Психологическая программа «Релакс»

Программа «Релакс» Аннотация Участники: педагоги Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов. Задачи: ·        Психологическое просвещение и поддержка учителей; ·        Мотивирование к выполнению психогигиенических упражнений; ·        Отработка с подростками конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций; ·        Знакомство со способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных эмоций.             Форма организации занятий и условия для их проведения:                                                   - количество человек в группе 12 человек              Ведущий: педагог-психолог Актуальность и новизна программы:       Современный человек должен иметь представления о собственной психике, психическом здоровье, о факторах, вредно на него влияющих, методах и навыках компенсации негативных психических реакций. Ни для кого не секрет, что ритм, который выдерживают многие люди во время одного рабочего дня, достаточно напряженный для нервной системы. К вечеру развивается мигрень от переизбытка информации, эмоции на нуле (или отрицательные), а вот физической разрядки часто недостает. С одной стороны жизнь требует... № Тема Кол-во часов   Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)   1 2 3 4 5 1.       Вводное. Душевное здоровье. 1 Помочь осознать педагогу важность душевного равновесия. Беседа. Внушение (суггестия). Музыкотерапия. 2.       Современные технологии на службе здоровья человека, или как не попасться на удочку прогресса. 1 Замотивировать использовать современные компьютерные технологии на благо сво...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

39

Программа «Релакс»

Составитель: педагог-психолог МБОУ ОШИ № 1 г.о. Самара Адарацких С.М.


Программа «Релакс»

Аннотация

Участники: педагоги

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  • Психологическое просвещение и поддержка учителей;

  • Мотивирование к выполнению психогигиенических упражнений;

  • Отработка с подростками конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций;

  • Знакомство со способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных эмоций;

  • Помощь в решении эмоциональных проблем и вопросов.

Форма организации занятий и условия для их проведения: - количество человек в группе 12 человек

- количество часов

- режим проведения занятий - каждый вторник недели в 14.00.

- место проведения занятий - кабинет психолога, компьютерный класс.

- оборудование, необходимое для занятий: альбомные листы, цветные карандаши, компьютеры.

Ведущий: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ожидаемые результаты: можно измерить путём наблюдения.

Актуальность и новизна программы:

Современный человек должен иметь представления о собственной психике, психическом здоровье, о факторах, вредно на него влияющих, методах и навыках компенсации негативных психических реакций. Ни для кого не секрет, что ритм, который выдерживают многие люди во время одного рабочего дня, достаточно напряженный для нервной системы. К вечеру развивается мигрень от переизбытка информации, эмоции на нуле (или отрицательные), а вот физической разрядки часто недостает. Её заменяет "бег" по лестницам и кабинетам. Получается, что с одной стороны жизнь требует высокого интеллектуального напряжения и устойчивости эмоциональной сферы, с другой - относительно малая спортивная нагрузка (а для многих - и вовсе практически сидячий образ жизни). Какая нервная система это выдержит? Возникают перегрузки, которые внешне проявляются, как неврозы, гипертония, ишемическая болезнь сердца, вегето-сосудистая дистония и другие болезни. Их еще называют "болезни века".
Психическое здоровье - это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума (педагога), но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений. Следовательно, профилактика эмоционального выгорания и утомляемости у педагогов должна быть направлена на поддержание равновесия, укрепление резервов психики, что обусловит предупреждение психических расстройств. Психическое и соматическое здоровье взаимосвязаны. Нет заболеваний без психических изменений. Важной задачей данной программы является компенсация психических изменений даже при наличии соматических заболеваний.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема

Кол-во

часов


Цели и задачи

Наименование форм

работы, упражнений (без подробных описаний)


1

2

3

4

5

Вводное. Душевное здоровье.

1

Помочь осознать педагогу важность душевного равновесия.

Беседа. Внушение (суггестия). Музыкотерапия.

Современные технологии на службе здоровья человека, или как не попасться на удочку прогресса.

1

Замотивировать использовать современные компьютерные технологии на благо своего здоровья.

Работа в Интернете, в компьютерном классе.

Этот многоликий стресс.

