Статья Организация исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Попова Г.А.

Организация исследовательской деятельности

детей с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникшая проблема чаще социально обусловлена, безусловно - промыслительна. Помочь личностному становлению учащихся с ОВЗ - задача не только нашей инклюзивной школы №7 г. Мичуринска, которая уже много лет работает в адаптивном режиме, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей.

Считаю, что организация исследовательской деятельности - это необходимое и идеальное средство достижения главной цели - самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.

Не удивляйтесь! Ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Однако надо учитывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В нашей школе наработана система развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса. В конкурсах проектных, исследовательских работ, тематических выставках, концертах самодеятельности активно принимают участие дети с ОВЗ и их родители. Исследовательская деятельность проходит и через Уроки Добра (Любви) в начальном звене, Уроки Мужества (Веры) в среднем звене, дискуссионный марафон (Надежды), через организацию добрых и полезных дел. Мы ориентируем ребят на поиск истины, укрепление духа добра, восхищение красотой и Премудростью Божьего мира, осознание человеческого достоинства, ответственное понимание и принятие основ гуманизма, свободы, социальной справедливости, направляем их на ведение бесконечного внутреннего диалога о своем предназначении и смысле жизни. На психологических часах ребята исследуют и обсуждают проблемы:

  • Хорошо ли быть добрым человеком? (1 класс);

  • Трудолюбие - неукоснительный закон существования? (2 класс);

  • Без дела жить - только небо коптить? (3 класс);

  • Берегите друг друга, на Земле жить нам вместе. (4 класс).

  • Кто герой нашего времени? (5 класс);

  • Мои права и права других людей. Обязанности человека. (6 класс);

  • Каждый хочет любить и быть любимым? (7 класс);

  • Жизнь, зачем ты мне дана? (8 класс);

  • Кто виноват, когда не везёт? (9 класс);

  • Как быть счастливым, когда нам кажется, что мы несчастны? (10);

  • Можно ли жить в ладу с собой и миром? (11 класс).

Так для детей с ОВЗ создаются исследовательские разноуровневые микрогруппы (2-5 человек), где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.

Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Проблематично - с нарушением интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с комплексными нарушениями развития, хотя они вполне успешно могут заниматься музыкой, декоративно-прикладным творчеством, спортом. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Возможно лучше, если сопровождать исследовательскую деятельность будет педагог-психолог, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью. Ему легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение. Безусловно, и педагог может успешно сопровождать научно-исследовательскую деятельность детей с нарушениями в развитии. Только помните:

  • эти дети не в сочувствии и ухаживании нуждаются, а хотели бы чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми, хотели бы, чтобы в них мы верили;

  • диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода, тем более что дети с особенностями здоровья, как правило, ранимы, высоко критичны к себе, быстро утомляемы;

  • необходимо психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но Вам под силу их преодолеть;

  • не опускайте руки при первых же неудачах, попытайтесь понять их причины;

  • надо верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;

  • не торопите, не сидите «над душой», но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка, похвала - необходимы;

  • будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;

  • целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей, надо отдать должное их терпению, вере в перемены к лучшему и огромное желание помогать своим детям развиваться и совершенствоваться.

Такой подход не только позволит лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Хочу заострить внимание, как психолог и как мать ученика, что необходимо уделять особое внимание смысловой стороне детской исследовательской деятельности. Большинство согласятся со мной, что важна не игра в науку, а пошаговое развитие личности в сторону созидания на земле. И не культивируйте «лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры». Россия всегда была сильна духом товарищества.

© 2010-2022