Рабочая программа курса «Я - отличник» на 2015/2016 учебный год

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности «Я - отличник»


Общеинтеллектуальное направление



Моисеева Людмила Александровна,

заместитель директора по ВР, педагог-психолог

МОУ СОШ № 3 города Нерюнгри,

Республики Саха (Якутия)

[email protected]


Рассмотрено на заседании ШМО» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №__________________ Зам. директора по УВР: Директор школы:

__________________Руководитель ____________/Идрисова К.Р./ ____________/Н.Г. Гладышевская/


Рабочая программа курса «Я - отличник»

на 2015/2016 учебный год.


Класс: 5

Учитель: Моисеева Л.А.

Количество часов на год: 35 ч.

в неделю: 1 ч.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся 5 - 8 классов Н.А. Криволаповой - Москва: Просвещение 2012 г. с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой Юным умникам и умницам «36 занятий для будущих отличников» 5 класс. - Москва: Издательство РОСТ , 2012 г.



Пояснительная записка

Современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет ученика, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…» Курс «Я - отличник» нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств.

Календарно - тематическое планирование курса «Я - отличник» для 5 класса составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса «Я отличник» в 5 классе отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год. Обучение ведется на основе программы развития познавательных способностей учащихся 5 - 8 классов Н.А. Криволаповой - Москва: Просвещение 2012 г. с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой Юным умникам и умницам «36 занятий для будущих отличников» 5 класс. - Москва: Издательство РОСТ , 2012 г.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

4. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Курс «Я - отличник» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно- развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

В результате изучения курса «Я - отличник» учащиеся 5 класса должны знать и иметь:

- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Календарно-тематическое планирование отражает данные цели и задачи обучения курсу «Я - отличник»





















Календарно-тематическое планирование курса « Я - отличник»


Тема урока

Кол.

час.


Цель

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

УУД

По плану

Факт

Моя семья

1

Уточнить представления детей о российской семье; развивать внимание, быстроту реакции, мышление, воображение, смысловую и зрительную память, речь; воспитывать любовь к своей семье

Иметь представление о семье, её значении в жизни человека

Формирование ценностного отношения к своей семье


    Мой портрет в лучах солнца

    1

    Акцентировать внимание детей на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивать внимание, мышление, артистические способности, речь.

    Знать свои положительные и отрицательные черты; стараться быть приятным окружающим

    Формирование умения видеть свои достоинства и недостатки


      Познай самого себя

      1

      Уточнить представления учащихся о значении самопознания, познакомить с методом определения самооценки; подтолкнуть детей к стремлению изучать себя как личность; развивать внимание, мышление, речь

      Знать свои сильные и слабые стороны, развивать способности, исправлять недостатки

      Формирование мотивации на дальнейшее самопознание и саморазвитие


        Путешествие по реке творческих способностей

        1

        Уточнить представления учащихся о творчестве, творческих способностях; развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, артистические способности,

        Понимать смысл слов: «творчество», «творческие способности

        Умение решать проблемы творческого характера


          От альфы до омеги

          1

          Познакомить учащихся со значением фразеологизма «от альфы до омеги»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, пространственную ориентацию, конструкторские способности

          Знать значение и происхождение фразеологизма «от альфы до омеги»

          Формирование мотивации на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации


            Мастерская пантомимы

            1

            Расширять представления учащихся о пантомиме; познакомить с понятием «экспромт»; развивать воображение , актёрские и коммуникативные способности, мышление

            Иметь представление о пантомиме и «экспромте», уметь инсценировать сказку без предварительной подготовки

            Умение применять невербальные средства общения


              Весёлый кавардак

              1

              Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «кавардак»; развивать внимание, быстроту реакции, творческое мышление, воображение, чувство рифмы

              Знать значение и происхождение фразеологизма «кавардак», уметь пользоваться данным понятием в повседневной жизни

              Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


                Клуб любителей русского языка

                1

                Познакомить учащихся с понятием «метаграмма»; развивать внимание, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас.