1

Познакомить педагогов с таким понятием как стресс. Научить педагогов не создавать стрессовых ситуаций в жизни. Познакомить с таким понятием как стрессоустойчивость.

Беседа.

Суггестия.

Мозговой штурм.

Психологические упражнения, повышающие уверенность в себе и самооценку.

2

Повысить самооценку, уверенность в себе. Сформировать потребность в адекватной самооценке.

Выполнение психологических упражнений повышающих самооценку: «Имя - качество», « Я люблю себя за…» и другие.

Любовь и прощение - важное для человека.

1

Актуализировать такие понятия как любовь и прощение в свете современного общества. Научить педагогов прощать как коллег, так и учащихся в повседневной жизни;

Познакомить с таким понятием как любовь;

Научить людей жить в любви, а не в ненависти.

Беседа.

Выполнение психологических упражнений.

Эмоциональная свобода.

Формируем умение управлять своими эмоциями.

2

Помочь педагогам освободиться от негативных эмоций и научиться управлять ими. Осознание своих эмоций. Поделиться своими эмоциями с коллегами. Позитивно настроить учителей на совместную работу.

Сообщение теоретического, материала. Обучение способам освобождения от нежелательных мыслей и эмоций.


Профилактика невротических состояний.

1

Познакомить с методами и приёмами профилактики невротических состояний.


Упражнение «Эмоциональные подтяжки», «Маскарад», « Инверсия».

Что такое психогигиена?

1

Познакомить с основами психогигиены.

Профилактика психоподобных состояний.

Беседа. Изложение теоретического материала.

Фитотерапия на службе образования.

1

Отработать навыки позитивного отношения к своей личности и научить педагогов использовать фитотерапию в повседневности.

Беседа. Изложение теоретического материала.

Власть над собой.

1

Научить педагогов мыслить позитивно и конструктивно.

Упражнения «Импульс», «Дерево», «Передай движение».

Психологические уловки повседневной жизни.

1

Отработать навыки конструктивного общения.


Упражнения «Деревянные куклы». Психогеометрия.

Способы психологической защиты как путь к здоровью.

2

Отработать навыки позитивного отношения к своей личности

Изложение видов психологической защиты. Мозговой штурм. Дыхательная техника.

Итого

15




Тема: Вводное. Душевное здоровье.

Цель: Помочь осознать педагогу важность душевного равновесия.

Задачи:

  • Познакомить с предстоящим психологическим курсом «Релакс».

  • Помочь осознать педагогу важность душевного равновесия в его повседневной жизни.

  • Воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Суггестия.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

Психическое здоровье - это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений. Следовательно, профилактика должна быть направлена на поддержание равновесия, укрепление резервов психики, что обусловит предупреждение психических расстройств. Психическое здоровье - это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Нарушение психического здоровья не равноценно душевной болезни. Такие нарушения обычно носят временный характер и наблюдаются у практически здоровых лиц. Человек как биологический вид формировался тысячелетиями. Постоянное изменение условий жизни и, в частности, наблюдаемая в 20-21 в. техническая революция воздействуют на человека потоком сверхсильных раздражителей. В этих условиях в порядке приспособления смещается диапазон восприятия, как правило, в сторону его снижения. Так, современный городской житель не слышит столь чутко, не видит столь остро, как первобытный человек и даже как человек, живущий в деревне. Окруженный сверхсильными звуковыми или световыми раздражителями, современный человек приспосабливается к этим высоким уровням раздражений и у него снижается острота слуховых и зрительных восприятий. Но такое приспособление не безразлично для здоровья и требует значительных психических и эмоциональных затрат. Человек на сильный шум отвечает повышенной психической возбудимостью, раздражительностью, нарушениями сна. Например, громкая постоянная музыка в квартире - прямая угроза психическому здоровью слушателей. Поэтому государство и все члены общества должны бороться с шумом на улицах, на производстве, дома.

Избыток зрительных раздражений - многочасовой просмотр телевизионных программ, передвижение с большими скоростями - создает фон чрезмерной психической нагрузки. Часто люди отмечают, что поездка на работу и с работы утомляет их больше, чем сама работа. Во избежание таких перегрузок следует рекомендовать в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей: покой, вечерние прогулки в парках, ограничение застолий, просмотра программ телевидения, слушания радио, отдых в выходные дни на лоне природы.

