

Я с затрудненьями

Справляюсь,

До звезд далеких

Добираюсь! КОСМОНАВТ

-Как вы думаете, какие главные слова можно выделить в этих 3 девизах?

Затрудненья Одолеть!

Смело с затрудненьями Справляться!

С затрудненьями Справляюсь,

- Давайте подумаем, как должен поступить ученик, встретившись с затруднением. Давайте все вместе, выполним это задание.

Ученик

Затруднения

Как поступить

Выучить большое стихотворение

Решить задачу в несколько действий

Написать доклад по окружающему миру

Решить головоломку из спичек

- Какое открытие сегодняшнего занятия вы можете уже сделать? (Без затруднения не бывает открытия нового)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Как вы думаете, а люди боятся своих затруднений?

-А как вы думаете, влияет ли на результат то, как ведёт себя человек, встретив затруднение? Почему?

- Да, мы часто можем наблюдать в жизни, как люди столкнувшись с затруднениями, боятся их, расстраиваются. А как вы считаете, поможет альпинисту взобраться на вершину, если он будет расстраиваться, начнёт плакать?

-А если он испугается и спрячется? (Он не сможет преодолеть его, взобраться на гору, рассчитать, какое снаряжение необходимо взять..)

-А если космонавт, испугавшись трудностей, решит не отправляться в своё путешествие, узнает он новое?(НЕТ)

-Смогут ли они преодолеть своё затруднение, если будут расстраиваться и убегут?

-Конечно, открыть новые знания и достигнуть результата сможет лишь тот, кто правильно относится к затруднениям. А вы испытываете затруднения? А как вы с ними справляетесь? А как должен вести себя ученик, встретив затруднение? (Расстроиться, относится спокойно, спрятаться, испугаться, приложить усилия) Обоснуйте свой ответ.

5.Реализация построенного проекта.

-Оказывается, всегда в мире ценились люди, которые открывали что- то новое, для себя и для других. Для достижения своего результата они преодолевали многие трудности. Представьте себе, что было бы, если не было бы трудностей и люди не ставили бы перед собой новые задачи.(Тогда бы мореплаватель не открыл бы новые земли, космонавт не полетел бы в космос, альпинист не смог бы покорить вершины, ветеринар не спас бы жизнь животных, пожарный не спас жизнь людей и их имущество и т.д.)

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Но наш отдых будет немного необычным. Ваша задача будет выполнять все уже известные движения в танце, не сбиться, а так же запомнить 10 персонажей сказок, картинки с которыми будут находиться на доске всё время танца. Давайте попробуем.(Песня «Арам зам зам»)

Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, Царевна лягушка, Мальвина, Львёнок, Буратино, Незнайка, Чебурашка, Винни Пух.

- Скажите, испытали ли вы затруднение при выполнении этого задания?

- Давайте на нашем занятии мы и попробуем выяснить, как же нужно себя вести встретившись с затруднением.

-Давайте создадим алгоритм поведения при затруднении. А кто помнит, что такое алгоритм?

-Как вы думаете, какие из предложенных пословиц и фраз могут подойти нам в нашей теме затруднение и пути выхода из него: «Глаза боятся, а руки делают» «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Спокойствие, только спокойствие» , «Маслом каши не испортишь», «Без труда -не вытащить и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь- один отрежь», «Слезами горю не поможешь», «Работа не волк - в лес не убежит»?

- Как вы думаете, мы можем использовать эти пословицы, при построении алгоритма поведения при встрече с затруднением.

-Посмотрите на слайд. Из предложенных фраз составьте в правильной последовательности план (алгоритм) поведения при затруднении.

-Давайте проверим, так ли у вас получилось.

1. Улыбнуться.

2.Пожелать себе и друг другу успеха. Например, сказать себе: «У меня всё получится!»

-Вспомните и расскажите, а как вы обычно себя настраиваете на работу.

- А хотите, я вас научу, как ещё можно настроиться на работу?

1 упражнение очень лёгкое, оно позволяет настроить наше тело на предстоящую работу: довольно потрите руки.

2 упражнение: если вам позволяет ситуация, то можно помахать руками и кистями рук.

3 упражнение: сжимаем весь свой страх перед предстоящей работой в кулак и не выпускаем его от туда.

4 упражнение: покрутим головой в разные стороны, как любопытная сова. Сделаем плечами круговые движения.

5 упражнение: дышим медленно и глубоко. Медленно выполняем глубокий вдох через нос, слегка задерживаем дыхание и медленно- медленно выдыхаем. Это дыхание спокойного человека.

6 упражнение: улыбка улыбнитесь, вспомните о чём - то приятном, радостном.

Вот так, потратив всего 2-3 минутки, можно настроиться на сложную работу.

-Мы с вами выяснили, что затруднение действительно является помощником, который позволяет, если к нему правильно относиться, стать умнее и сильнее. Особенно в учении, когда нужно узнавать много нового.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте теперь потренируемся. Послушайте историю ученицы и определите, правильно ли она отнеслась к затруднению.

Ситуация: «Ох. Уж мне эти задачи! Задали задачу в три действия. А она у меня не получается. Не знаю, что делать…И Света горько заплакала. Скажу учительнице, что голова болела, поэтому и не решила задачу. Решила девочка, и пошла играть в свою любимую игру»

-С каким затруднением встретилась ученица? Она понимает, для чего это затруднение ей важно преодолеть? Скажите, а как надо было поступить в этой ситуации? (Настроиться, постараться решить задачу самой или попросить помощи, чтобы приобрести знание и умение решать такие задачи) А какого качества ещё не хватило ученице? (Активности) А как бы вы поступили в такой ситуации?

7. Включение в систему знаний.

-А где кроме школы, вы ещё сталкиваетесь с затруднениями? (На занятиях спортом, в секциях, музыкальной школе, при выполнении домашних дел и обязанностей)

-Как обычно вы относились к ситуации затруднения? (…)

- Изменится ли теперь у вас отношение к разным затруднениям? Чему мы сегодня научились на нашем занятии? (Относиться спокойно)

-Это знание пригодится вам не только в учёбе, но и в жизни, на работе, когда вы станете взрослыми. А что вы будете делать, когда столкнётесь с затруднениями?

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- Итак, наше занятие подходит к концу. Какое открытие вы сегодня сделали? (Мы узнали, что открытие нового не бывает без затруднений, и относиться к затруднению надо спокойно, не бояться преодолевать трудности)

-Что на занятии вам понравилось больше всего?

-Какой мудростью вы сможете теперь поделиться со своими родителями и друзьями? (Как можно преодолеть затруднение, какие есть приёмы для этого)

- Я хочу вас поблагодарить за работу. Надеюсь, что сегодняшние знания вам пригодятся на долгие годы.

-И как обычно в конце нашего занятия вам предстоит оценить свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. А кто пока ничего не понял - на нижнюю ступеньку лесенки. А так же оцените своё состояние во время урока. Если вам было спокойно на уроке, всё вы могли выполнить, то на верхнюю ступеньку рисуем смайлик, а если было не очень комфортно, то на нижнюю ступеньку.

Лесенка успеха

4

5

5

1

2

3

4

3

1

Моё настроение

Моё знание

2

Затруднение -мой помощник в учении Страница 5


© 2010-2022