Выступление по темеПричины неуспеваемости и пути их преодоления

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Попенскова Нина Романовна ,учитель химии МБОУ СОШ № 16

г.Славянск-на-Кубани

Причины неуспеваемости и пути их преодоления. (Слайд 1.)

(Слайд 2.)

«Все человеческое горе происходит от невежества. И много вреда происходит

от малого знания»

древняя мудрость.

Среди множества проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, волнующая всех, кто так или иначе связан со школой - учителей, учащихся и их родителей. К тому же она становится все более актуальной. Это проблема неуспеваемости.

Можно дать образное сравнение школьников со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и ученики. Впереди - успевающие, сзади - отстающие, неуспевающие. Каковы же причины неуспеваемости и каковы пути преодоления неуспеваемости?

Что же такое неуспеваемость? (Слайд 3.)

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Что же влечёт за собой неуспеваемость?

(Слайд 4.)

Академик Ю.К. Бабанский - выявил следующие общие причины неуспеваемости:

  • Слабое владение навыками учебного труда;

  • Большие пробелы в знаниях;

  • Сильная утомляемость;

  • Отрицательное отношение к учебной деятельности;

  • Недисциплинированность;

  • Низкий уровень волевой воспитанности;

  • Отрицательное влияние семьи и улицы.

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи. Но, когда речь заходит о конкретных психологических рекомендациях, то, к сожалению, вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы.

Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется во многих странах мира, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Да, у нас есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит (предполагается) большей возможностью индивидуальной работы.

Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.

К сожалению, на практике дело обстоит далеко не так гладко. В одном классе могут оказаться учащиеся со слабо развитыми психическими процессами и "педагогически запущенный" ребенок, у которого все проблемы успеваемости напрямую связаны с воспитанием, а правильнее сказать, с его отсутствием. Естественно, что положительный результат такой "альянс" не принесет.

Другой пример. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует родителям обучение ребенка в классе компенсирующего обучения, но родители, не желающие, чтобы их «единственный и самый лучший ребёнок» учился в классе коррекции отдают его в общеобразовательный класс. Нетрудно предположить результат «успешности» такого обучения.

Второй подход который рекомендуют специалисты - это повторное изучение курса, т.е. второй год. Но практическая деятельность в школе и опыт доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку - он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

(Слайд 5.)

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам?

1)В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность у учащихся приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

3)Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости?

1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей, а также нездоровым образом жизни. По данным МО РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска неуспеваемости. Число учащихся начальной школы не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы за последние 20 лет возросло в 2,5 раза, достигнув 30 %. За 11 лет обучения в школе количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз. Среди жизненных ценностей современный подросток ставит на первое место здоровье, 34% опрошенных школьников называют свое здоровье основным источником беспокойства.Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. Понятно, что ученик, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

(Слайд 6.)

4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

(Слайд 7.)

Таким образом, неуспеваемость школьников объясняется не только нежеланием учиться, как считают многие учителя, все гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. В зависимости от особенности мыслительной деятельности и направленности личности ребенка, его отношения к учению, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников:

Типы неуспевающих учеников:

1. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированностью познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Учащиеся с хорошим развитием мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.

3. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности, да еще и с отрицательным отношением к учебе.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Неуспевающий школьник - фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет - это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребёнку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии c такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают чёрствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жёсткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью - значит плохой, не умеешь решать задачи - отстающий, не можешь запомнить стихотворение - неуспевающий.

(Слайд 8.)

Кому какая помощь нужна.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости - это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.

Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи - как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними - учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание на том, что он действительно может.

(Слайд 9.) (Слайд 10.)

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

  1. педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

  2. психологическая неготовность к обучению (в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);

  3. низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

  4. нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

  5. недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

Хотелось бы обратить ваше внимание на позднюю неуспеваемость. Она появляется в средних классах. При переходе начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.

В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

Вывод: если ученик любого возраста отстаёт в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости.

(Слайд 11.)

В монографии Ю.К.Бабанского «Оптимизация процесса обучения» (1972) приведена общедидактическая классификация стадий неуспеваемости :

I Первая стадия- кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков.

2.Вторая стадия - кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.

3.Третья стадия- устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.

4.Четвертая стадия - устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.

(Слайд 12.)

Кто из учащихся обычно являются неуспевающими:

  1. Обычно это дети конфликтные, не умеющие строить отношения с другими учащимися класса.

  2. У многих детей деформированная личностная мотивация, т.е. направленность личности на безмятежную, внешне занимательную жизнь и получение наслаждения от жизни.

  3. Это дети, у которых нарушена психика, бедна речь, читают мало, часто пропускают занятия в школе, здоровье ослаблено.

  4. В семье обычно за успеваемостью этих детей нет должного контроля.

Самое страшное зло неуспеваемость наносит самому неуспевающему ученику. Где-то в душе неуспевающий ученик считает себя неудачником, перестает верить в свои силы и возможности, он не развивает,а губит те добрые задатки к способностям, которые были даны ему природой.

Если ребенок не почувствовал в процессе обучения в школе успех, он как любой нормальный человек нуждается в каком то успехе, чтобы утвердить себя как значимую личность.