3. Закрепление полученных знаний.

- Придумайте, или расскажите свои методы отдыха, восстановления от работы. (Мозговой штурм).

4. Релаксация под лечебную музыку.

- Сели удобно. Слушаем музыку. Вы находитесь на берегу реки. Идёте босиком по горячему песку. Чувствуете ногами горячий песок. Вам хорошо. Приятно. Вы расслабляетесь отдыхаете. На счёт семь открыли глаза.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что понравилось?

- Что вызвало затруднения и почему?

- Спасибо за внимание.

Тема: Современные технологии на службе здоровья человека, или как не попасться на удочку прогресса.

Цель: Помочь педагогам раскрыть свой скрытый потенциал по средствам Интернет.

Задачи:

  • Замотивировать использовать современные компьютерные технологии на благо своего здоровья;

  • Поделиться совместными методами сохранения душевного здоровья;

  • Позитивно настроить учителей на совместную работу.

Форма проведения: урочная посещения Интернет класса.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Компьютеры, Интернет обеспечение.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

Посещение класса информатики и Интернета, тех сайтов на которых информация о сохранении и поддержании душевного здоровья.

  1. Мозговой штурм. Обмен информацией.

  2. Релаксация под лечебную музыку.

  3. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Этот многоликий стресс.

Цель: Познакомить педагогов с таким понятием как стресс.

  • Научить педагогов не создавать стрессовых ситуаций в жизни;

  • Познакомить с таким понятием как стрессоустойчивость;

  • Научить не поддаваться стрессу;

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Суггестия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

СТРЕСС (стресс-реакция) (англ. stress - напряжение), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

Стресс резко ослабляет защитные силы организма и приводит к формированию определенных заболеваний (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, психическая депрессия). Продолжительный стресс, утверждают учёные, подобен медленно действующему яду. Постепенно снижает «порог раздражительности», начинают человека выводить из себя мелочи, на которые раньше человек не обращал внимания. Поэтому важно отдыхать, не создавать стрессовых ситуаций на работе. Научиться не поддаваться стрессу.

Стрессоустойчивость - это важный компонент среди других качеств личности педагога.

Низкий уровень стрессоустойчивости характеризуется у людей с низкой самооценкой, повышенной агрессивностью, раздражительностью, бессонницей, немотивированными страхами, конфликтностью.

Средний уровень стрессоустойчивости - ситуативный.

Высокий уровень стрессоустойчивости проявляется у людей в выдержке, самообладании, независимо от ситуации (раздражителя), адекватной самооценки, бесконфликтности, эмоциональной устойчивостью.

  1. Мозговой штурм.

- Придумайте ситуации, которые вызывают у вас стресс.

- Придумайте упражнения, которые повысят стрессоустойчивость.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Психологические упражнения, повышающие уверенность в себе и самооценку.

Цель: Повысить самооценку, уверенность в себе. Сформировать потребность в адекватной самооценке.

Задачи:

  • Обучение участников и педагогов навыкам конструктивного общения.

  • Развитие коммуникативных навыков, таких как конгруэнтности, эмпатии, толерантности.

  • Воспитание чувства коллективизма, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

  • Маркерная доска.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.


Ход мероприятия

  1. Упражнение: «Имя - качество». Участники называют своё имя и качество характера. Например, Сергей - смелый, самоуверенный и т.д.

  2. - Найдите, пожалуйста, три-четыре характеристики своей внешности, своих способностей, творческих достижений, за которые вы себя любите, цените, уважаете.

  3. - Мысленно произнесите несколько раз подряд, что вы любите себя за то-то.… Например: « Я люблю себя за мои прекрасные глаза», или «Я люблю себя за мою доброту», или «Я люблю себя за талант рассказчика» и т.д.

  4. - Что вы чувствуете, когда признаетесь себе в любви? Если светлое чувство радости, гордости за себя, представление о том, как вас за это ценят, любят окружающие, - у вас все в порядке с самовосприятием. Если испытываете неуверенность, неловкость от самовосхваления, сомнение, достойны ли эти качества любви, значит, у вас не все в порядке с глобальным отношением к себе.

