Тренинговое занятие Без слов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие «Без слов»

Цель: развитие невербальной коммуникации.

Задачи:

  • формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне;

  • развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации;

  • развитие умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Необходимые материалы: карточки для игры «Мафия», карточки для игры «Угадай кто?», муз. сопровождение.

Ход игры:

  1. упр. «Приветствие»

Всем нужно взяться за руки и дружно поздороваться.

  1. упр. «Мафия»

Допустим есть город N- ск. Ведущий раздаёт участникам игры карточки (мафия, честный гражданин, комиссар). Получается команда «мафии» и «мирных граждан», среди которых есть «комиссар». Игровой процесс разделён на две фазы - «день» и «ночь». Когда ведущий объявляет в городе фазу ночи, все игроки закрывают глаза - «спят». В первую ночь ведущий позволяет игрокам «мафии» - открыть глаза и запомнить своих соратников - «познакомиться». После чего мафия «засыпает», а ведущий требует проснуться комиссара. Таким образом, ведущему становится известен расклад. По объявлению фазы дня просыпаются все жители. Днём игроки обсуждают, кто из них может быть «нечестен» - причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму. Самый подозрительный житель, набравший большее число голосов - отправляется за решётку (выходит из игры), а ведущий вскрывает его карточку и объявляет его игровой статус. Затем наступает фаза «ночи». Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожанина, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить». Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого. Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью. Этот игрок выходит из игры, его карточка показывается всем жителям. Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «голосования». Игра продолжается до полной победы одной из команд, когда соперники полностью или посажены или убиты…

  1. упр. «Ливень»

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе - по убывающей.

Виды движений:

1 круг - потирание ладоней;

2 круг - щелканье пальцами;

3 круг - похлопывание по бедрам;

4 круг - похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней).

  1. Упр. «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

- Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

- «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова - можно по-другому - отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока - угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Такое предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы - особенно в подростковой или юношеской группе. Тинэйджеры зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к болезненным реакциям ч неконструктивным конфликтам. Впрочем, следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение подростками своем физического Я. Но это иная песня, и смысл упражнения тоже изменится.

- На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!

Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять и «зеркала». Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения «зеркал». Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находится за его спиной?

  • В чем секрет такой прозорливости?

  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?

  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?

  • Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»?



  1. упр. «Угадай кто?»

На спину желающему крепится листок с надписью, например «Леонид Агутин». Его задача отгадать, что написано на листке, при этом имеется возможность спросить всех присутствующих об этом. ноНельзя задавать прямых вопросов, а присутствуюзщие могут отвечать только «да » или «нет». Примерные вопросы: «Это живое существо?»

«Это мужчина?»

«Он взрослый?»

«Он известный человек?»

«Он певец?»

«Он поет песню «Босоногий мальчик?»

«Это Леонид Агутин?»

  1. упр. «Немой телевизор»

По аналогии с «Глухим телефоном», но здесь игроки сидят с закрытыми глазами и по хлопку с помощью жестов и мимики передают загаданное слово.

  1. упр. «Невербальный подарок»

С помощью жестов по кругу передать какой-либо подарок.

Разработала: педагог-психолог

Т. Н. Осипова

© 2010-2022