Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Цель: обеспечить детям группы предшкольной подготовки психолого-педагогическую поддержку в период адаптации к новым обстоятельствам жизни; способствовать формированию социально-нравственной компетенции детей.   Задачи: -         формирование социальных навыков и коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; -         обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; -         формирование позитивной...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: обеспечить детям группы предшкольной подготовки психолого-педагогическую поддержку в период адаптации к новым обстоятельствам жизни; способствовать формированию социально-нравственной компетенции детей.

Задачи:

  • формирование социальных навыков и коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

  • обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;

  • формирование позитивной мотивации общения через обучение позитивным, поддерживающим приемам общения со сверстниками;

  • обучение способам регуляции межличностных отношений: деликатности, чуткому и внимательному отношению к переживаниям других;

  • обучение элементарным правилам этикета и основным нормам взаимодействия с окружающими;

  • развитие способности ставить общие цели, планировать общую работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать свои мнения.

Актуальность

Данная программа отвечает социальному запросу родителей и направлена на раннее гармоничное развитие личности, потребности в наиболее полном раскрытии индивидуальных психологических способностей ребенка и подготовке детей к школе. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

В этой связи возникла идея создания данной программы.

Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на детей дошкольного возраста 6 лет.

Новизна программы заключается в том, что данная образовательная программа базируется на аналитико-оценочном прогнозе потенциальных возможностях ребенка с учетом анализа его текущей деятельности и перспектив его развития.

Также создаются условия для обеспечения единого старта обучения детей, посещающих и не посещающих ДОУ.

Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, систематизацию, углубление и обобщение его личного опыта.

Основы программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей группе - 10 человек, занятия - 2 раза в неделю по 1 часу.


Основные формы работы

Занятия с детьми носят комплексный характер и проводятся исключительно в форме психологической игры. Программа предполагает дифференцированный подход в работе с дошкольниками разноуровневой готовности и психофизическими возможностями.

В рамках комплексного занятия предусматриваются индивидуальные занятия с детьми, требующими особого педагогического внимания. Программа предполагает применение разнообразных методов и средств, приемов и форм обучения. В занятия включены программно-игровые ситуации, диалог, ролевые игры.


Ожидаемые результаты и способы проверки

  • сформированность социальных навыков и коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения детей в тренинговой группе;

  • сформированность основных этически ценных способов поведения в отношениях с другими детьми, элементарной культуры общения:

  • умения согласовывать свои действия с другими;

  • способности договариваться в конфликтной ситуации;

  • способности приветливо разговаривать друг с другом;

  • способности внимательно слушать своего собеседника;

  • умения вежливо отвечать на его вопросы и просьбу.

Формы контроля

Начальные

Текущие

Итоговое

Тесты, анкетирование.

Тесты, мини-выставки.

Открытое занятие,

выставка.

Сентябрь-октябрь

Январь



Май



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Знакомство с эмоциями.

2

6

8

3.

Такие разные эмоции.

3

6

9

4.

Страна понимания.

3

5

8

5.

Если бы я был волшебником.

3

6

9

6.

Мой характер.

2

3

5

7.

Качества характера помогающие и мешающие дружбе.

3

4

7

8.

Правила общения.

3

6

9

9.

Что такое этикет.

3

6

9

10.

В стране знаний.

3

4

7


ИТОГО:

26

46

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Психолого-педагогическое содержание программы коммуникативного тренинга основывается на нескольких принципах.

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социальном этапе жизни. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально у ребенка есть и составляют уникальный багаж его личности.

Психологическая среда, создаваемая в процессе проведения тренинга, не несет в себе целенаправленного влияния и давления. Психолог оценивает положение детей не только с точки зрения того, насколько успешно они усваивают образовательную программу, но с точки зрения задач психологического и личностного развития самого ребенка.

Приоритетность ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими детей и с самим собой. Совершать личностно значимые жизненные выборы.

Психологическое сопровождение как конкретная работа психолога представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в процессе проведения коммуникативного тренинга.