  5. Чем вам понравилось наше занятие? Что узнали о себе?

  6. «Аплодисменты по кругу» - это упражнение проводится в конце занятия, каждый участник должен поаплодировать тому, кому хочет, потом вдвоем, втроем и т.д. Потом вся группа аплодирует последнему участнику.

  7. Спасибо за внимание.

Тема: Любовь и прощение - важное для человека.

Цель: Актуализировать такие понятия как любовь и прощение в свете современного социума.

  • Научить педагогов прощать как коллег, так и учащихся в повседневной жизни;

  • Познакомить с таким понятием как любовь;

  • Научить людей жить в любви, а не в ненависти.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Суггестия.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

- Всем известна поговорка «Не дела нас утомляют, а мысли о делах». Следует очистить свою память от негативных мыслей. Главное с любовью отпустить их. Техника эмоциональной свободы (ТЭС), с её помощью легко можно избавиться от ограничивающих наше сознание установок.

3.Выполнение психологических упражнений. 1) - Для этого нужно постукивать пальцем по определённым точкам. В первую очередь это точка на ребре вашей ладони, которой наносится удар в каратэ. Затем следующие точки: внутренний край брови (возле переносицы); сбоку от глаза, ближе к уху; под глазами; под носом; ниже губ (верх подбородка); точка, где сходятся вместе ключицы; макушка головы. Эти упражнения выполняются в спокойной обстановке.

- Если вы чувствуете, что зашли в тупик в какой-то из сфер своей жизни и не можете привлечь автомобиль, дом, любимого человека, или что-либо другое. Всё это происходит потому, что вы не простили кого-то. Может быть, вы не простили другого человека или самого себя. Прошлые обиды не дают вам двигаться и вперёд и осуществлять свои мечты. Составьте список людей, или событий, которых вы собираетесь простить. Напишите. Освободите своё сознание от ненужных обид и двигайтесь к цели!

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что было интересным?

- Что пригодится вам в жизни?

Тема: Эмоциональная свобода. Формируем умение управлять своими эмоциями.

Цель: Помочь педагогам освободиться от негативных эмоций и научиться управлять ими.

Задачи:

  • Осознание своих эмоций;

  • Поделиться своими эмоциями с коллегами;

  • Позитивно настроить учителей на совместную работу.

Форма проведения: урочная посещения Интернет класса.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

- Каждый человек хочет быть счастливым, чувствовать себя свободным, чтобы вы пребывали в гармонии с собой. Освободившись от укоренившихся негативных эмоций, вы успокоите свою нервную систему, без усилий станете счастливым человеком. Вы будете чувствовать радость, которая никогда не будет покидать вас. Все позитивные эмоции и есть наша сущность. Однако мы часто соотносим данное ощущение счастья с каким-то другим человеком, или вещью, которые «сделали нас счастливыми». На самом деле - это всего лишь удовлетворение нашего желания. Существует много различных способов освободиться от нежелательных мыслей и эмоций.

  1. Сообщение нового материала.

Способы освобождения от нежелательных мыслей и эмоций.

  1. Примите свои эмоции. Когда вы примите свою эмоцию, которую раньше подавляли, вы увидите, что она растворяется и ослабевает, потому что вы перестали ей сопротивляться.

  2. Поблагодарите свои негативные эмоции. Опустите голову и положите ладонь себе на живот или на грудь чтобы ощутить эмоцию. Оцените силу эмоции от 1 до 10. Почувствуйте благодарность по отношению к мысли, или эмоции, скажите им «спасибо». Ощущение благодарности переносит вас в атмосферу позитива…

  3. Просто выбросьте эмоцию. Возьмите ручку. Зажмите её в руке. Сожмите её крепко и поднесите к грудной клетке. Почувствуйте напряжение в руке, сжимающей ручку, пока не ощутите чувство дискомфорта. Подобным образом мы держимся за свои эмоции. Теперь протяните руку перед собой и разверните ладонь к полу. А сейчас расслабьте пальцы и «позвольте» ручке упасть. Видите как это было легко? Точно так же легко без промедлений выбросьте любые ненужные вам мысли и эмоции. Эмоции никогда не «держат» нас. Это мы удерживаем их. Они текут свободно как энергия, а мы цепляемся за них. Позвольте же им двигаться и отпустите их!

