Переход учащихся из начальной школы в среднее звено

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено

(выступление на МО классных руководителей и учителей предметников)

Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило не ведётся.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания.

Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.

Я твёрдо уверена, что нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблемами задолго до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников.

Проблема преемственности всегда была и будет. Здесь есть очень много как объективных, так и субъективных причин. Но это не значит, что на неё надо закрывать глаза. Частичные пути решения не только в проведении педсоветов и семинаров, а лучше в психолого-педагогических консилиумах, но и в заинтересованности педагогов среднего звена не тогда, когда уже "взяли", а "до". Если учитель предметник познакомится с детьми еще, будучи в 4 классе, проведёт несколько уроков сам, поможет учителю провести коррекцию с учётом специфики средней школы - то результат не заставит себя ждать. А часто ли учителя предметники посещают уроки начальной школы, хотя бы открытые? А это тоже необходимо. Мнение что начальная школа "готовит нам продукт" для дальнейшей работы ошибочно. Нам с этим "продуктом" работать, а значит, мы в нём заинтересованы не меньше.
Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема задолго до окончания начальной школы. Таков опыт по преемственности необходим. Серия открытых уроков, классных часов, шефская работа старшеклассников- всё это залог безболезненного перехода в среднюю школу.

Необходимость снятия стрессовой напряжённости учащихся 5 классов, проявления социально-педагогической заботы о психологическом состоянии и здоровье каждого ученика начальной школы. Основная идея - переход учителя начальных классов со своими детьми в среднее звено.

Актуальность проблемы - «5-ый класс»

1. Снижение качества учебно-воспитательного процесса.

2.Резкая потеря интереса к учёбе и познавательной активности.

3.Несформированная готовность и отсутствие необходимых умений самостоятельно учиться .

4.Отсутствие готовности к вступлению в подростковый возраст в современных условия.

5. Структурный разрыв целостности учебно-воспитательного процесса .

6. Дидактический и методический разрыв целостности учебно-воспитательного процесса.

7. Противоречие между научной периодизации возрастных особенностей учащихся начальной школы и её четырехлетней структурой.

8. Отсутствие необходимого педагогического сопровождения, основанного на принципе преемственности.

9. Несформированная готовность учащихся начальной школы быть субъектами обучения и самовоспитания.

Наверное, главная причина в том, что учителя начальных классов видят в каждом ребенке личность. Пытаются развить ее, поддерживают любые мало-мальские стремления и усилия ребенка. Поэтому вроде бы слабенький в 1 классе ученик к 4-му выравнивается, становится успешным. А учителя средней школы рассматривают детей в основном как некий продукт с определенными УУД, которые почему-то должны быть у всех одинаково хорошими. А если ребенок не дотягивает до их стандарта, то ставят на нем крест "Оказывается он слабый!", "Он ничего не понимает - будет неуспевающим!" "ЕГЭ сдать не сможет!" А ведь он всего лишь 5-классник, и он пришел в школу, чтобы научиться.

Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема разорванности образования, а осуществлялась непрерывность и преемственность, необходимо, отмечает Н.В.Нечаева, чтобы: учителя-предметники, которые будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу, учебники и методики для начальных классов и для среднего звена по предмету, ответили на вопрос, с какого старта начнут использовать возможности своего учебного предмета для дальнейшего развития, обучения и воспитания учеников. Ориентирами могут служить сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, которые передаст учитель начальных классов, а также проверочные работы, проведённые в начале года.

Каждому учителю-предметнику необходимо учитывать психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.

Узнав уровень развития и сформированности предметных знаний, умений и навыков новых учеников, нужно привести в соответствие с этим уровнем программу и учебники, по которым предпочитают работать учителя среднего звена, если это не занковская система. Исключить дублирование программы начального обучения - повторение пройденного. Начинать нужно сразу с нового материала, его изучение невозможно без привлечения уже известного. Новое знание открывается учеником в результате его сопоставления, сравнения с уже известным. Дидактический принцип системы общего развития - быстрый темп изучения материала - является результатом качественного изменения процесса учения.

Нужно:

По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5классов. Что это даст? Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги (разумеется, в дружеской форме).

Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков своего предмета, т.е. провести кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого конкретного учителя начальных классов будет «наследовать» конкретный учитель средней школы.

Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.

2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.

3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».

5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

6.Проведение родительского собрания.

7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

11.Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

12.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького" в средней, - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса

  1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.


  2. С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.


  3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.


  4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.


  5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.


  6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.






ПАМЯТКА

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.


  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

    1. готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

    2. правильность оформления тетради, различных видов работ;

    3. требования к ведению дневника.


  3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:


    1. начинать уроки со звонком;


    2. готовиться к уроку на перемене;


    3. прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;


    4. поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;


    5. отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.


  4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.


  5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.


  6. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.


  7. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.


  8. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.


  9. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.


  10. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.


  11. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.


  12. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.


  13. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.


  14. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.


  15. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Список литературы

Список использованной литературы


1 Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из нач. школы в основную. М. : Паритет, 2003. 48 с.
2. Городниченко О.Э. Преемственность в изучении уравнений между начальной и средней школой : диссертация ... кандидата педагогических наук. М., 2000.
3. Данилов Д.Д. Проблема преемственности преподавания историко-обществоведческих курсов в начальной и основной школе (Образовательная система «Школа 2100») // Начальная школа: плюс минус. 2002. № 2. С. 7578.
4. Добрикова О.С. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. 2000. № 12. С. 2124.
5. Коблик Е. Г. Певый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
6. Кузнецова И.В. Преемственность в работе начальной и средней школы (Из опыта работы школы № 1927 Восточного округа г. Москвы) // Начальная школа: плюс минус. 2001. № 11. С. 811. .
7. Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе // Начальная школа: плюс минус. 2003. № 6. С. 914.
8. Мубараков М. Принцип преемственности и школьное образование // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 2. С. 3133. .
9. Преемственность в обучении и развитии школьников : Сборник научно-методических статей / Под ред. Л.А. Мосуновой. Киров : ВГПУ, 2001. .
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с. .
11. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 1934.

Интернет - источники:

menobr.ru/materials

openclass.ru





© 2010-2022