- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание: Адаптация пятиклассников в условиях ФГос
Родительское собрание: Адаптация пятиклассников в условиях ФГос
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Панкова Л.Г. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников». 2015-2016г
Цель:
-Ознакомление родителей с особенностями адаптации ребёнка к 5 классу -Психологическое просвещение и анализ трудностей переходного периода -Профилактика дезадаптации
В настоящее время образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату - становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей.
В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования.
Стандарт выделяет в качестве основных видов УУД, соответствующие основными целям образования основные 4 блока: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД.
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности).Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Личностные действия УУД .Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения
6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, т.е Спланировать ,осуществить и проконтролировать
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
.
Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену. Адаптация - это приспособление функций организма к новым условиям среды.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу, у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации.
Ее виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие
Возраст 10-11 лет-начало отрочества, наиболее бурного периода развития ребенка во всех направлениях, имеющий тоже свои особенности
-
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
-
повышенная утомляемость;
-
стремление обзавестись верным другом;
-
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
-
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
-
отсутствие авторитета возраста;
-
отвращение к необоснованным запретам;
-
переоценка своих возможностей,
-
ярко выраженная эмоциональность;
-
повышенный интерес к спорту;
Признаки успешной адаптации:
-
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-
ребенок легко справляется с программой;
-
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
-
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Внешние признаки дезадаптации
-
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
-
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
-
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-
Нежелание выполнять домашние задания.
-
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-
Беспокойный сон.
-
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
-
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Рекомендации родителям
1. Важно научиться, безусловно, принимать своего ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
-
выражать недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом;
-
осуждать действия ребенка, но не его чувства; не его личность
-
недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.
2.Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Способы поддержки школьников со стороны родителей могут состоять:
а) в повышении индивидуального уровня "Я могу" школьника:
б) в формировании у ребенка веры в успех: он должен поверить, что успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:
- поощрять любые улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;
в) в концентрации внимания на достигнутых успехах ребенка:
надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а не то, что плохо и неправильно;
-
Необходимо умение выражать поддержку через содействие -
прикосновение (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его и т.д.),
-
Надо быть готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в сочувствии, откровенном разговоре.
-
Сравнивайте ребенка только с ним самим!
-
Доверяйте ребенку.
-
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
-
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
-
Предъявляйте к ребенку адекватные требования.
-
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
-
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
-
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
-
Не унижайте ребенка, наказывая его.
-
Общаясь с ребенком, поддерживайте авторитет других значимых взрослых людей. Помогите ему найти дело по душе.
Слова поддержки
-
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. («Я горжусь тобой»,
-
Ты делаешь это очень хорошо.
-
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
-
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.