  4. Будьте как небо. - Поднимите глаза к небу. Вы видите плывущие по небу облака или же оно чистое и безграничное? Обратите внимание, что небо, с одной стороны, не удерживает облака, птиц, самолёты, но и не отталкивает их. Оно ничего не принимает, но и не отказывается ни от чего. Небо просто есть и оно представляет собой то, чем является открытое пространство. Ощутите бесконечность и открытость неба. Если у вас возникают какие-то мысли или эмоции, просто наблюдайте за ними, и пусть они проплывают словно облака. Просто «позвольте» им проплывать мимо. Продолжайте возвращаться к ощущению вашей внутренней открытости.

3анятие - 2. Продолжение.

- Сегодня мы будем развивать умение управлять своими эмоциями.
- Что же делать? Как преодолеть эмоционально-интеллектуальное напряжение, которое и вызывает нервный стресс? Вывод очевиден: надо уметь расслабляться и владеть эмоциями. И в этом могут помочь методы саморегуляции. Эти методы базируются на 3 основных способах воздействия на внутреннее состояние.

1. Любое эмоциональное состояние влияет на центральную нервную систему. Оно вызывает тонус соответствующий скелетных мышц, тем самым, проявляясь в особенностях дыхания, мимике, жестах. Следовательно, можно сделать обратное: изменяя их - мы изменяем свое состояние. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку относительно долгое время. И вы почувствуете, что настроение непроизвольно начнет немного улучшается. Начните дышать глубоко - и вы станете успокаиваться.

2. На состояние нашего организма влияют зрительные и слуховые представления. Люди пессимистичные многое видят в "черном" цвете, представляют себе очень реально негативное развитие ситуаций. А многие и ведут с собой деструктивные диалоги. Все это отражается и на настроение, и на состояние здоровья. А потом возникают удивления, откуда появляются болезни или ничего не получается в решении проблемы. Ведь от того, как себя настроить на эту жизнь, зависит многое. И позитивные представления могут помочь нам справиться с собой. Собираясь на работу, скорее всего, не выспавшись, представьте себе: как пройдет этот день, что может вас порадовать. "Увидьте" те моменты, когда вы оказались на высоте и довольны собой. "Услышьте" добрые слова, которые говорят вам, которые говорите вы сами. Внутренне улыбнитесь всему этому и запомните свое состояние. Глубоко вздохните и расслабьтесь. Это поможет вам настроиться на хороший рабочий день, который именно так и пройдет. 3. Влиять на свое состояние можно и с помощью слов, которые мы говорим сами себе (или по-другому - самовнушения). Прислушайтесь, как и что вы говорите себе в определенные моменты жизни. Ведь часто, например, чтобы успокоиться перед важной встречей или свиданием, многие говорят себе "Я спокоен, я совершенно спокоен. Нервы успокаиваются, мне хорошо…" К другим случаям находятся иные слова, но слова, которые произносятся про себя, которым стараемся поверить. А иные придумывают себе еще и своеобразные ритуалы, чтобы успокоиться и держать себя в руках. Каждый сам находит для себя тот способ, который поможет ему научиться саморегуляции. Это, может быть, йога - тренировка души и тела, которая учит экономному расходу энергии. Применение некоторых ее методов можно найти и в изометрической гимнастике (при которой сила мышц растет быстрее массы), умение задерживать надолго дыхание - при тренировке спортсменов, медитация - учит спокойствию, упорядочиванию суетных мыслей и созерцанию. На регуляцию психического состояния оказывают свое влияние и некоторые химические вещества. Однако, употребляя их, помните: день-неделю-месяц - в отдельных случаях это необходимо. Но постоянное "сидение" на препаратах может привести к печальным последствиям. К тому же, в повседневной жизни мы и так постоянно пользуемся различными веществами: валерианой, крепким чаем, кофе. А ведь даже простой кофе надо использовать грамотно и помнить: утренний - бодрит, дообеденный - способствует улучшению пищеварения и выводу шлаков, обеденный - снимает усталость, вечерний - стимулирует умственную деятельность и творческую активность. Классическая музыка также может способствовать регуляции нашего психического состояния. При переутомлении хорошо послушать "Утро" Грига или "полонез" Огинского. Снять гнев и раздражимость поможет "Сентиментальный вальс" Чайковского. А если надо расслабиться - послушайте "Пастораль" Бизе, "Лебедь" Сен-Санса. Самый распространенный способ - аутогенная тренировка, в основе которой лежит самовнушение. Ее лучше проводить в расслабленном состоянии (лучше перед засыпанием, или сразу после ночного сна). Ведь именно в расслабленном состоянии можно вызвать у себя наиболее яркие образы и быстрее "поддаться" самовнушению.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Что было для вас на занятии трудным? Почему?

