Статья Медлительные дети в школе и семье

Медлительные дети в школе и семье Медлительного, меланхоличного ребенка можно увидеть в любом классе. От профессионализма учителя зависит успешность его учебной деятельности. Есть «педагоги», которые, не выдерживая, что обучающийся по их требованию не закрывает, например, альбом или тетрадь, рвут из рук сами его, бывает, даже выбрасывая или разрывая на кусочки, а родители кричат или раздают тумаки. С первого дня обучения в школе медлительные дети сталкиваются с рядом трудностей. Одной из причин ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Медлительные дети в школе и семье

Медлительного, меланхоличного ребенка можно увидеть в любом классе. От профессионализма учителя зависит успешность его учебной деятельности. Есть «педагоги», которые, не выдерживая, что обучающийся по их требованию не закрывает, например, альбом или тетрадь, рвут из рук сами его, бывает, даже выбрасывая или разрывая на кусочки, а родители кричат или раздают тумаки.

С первого дня обучения в школе медлительные дети сталкиваются с рядом трудностей. Одной из причин этого является несоответствие программ и методик образовательным потребностям этих ребятишек. К сожалению, учителя и родители часто долго не обращают на это внимания. В результате к концу первого класса у ребят резко ухудшается психическое здоровье, отмечаются значительные проблемы с письмом и чтением.

Медлительным детям необходима помощь с самого начала обучения.

Во время занятия с ребенком педагог и родители должны быть терпеливы и спокойны, говорить доброжелательным тоном. Ни в коем случае нельзя

напоминать ребенку о его медлительности и стыдить за нее. Грамотное поведение учителя и родителей, согласованность их действий - залог успеха такого школьника.

Дело в том, что ребенок не успевает выполнить артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки, следить за текстом гла-

зами. Порой хорошо читающие до школы медлительные дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. Эти дети плохо пересказывают то, что читают сами, и очень хорошо - то, что слушают. Даже если степень медлительности ребенка не слишком высока, он все равно сталкивается с подобными проблемами.Но нередко педагоги продолжают ставить двой-

ки, а родители - ругать и упрекать в лени. И никто из них не обращает внимания на страдания ребенка, его беспокойство, страхи. В результате растет утомляемость, возникают частые головные боли, нарушается сон, и в итоге появляются новые учебные проблемы.

Рекомендации для учителя

1. Торопить медлительного ребенка не только бесполезно, но даже вредно.

2. Поскольку таким детям трудно переключаться на новый вид деятельности, преподаватель должен четко завершать каждый этап занятия.

3. В начальный период обучения нельзя форсировать скорость работы. Медлительному ученику надо давать только одно задание и достаточно времени, чтобы он мог успеть его выполнить.

4. Важно хвалить ребенка каждый раз, когда он того заслуживает, обращать его внимание на собственные достижения, создавать ситуации успеха.

5. Преподносить такому ребенку новую информацию нужно в умеренном темпе.

6. Следует помнить, что скорость чтения вслух не является основным критерием успешности формирования соответствующего навыка.

Рекомендации родителям

1. При выполнении с медлительным ребенком домашнего задания надо не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг вперед, чтобы ребенок заранее знал, что он будет делать в классе, и успевал за объяснениями педагога. В противном случае станут быстро накапливаться пробелы, а ведь догонять таким детям особенно трудно!

2. Недопустимы крики, раздражение, недовольство родителей. Учитывайте это и когда сын (дочь) садится за домашнее задание, и в процессе его выполнения. Например, родитель требует: «Быстро расскажи мне правило». Ребенок может прекрасно знать это правило, но взрослый не дает ему собраться и к тому же подстегивает его: «Опять не выучил!». В результате он нервничает - и процесс торможения становится еще сильнее.

3. Не следует забывать трудности переключения ребенка на новый вид деятельности. Предположим, вы объясняли ему математику, а заодно решили проверить его и по русскому. Ответ ребенка вас огорчает. А он всего лишь не успел переключиться с одного предмета на другой. А вот если то же самое повторить еще раз или говорить медленнее, ребенок прекрасно справится с заданием.

4. Научите сына или дочь следить за часами.

5. Прерывайте ребенка, лишь когда это необходимо. Причем это касается не только уроков. Вместо того чтобы внезапно прекратить какое-либо занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к смене деятельности. Например, если он смотрит фильм, можно сказать: «Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать».

6. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания.

7. Весьма эффективен прием «медленно - быстро»: включать в занятия резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно;

время от времени побуждать ребенка выполнять движения с предельной для себя скоростью.

Литература и материалы Интернета

1. Барт К. Трудности в обучении. Раннее преду-

преждение. М.: Академия, 2006.

2. Безруких М.М. Трудности обучения в началь-

ной школе. Причины, диагностика, комплексная по-

мощь. М.: Эксмо, 2009.

3. press.ucoz.kz/news/

4. 1september.ru

4. Л.Маленьких; журнал «Здоровье детей», 2014



© 2010-2022