                Усвоить, что метаграмма - это один из способов шифровки слова

                Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


                  Методом проб и ошибок

                  1

                  Познакомить учащихся со значением выражения «методом проб и ошибок»; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, чувство рифмы

                  Понимать смысл выражения «методом проб и ошибок»

                  Сформированное на уровне представления умение решать проблемы «методом проб и ошибок»


                    Не боги горшки обжигают

                    1

                    Познакомить учащихся со значением выражения «не боги горшки обжигают»; развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, конструкторские способности, пространственную ориентацию

                    Знать значение выражения «не боги горшки обжигают». Использовать его для того, чтобы ободрить человека, принимающегося за какое-либо новое дело.

                    Способность к волевому усилию - при старании и терпении человек способен выполнить любую работу


                      Служба спасения

                      1

                      Познакомить учащихся со значением выражения «как с гуся вода»; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, речь

                      Знать значение выражения «как с гуся вода»

                      Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.


                        Клуб любителей математики

                        1

                        Познакомить с историей возникновения счёта; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности

                        Знать историю возникновения счёта; буквы, которые использовались для обозначения чисел

                        Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно


                          Камни в легендах. Кораллы

                          1

                          Дать представление учащимся о кораллах; развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память, воображение

                          Знать особенности кораллов, их место обитания и легенды о них

                          Формирование учебно-познавательного интереса к новым областям знаний


                            Туда, где молочные реки, кисельные облака

                            1

                            Познакомить учащихся со значением фразеологизма «молочные реки, кисельные берега»; развивать внимание, мышление, в том числе нестандартное, воображение

                            Понимать значение фразеологизма «молочные реки, кисельные берега»; уметь использовать его в своей речи

                            Умение адекватно использовать речевые средства, задавать вопросы


                              Немного о флоре и фауне

                              1

                              Уточнить представления учащихся о понятиях «флора» и «фауна»; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию; воспитывать бережное отношение к природе

                              Знать значение слов «флора» и «фауна» в древнеримской мифологии

                              Формирование ценностного отношения к природе


                                История христианского праздника Рождество

                                1

                                Познакомить учащихся с историей и традициями Рождества; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь

                                Знать историю возникновения и традиции великого христианского праздника, установленного Церковью как воспоминание о рождестве Иисуса Христа.

                                Усвоение таких ценностей, как «христианство», «традиция», «Рождество», «Вифлеемская звезда»


                                  Зима в загадках

                                  1

                                  Развивать внимание, мышление, воображение, слуховую память, ориентацию в пространстве

                                  Умение в быстром темпе называть ассоциации, возникающие при слове «зима», «плюсы» данного времени года

                                  Формирование инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, умение работать в команде


                                    Геркулесов труд

                                    1

                                    Познакомить учащихся со значением фразеологизма «геркулесов труд»; развивать внимание, мышление, воображение

                                    Усвоить значение фразеологизма «геркулесов труд»; узнать новое о герое древнегреческих мифов Геракле

                                    Стремление к поиску и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска


                                      Любителям старины. Лапти.

                                      1

                                      Познакомить учащихся с существовавшим на Руси обычаем плести лапти; развивать внимание, слуховую и зрительную память, творческое мышление, воображение, расширять словарный запас

                                      Знать, как за свою многовековую историю лапти вошли в языковой обиход народа, его пословицы и поговорки

                                      Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


                                        Крепкий орешек

                                        1

                                        Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «крепкий орешек»; развивать внимание, мышление, зрительную память, пространственную ориентацию, конструкторские способности

                                        Познакомиться с историей происхождения фразеологизма «крепкий орешек»; понять, что это всегда трудно поддаётся силе, воздействию

                                        Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности


                                          Копилка интересных фактов

                                          1

                                          Познакомить учащихся с интересными фактами разнообразной тематике; развивать внимание, мышление, смысловую память, пространственную ориентацию, артистические способности.