Как же мы можем помочь детям в учебе?

(Слайд 13.)

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты и не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»

Cократ(470-399г.г. до нашей эры)

Слова Сократа актуальны и в наши дни. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся обучая и воспитывая детей остаются такими же как и много лет тому назад.

Сегодня педагог является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение.

В настоящее время одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

А способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним - на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью личности учителя.

(Слайд 14.)

«И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно…» - писал Лев Николаевич Толстой.

Он четко подметил и дал характеристику учителю.

Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»

(Слайд 15.)

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т.е. установил с ним отношения через совместную деятельность

«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности» - писал Д.И.Менделеев.

(Слайд 16.)

А что же нам помогает общаться?

Слова - 7 %

Интонация - 38 %

Мимика, жесты, поза - 55 %

Известно, что больше половины информации о человеке мы получаем не из его слов, а из жестов, мимики, голосовой интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, - располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми, повышают возможность воздействия на них.

Учитывая это, перед любым уроком учителю надо представить себе, предварительно проиграть в воображении содержание предстоящих действий, логический ход своих рассуждений, необходимые образы и понятия, средства и способы их предъявления, эмоциональное состояние, т.е. создать необходимые внутренние условия эффективного педагогического процесса для поддержания положительного отношения школьников к работе на уроке, их желание трудиться.

Самое главное чего мы должны добиться на уроке, чтобы ребенок хотел учиться, хотел быть учеником.

(Слайд 17.)

При подготовке к уроку мы должны помнить о способах усвоения знаний учащимися и учитывать коэффициент усвоения знаний.

90 %

знаний люди получают визуально

10%

усваивают на слух

(Слайд 18.)

Коэффициент усвоения знаний

-Ели только рассказывать - 15 %

-Если только показывать - 25 %

-Если рассказывать и показывать - 65 %

(Слайд 19.)

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

1)- теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

2) -должен присутствовать принцип связи теории с практикой - учить детей применять знания в необычных ситуациях.

3)- принцип доступности :школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

4) - принцип сознательности :ребенок должен знать что он проходит( в начале обучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать)

5) - должна быть установка не на запоминание , а на смысл изучаемого материала;

6) - принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

7) - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки;

8) - принцип наглядности ( отработка умения наблюдать;

9) - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени)

Учитель не должен забывать о своей главной задаче - держать учеников в состоянии постоянного интереса к происходящему на уроке. А для этого надо использовать различные формы и методы работы с учащимися на уроке, способствующие созданию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, обеспечению положительной мотивации.

Известный психолог Я.А.Коменский писал, что «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью»

Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему- то научился, - обеспечь ему первый успех.

Исследования показывают, что дети, ориентированные на успех, научаются быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу.

И чтобы ребенок в школе успешно учился, был успевающим, необходимо осторожно направлять процесс развития способностей ребенка:

1)Обеспечить благоприятный микроклимат.

(Эффективность урока зависит и от того, с каким настроением учитель входит в класс. А для этого учителю надо начинать с себя и выполнять заповеди педагога.)

2) Обеспечить учащемуся хоть маленький, но успех на каждом уроке.

3) Чаще детей оценивать. И помнить:

Ученик имеет право на ошибку.

Мы не должны зажимать его

«страхом ошибки»,

а наоборот - помочь ему исправить ее.

4) Развивать интерес к предмету через урочную и внеурочную (внеклассную работу).

5) Использовать на уроке индивидуальные, дифференцированные задания - как одну из форм контроля знаний.

6) Исходить из уже проявленных ребенком способностей.

7) Максимально использовать золотой ключик - интерес.

Но одного интереса недостаточно. Для достижения успехов необходима мотивация и ориентирование на общественную значимость личности. Нужно на каждом уроке развивать познавательную потребность учащихся. А для этого не стоит скупиться на похвалу, похвала им необходима. Необходимы также указания на ошибки и недочеты.

(Слайд 21)

Формирование способностей у учащихся требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. Эту работу надо проводить постоянно вместе с учащимся и обязательно верить в его силы, и в критической ситуации помочь ему преодолеть трудности.

По мнению советского гигиениста М.С.Громбаха, задача учителя в том, чтобы сделать :


«трудное - привычным,

привычное - легким,
легкое - приятным».



И тогда учеба в школе

будет доставлять

детям радость.

(Слайд 22)

10 правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

10. Не требуйте от ребят «невозможного», пусть научатся элементарному и поверят в себя.

(Слайд 23)

Советы родителям
слабоуспевающих учеников


  • Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;

  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

  • Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;

  • Проявляйте заинтересованность к школьным делам ребенка;

  • Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;

  • Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».

(Слайд 24)

Выступление по темеПричины неуспеваемости и пути их преодоления

Звуковое письмо Василий Александрович Сухомлинский

(Слайд 25)

Д.И.Менделеев считал профессию учителя очень трудной, писал, что только специальная педагогическая подготовка, неустанный труд и любовь к делу могут формировать истинного наставника юношества.

«Истинное дело учителя, - писал известный русский химик Д.И.Менделеев - делается исключительно нервами. Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, нужна работа нервов…»

Терпения Вам и творческих успехов, дорогие коллеги.


© 2010-2022