Тема: Профилактика невротических состояний

Цель: Познакомить с методами и приёмами профилактики невротических состояний.

Задачи:

  • Профилактика невротических состояний;

  • Отработка навыков аутогенной тренировки;

  • Позитивно настроить учителей на совместную работу по оздоровлению своей личности.

Форма проведения: урочная посещения Интернет класса.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

- Сохранение психического здоровья в большей степени зависит от нервно-психических нагрузок и напряжений, в том числе и на рабочем месте. Доказано, что психо-эмоциональное напряжение, если оно превышает психическую резистентность человека, приводит к нарушению баланса тормозных и возбудительных процессов, реализующемуся в невротических состояниях - депрессии, ипохондрии, тревожности, агрессивности и т.п. Одним из характерных признаков невротического состояния является так называемый астенический синдром, при котором наблюдаются ухудшение памяти, ослабление внимания, снижение физической и умственной работоспособности, утомляемость, головные боли, раздражительность, эмоциональная неустойчивость с изменениями настроения. Наиболее часто причиной невротических состояний служит хронический психоэмоциональный стресс, вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в поведении. Профилактикой подобных неврозов должно быть "умение жить среди людей", т.е. умение благожелательно относиться ко всем членам своей семьи, сослуживцам и сотрудникам, не придавать слишком большого значения чужим оплошностям, уметь быстро гасить раздражение, гнев, переключать внимание на более спокойные и приятные объекты. Причины возникновения неврозов: ревность, стыд, тревога и страдание из-за неудач близких, конфликты в семье, на работе, службе, в сфере обслуживания, переживания в связи с болезнью близкого человека или своим собственным недугом, страхи. Невроз может быть вызван также конфликтом человека с самим собой: хочу быть "старшим", "главным", а образования не хватает и т.п. Флегматик работает диспетчером и изнемогает от необходимости быстро принимать решения, педагог-холерик устает от необходимости сдерживаться, чтобы резко не отчитать каждого ученика, а терпеливо ждать. Предрасполагающим фактором "ввода" в невротическое состояние часто становится длительное умственное, физическое напряжение, социальная депривация, неумение переключаться с работы на отдых, сочетание работы и обучения, длительный уход за больными, хроническая нехватка времени. Кроме того, вредно влияние производственных факторов, особенно шума. Психо-эмоциональное напряжение становится одной из первых и важнейших причин потери общего чувства здоровья, радости жизни, психокомфортного состояния. При невротических состояниях и для их профилактики лекарственная терапия имеет меньший успех, чем устранение травмирующих факторов или изменение отношения к ним, нормализация образа жизни. Помочь при этом может и аутогенная тренировка. Основной мерой профилактики невротических состояний является предупреждение утомления и переутомления. Необходим рациональный режим труда и отдыха. Следует выработать в себе умение правильно оценивать свои возможности и силы. Отдых должен идти впереди утомления, быть его профилактикой, а не лечением. При своевременном переключении на отдых достаточно 10-15 мин, чтобы привести себя в состояние релаксации (расслабления). Важно научиться правильно, формировать психические мотивации для сознательного управления своим поведением. Как только человек научится работать без переутомления, отдых после трудового дня будет для него радостным. Когда не будет раздражения от усталости, он будет готов к шутке, улыбке и хорошему настроению. Избежать утомления помогут занятия аутогенной тренировкой. Внушение и самовнушение позволяют создать новую установку, которая способствует адекватному поведению, нормализует функцию внутренних органов, очень полезны дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры.