                                          Усвоить интересные факты, уметь выполнять задания, связанные с ними

                                          Умение обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению


                                            Литературная угадай-ка

                                            1

                                            Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, конструкторские способности, ориентацию в пространстве, артистические способности, воображение

                                            Усвоить правила игры «Литературная угадай-ка»

                                            Развитие рефлексивных способностей и навыков коллективной работы


                                              Все мы люди разные

                                              1

                                              Дать представление учащимся о непохожести людей, познакомить с понятиями «инициалы», «вензель»; развивать память, воображение, мышление, речь; воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим

                                              Познакомиться с понятиями «инициалы», «вензель»; иметь представление о непохожести людей; придерживаться общепринятых норм и правил

                                              Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре,


                                                Ислам. Основные понятия

                                                1

                                                Дать представления учащимся об исламе как одной из мировых религий; развивать внимание, мышление, слуховую и зрительную память, пространственную ориентацию

                                                Усвоить символы ислама (полумесяц и пятиконечная звезда), их смысл

                                                Усвоение моральных ценностей «ислам», «толерантность», «Коран»


                                                  И мы не лыком шиты

                                                  1

                                                  Познакомить учащихся со значением фразеологизма «не лыком шиты»; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию

                                                  Знать историю происхождения выражения «не лыком шиты»

                                                  Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


                                                    Поговорим о поведении

                                                    1

                                                    Убедить детей в необходимости учиться сдерживать свои негативные эмоции; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности.

                                                    Уметь сдерживать свои негативные эмоции, освоить правила конструктивного взаимодействия

                                                    Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах


                                                      Что мы знаем о памяти

                                                      1

                                                      Познакомить детей с видами памяти; развивать внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление

                                                      Уметь выделять три основных вида памяти, знать интересные факты про людей, обладающих феноменальной памятью

                                                      Изучение особенностей собственной памяти, осознание её сильных и слабых сторон


                                                        Береги здоровье

                                                        1

                                                        Познакомить учащихся с основными правилами здорового образа жизни; развивать внимание, мышление, в том числе нестандартное; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни

                                                        Усвоить основные правила ЗОЖ

                                                        Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни


                                                          Пернатые друзья

                                                          1

                                                          Познакомить детей с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширять представления о пернатых; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей бережное отношение к птицам

                                                          Знать историю возникновения Международного дня птиц

                                                          Формирование ценностного отношения к природе, пернатым друзьям


                                                            Вода в нашей жизни

                                                            1

                                                            Расширить представления учащихся о значении воды в нашей жизни; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать бережное отношение к воде

                                                            Осознавать необходимость в бережном отношении к воде

                                                            Формирование ответственного отношения к водным ресурсам


                                                              Держать порох сухим

                                                              1

                                                              Познакомить учащихся со значением и происхождением выражения «держать порох сухим»; развивать внимание, мышление, воображение

                                                              Знать историю этого выражения, осознавать необходимость каждый день делать гимнастику для ума.

                                                              Развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, мыслить логично, проявлять креативность


                                                                Эзопов язык на новый лад

                                                                1

                                                                Познакомить со значением выражения «эзопов язык»; развивать внимание, мышление, слуховую память, воображение

                                                                Знать значение выражения «эзопов язык», его историю возникновения, связанную с именем легендарного греческого баснописца Эзопа

                                                                Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности


                                                                  Поговорим, друзья, о книге

                                                                  1

                                                                  Углубить представления детей о ценности книги и пользе чтения; развивать внимание, мышление, воображение, память, речь

                                                                  Понимать, что существует великое разнообразие книг, на все случаи жизни

                                                                  Формирование ответственного отношения к чтению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


                                                                    О времени и о часах

                                                                    1

                                                                    Дать представление о ценности времени, познакомить с синонимами слова «время»; развивать внимание, мышление, воображение, речь

                                                                    Знать, что время - растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его.

                                                                    Самостоятельное выделение широкого спектра источников информации


                                                                      Здравствуй, лето!

                                                                      1

                                                                      Обобщить представления детей о летнем отдыхе; расширить знания о лекарственных растениях; развивать внимание, мышление, воображение, быстроту реакции

                                                                      Знать лекарственные растения; разнообразие летнего отдыха

                                                                      Формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию со сверстниками; умения с пользой проводить время

                                                                      Список информационных источников:


                                                                      1. ПОЧЕМУЧКА.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.

                                                                      2. Беденко М. Ну, очень задачник! - Киев: А.С.К., 1996.

                                                                      3. Остер Г. ЗАДАЧНИК. - М.: РОСМЭН, 1996.

                                                                      4. Н. Будур. Камни в легендах и преданиях. - М.: Дрофа - Плюс, 2008.

                                                                      5. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

                                                                      6. Портал ГРАМОТА. РУ http//gramota.ru/igra/zagadki/bytovye/


                                                                      © 2010-2022