Проектируемые разделы коммуникативного тренинга


Вводное занятие. Знакомство. (1 ч.)


Раздел 1. «Знакомство с эмоциями» (8 ч.)


Теория: Знакомство с эмоциями. Беседы на тему: «Радость», «Горе», «Гнев».

Теория: Знакомство с эмоциями. Беседы на тему: «Спокойствие», «Страх», «Удивление».

Практика: Знакомство с пиктограммами «Радость», «Горе». Игра «Назови и изобрази героя сказки или мультфильма, который горевал по какой-то причине…».

Практика: Игры: «Закончи предложение», «Я сержусь, когда…».

Практика: Упражнение «Я спокоен, когда…». Знакомство со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Практика: Игра «Гуси - лебеди». Упражнение «Найди пиктограмму». Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».

Практика: Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Игра «Угадай эмоцию».

Практика: Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка: «Испорченный телефон», «Снимается кино». Рисование своего настроения.


Раздел 2. «Такие разные эмоции» (9 ч.)

Теория: Радость и горе. Рассматривание сюжетных картинок «Весёлый гном», «Грустный гном» и беседа по ним. Радость и гнев. Загадывание литературных загадок об эмоциональных состояниях.

Теория: Гнев и удивление. Знакомство со способами управления своим эмоциональным состоянием и закрепление их.


Теория: Радость, горе, страх, удивление. Чтение литературных отрывков из произведений К.И. Чуковского.


Практика: Загадывание литературных загадок об эмоциональных состояниях. Проигрывание психогимнастических этюдов. Рисование своего настроения.


Практика: Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Рисование своего настроения.


Практика: Радость, горе, страх. Рисование облаков. Изображение детьми всех трех эмоций. Работа с пиктограммами. Рисунок настроения.


Практика: Рассказ детей о весёлых, грустных и удивительных случаях своей жизни. Игра «Закончи предложение». Работа с пиктограммами. Рисунок «Настроение».


Практика: Беседа по произведению Н.Носова «Живая шляпа». Работа с пиктограммами. Работа с пиктограммами. Игры: «Зеркало», «Зоопарк настроений».


Практика: Рассказ детей о весёлых, страшных и удивительных случаях из жизни. Игры: «Лото настроений», «Гномики», «Страшный зверь». Выполнение рисунка «Настроение». Рассказы по рисункам.


Раздел 3. «Страна понимания» (8 ч.)


Теория: Эти разные, разные люди.

Теория: Понимаю себя - понимаю других. Волшебные средства понимания.

Теория: Волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомима.

Практика: Ритуал приветствия «Самый лучший друг». Игры: «Снежный ком», «Моё имя», «Моё настроение». Разыгрывание ситуаций. Ритуал прощания «Встали все мы в круг».

Практика: Ритуал приветствия. Игры: «Найди пару», «Руки знакомятся…». Мимические и пантомимические этюды на различные эмоциональные состояния. Ролевое разыгрывание ситуаций. Ритуал прощания «Встали все мы в круг…».

Практика: Закрепление различных средств понимания с использованием следующих игр «Сделаем по кругу подарок другу», «Вежливые слова», «Клеевой дождик». Ролевое проигрывание ситуаций.

Практика: Игра «Маски». Конкурс на лучшее изображение различных эмоциональных состояний. Проигрывание пантомимических этюдов. Игры: «Найди пару», «Волшебные заросли», «Кто это?».

Практика: Ты мой друг и я твой друг. Ритуал приветствия. Игры: «Художник слова», «Вежливые слова», «Клеевой дождик». Ролевое проигрывание ситуаций.

Раздел 4. «Если бы я был волшебником» (9 ч.)

Теория: Я тебя понимаю.

Теория: Если бы я был волшебником.

Теория: Трудное чувство - дружба. Дружба - это помощь. С кем я хочу дружить.

Практика: Игры: «Моё настроение», «Интонации». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, горя, гнева. Игра в парах. Ролевое проигрывание ситуаций. Закрепление различных средств понимания.

