Родительское собрание: Адаптация пятиклассников в условиях ФГос

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников». 2015-2016г

Цель:

-Ознакомление родителей с особенностями адаптации ребёнка к 5 классу -Психологическое просвещение и анализ трудностей переходного периода -Профилактика дезадаптации

В настоящее время образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату - становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей.

В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования.

Стандарт выделяет в качестве основных видов УУД, соответствующие основными целям образования основные 4 блока: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД.

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности).Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные действия УУД .Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения

6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, т.е Спланировать ,осуществить и проконтролировать

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

.

Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену. Адаптация - это приспособление функций организма к новым условиям среды.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу, у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации.

Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие

Возраст 10-11 лет-начало отрочества, наиболее бурного периода развития ребенка во всех направлениях, имеющий тоже свои особенности

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  • повышенная утомляемость;

  • стремление обзавестись верным другом;

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • переоценка своих возможностей,

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • повышенный интерес к спорту;

Признаки успешной адаптации:



  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Внешние признаки дезадаптации



  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелание выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.





Рекомендации родителям

1. Важно научиться, безусловно, принимать своего ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • выражать недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом;

  • осуждать действия ребенка, но не его чувства; не его личность

  • недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.

2.Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Способы поддержки школьников со стороны родителей могут состоять:

а) в повышении индивидуального уровня "Я могу" школьника:

б) в формировании у ребенка веры в успех: он должен поверить, что успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:

- поощрять любые улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;

в) в концентрации внимания на достигнутых успехах ребенка:

надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а не то, что плохо и неправильно;

  1. Необходимо умение выражать поддержку через содействие -

прикосновение (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его и т.д.),

  1. Надо быть готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в сочувствии, откровенном разговоре.

  2. Сравнивайте ребенка только с ним самим!

  3. Доверяйте ребенку.

  4. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  6. Предъявляйте к ребенку адекватные требования.

  7. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  8. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  9. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  10. Не унижайте ребенка, наказывая его.

  11. Общаясь с ребенком, поддерживайте авторитет других значимых взрослых людей. Помогите ему найти дело по душе.

Слова поддержки

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. («Я горжусь тобой»,

  • Ты делаешь это очень хорошо.

  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

© 2010-2022