Практика: Игра «Моё настроение». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя, удивления, восторга. Игры в парах.

Практика: Мимические этюды на тему «Если бы я был волшебником!». Работа с пиктограммами. Ролевое проигрывание ситуаций. Игра «Маски».

Практика: Игра «Моё настроение». Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя. Игра в парах.

Практика: Мимические этюды. Работа с пиктограммами. Игры: «Маски», «Лото настроений». Ролевое проигрывание ситуаций.

Практика: Конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя, восторга. Игра в парах. Мимические этюды. Игра «Маски». Игра «Моё настроение».


Раздел 5. «Мой характер» (5 ч.)


Теория: Чтение и анализ сказок. Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Подбор синонимов к чертам характера.

Теория: Чтение и анализ сказок «Иван - крестьянский сын», «Чудо-Юдо», «Упрямый козлёночек». Беседа «Кто о ком заботится». Формулирование правил доброты.

Практика: Развивающая игра «Скажи наоборот». Проигрывание этюдов, отражающих названные черты характера. Проигрывание этюдов с неопределенным концом.

Практика: Рисование сюжетов к сказкам «Золушка», «Иван - крестьянский сын», «Чудо-Юдо». Анализ рисунков. Проигрывание этюдов с неопределенным концом.

Практика: Проигрывание этюдов по сказке «Жадный поросёнок». Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Угадай, кто это». Пантомимические этюды на закрепление образов с различными чертами характера.


Раздел 6. «Качества характера помогающие и мешающие дружбе» (7 ч.)


Теория: Чтение сказок «Почему кот и собака не дружат», «Заюшкина избушка». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Формулировка правил честности.

Теория: Чтение сказок «Три поросёнка», «Король Дроздобород». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера.

Теория: Чтение сказки «Госпожа Метелица». Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Поиск различий в характерах двух девочек.

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих отрицательные и положительные черты характера. Игра «Кто больше». Сочинение письма героям сказки «Заюшкина избушка».

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих отрицательные и положительные черты характера. Рисование принцессы в начале и конце сказки (по мотивам сказки «Король Дроздобород»).

Практика: Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера. Поиск различий в характерах двух девочек (по мотивам сказки Госпожа Метелица»). Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Угадай, кто это».

Практика: Проигрывание этюдов, отражающих данные черты характера. Игры: «Скажи наоборот», «Назови похожее», «Кто больше».


Раздел 7. «Правила общения» (9 ч.)


Теория: Чтение текста «Знакомьтесь, пожалуйста». Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Поведение за столом. У тебя в гостях подруга. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Прощание с гостем. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам. Об уступчивости.

Практика: Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Улыбка», «Комплимент». Игровые ситуации (варианты предлагаются).

Практика: Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно называть по-разному». Игровые ситуации (варианты предлагаются).

Практика: Игры для развития умения правильно вести себя за столом.

Практика: Игра для развития умения правильно принимать гостей: «Царевна Несмеяна» (развесели друга разными способами), «Подари подарок другу», «Опиши друга».

Практика: ). Игры для развития умения поздравлять и высказывать свои пожелания: «Глаза в глаза», «Комплименты», «Мне весело, давайте вместе играть», «Мне грустно, помоги мне».

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры для развития умения уступать друг другу.


Раздел 8. «Что такое этикет» (9 ч.)


Теория: Вежливая просьба. Чтение текста. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам. Поведение в общественном транспорте и общественных местах.

Теория: Утешение. У постели больного. Беседа по тексту. Обучение речевым этикетным формулам.

Теория: Разговор со старшим. Разговор с младшим. Беседа по тесту. Обучение речевым этикетным формулам.

Практика: Игровые ситуации на развитие умения вежливой просьбы. Игра «Разговор с другом».

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры на закрепление умения правильного поведения в общественном транспорте.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры на закрепление умения утешать и уделять внимание другу.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игры для развития умения вежливого общения со старшими.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игра для развития умения вежливого общения с младшими.

Практика: Обучение речевым этикетным формулам. Игровые ситуации. Игра для развития умения вежливого общения с младшими: «Слепой и поводырь».


Раздел 9. «В стране знаний» (7 ч.)

Теория: Школа - это трудный и радостный путь к знаниям. Беседа «Школьные принадлежности».

Теория: В стране знаний.

Теория: Мне скоро в школу.

Практика: Игры: «Знакомимся разными способами», «Собери портфель», «Школьные чувства». Работа со «Сказкой о большом воробье Иришка». Игра «Сложи картинку».

Практика: Игры: «Какое слово лишнее», «Самое-самое в школе». Работа со «Сказкой о маленьком приведении Филе». Игры: «Что делает учитель», «Урок - перемена». Работа со сказкой «Как Яшок поступал в Дом учености».

Практика: Двигательный диктант. Игры: «Что делает ученик», «Урок - перемена», «Собери портфель», «Яшок и буква А».

Практика: Игры: «Самый лучший друг», «Любимые игры». Игры: «Чудо-дерево», «Ваню в школу провожать - надо нам поколдовать». Рисование себя в школе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УМЕНИЙ, ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ


К концу обучения дошкольники должны знать:

1. Что такое эмоции. Как проявляются эмоции радости, грусти, восторга, удивления, спокойствия, гнева, страха;

2. Что такое положительные и отрицательные черты характера;

3. Что такое дружба. Какие качества характера помогают и мешают дружбе;

4. Элементарные правила этикета и основные нормы взаимодействия с окружающими людьми;

5. Основные нравственные нормы отношений с окружающими: доброжелательность; честность, правдивость, отзывчивость, справедливость;

6. Иметь элементарные представления о школе.

К концу обучения дошкольники должны уметь:

1. Определять эмоциональное состояние другого человека в процессе общения;

2. Соблюдать правила элементарного этикета;

3. Соблюдать этические нормы речевого поведения;

4. Уверенно вести себя среди сверстников;

5. Дать определение, что такое школа.

ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методически программа сочетает в себе 9 разделов коммуникативного тренинга.

Программа коммуникативного тренинга для детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:

1. Адекватность тренинговой программы психологическим особенностям данной возрастной категории;

2. Расширение возможности осознания детьми происходящих с ними перемен;

3. Сочетание концептуального подхода в построении программы и конкретных методов и приемов выработки социально-психологических навыков;

4. Осторожное, пошаговое движение в освоении разделов программы. Каждый следующий шаг делается, если есть уверенность в осознании и принятии предшествующего;

5. Постепенность приобретения и закрепления нового опыта в рамках программы для детей дошкольного возраста.


Рекомендации к проведению занятий

  1. Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: педагог ДО должен иметь педагогическое образование, хорошо знать общие основы психологии, возрастную и педагогическую психологию, обладать навыками проведения групповых занятий с детьми;

  2. Педагог должен использовать разнообразные приемы и методы обучения, чаще практической направленности;

  3. Предпочтительные методы обучения: ролевые игры, развивающие упражнения, групповая творческая работа.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  1. Кабинет, разделенный на зоны проведения групповых и индивидуальных занятий;

  2. Электронное обеспечение (компьютер);

  3. Психологический инструментарий (предметы, необходимые для проведения занятий - диагностический наглядный материал, игрушки и др.);


ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога:

  1. Удивительный мир «Почемучки». Из опыта работы педагогов студии раннего развития дошкольников «Вундеркинд». Выпуск 2, Краснодар, 2005 - 99 с.

  2. «Программно - методическое обеспечение образовательного процесса» (из опыта работы педагогического коллектива Дворца детского и юношеского творчества) Составитель: А.И. Тихненко, г. Армавир 2004 г.

  3. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 176 с.

  4. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. З.М.Богуславская. - М., 1991 г. Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки» Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»Адаптированная образовательная программа коммуникативного тренинга «Почемучки»

1


© 2010-2022