3. Выполнение практических заданий.

1) Упражнение «Эмоциональные подтяжки». Составьте список своих самых сильных качеств и всегда носите его с собой. Например:

  • Я забочусь о своей семье;

  • Я достиг кое-чего в жизни;

  • Я помогаю людям;

  • Я умею признавать ошибки;

  • Я привлекателен;

  • Я в большинстве случаев веду себя интеллигентно и другие.

2) Упражнение «Маскарад». Чтобы поднять себе настроение, достаточно потереть ладони друг о друга, как это мы обычно делаем в предвкушении чего-нибудь приятного. Через условно-рефлекторную связь эти движения улучшат вам настроение.

3) Упражнение «Инверсия». Чтобы снять головную боль: представьте головную боль в виде чёрной птицы, бьющейся внутри головы и пытающейся выбраться наружу. Поменяйте её цвет на белый, а свою голову представьте в виде клетки. Откройте дверцу. Выпустите птицу на волю.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Что такое психогигиена?

Цель: Познакомить с основами психогигиены.

Задачи:

  • Профилактика психоподобных состояний;

  • Познакомить с основополагающими психогигиены;

  • Позитивно настроить учителей на совместную работу по оздоровлению своей личности.

Форма проведения: урочная посещения Интернет класса.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Музыкотерапия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

Психогигиена изучает условия поддержания и укрепления психического здоровья, разрабатывает правила поведения, способствующие сохранению психического здоровья. Психическое здоровье - это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Нарушение психического здоровья не равноценно душевной болезни. Такие нарушения обычно носят временный характер и наблюдаются у практически здоровых лиц.

Избыток зрительных раздражений - многочасовой просмотр телевизионных программ, передвижение с большими скоростями - создает фон чрезмерной психической нагрузки. Часто люди отмечают, что поездка на работу и с работы утомляет их больше, чем сама работа. Во избежание таких перегрузок следует рекомендовать в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей: покой, вечерние прогулки в парках, ограничение застолий, просмотра программ телевидения, слушания радио, отдых в выходные дни на лоне природы.

Предупреждение болезненных психических реакций в процессе общения людей - это серьезная задача психогигиены. Отрицательные реакции могут возникать как дома, так и на работе. Следует помнить, что настроение и его проявление вызывают соответствующий резонанс среди окружающих - веселый человек поднимает настроение, опечаленный, озлобленный - огорчает. Одно резкое слово, одна несправедливость уже вызывают отрицательные эмоции. Нередко неправильно сложившиеся внутрисемейные отношения травмируют психику. Отрицательно сказывается на психике отсутствие психологического, комфорта на работе. В возникающих конфликтах, которыми нередко охватываются служащие, трудно сохранять самообладание и объективность. Повышенный фон эмоционального напряжения искажает у людей оценку происходящего. Даже нейтральные слова и поступки конфликтующих лиц воспринимаются неправильно. Соответственно и ответные реакции теряют объективность. Через некоторое время от начала конфликта у ряда лиц утрачивается чувство справедливости. Страдает эффективность работы, страдают люди, страдает их психика. Ключ к предупреждению таких ситуаций - повышение личной и общественной культуры общения, взаимопомощь, уважение к товарищам, доброжелательность, взаимопонимание. Это в одинаковой мере относится как к отношениям среди служащих, занимающих равное положение, так и к руководителям и подчиненным. Культура общения заключается, прежде всего, в самообладании, умении не проявлять плохого настроения, отрицательных эмоций, в такте - умении соотнести свои переживания с переживанием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать соседу. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении, создают тот необходимый положительный микроклимат на работе, который способствует хорошему настроению и щадит психику окружающих. Разумеется, в некоторых случаях, когда установлен источник зла, когда это исходит, от одного человека и воспитательные меры не приносят должного эффекта, следует освобождать коллектив от такого человека.

В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы, но контролю и тренировке подлежат не только эти принципы, но и воля, эмоции, интеллект и др. Воспитание психических функций, формирование гармоничного развития личности начинается с раннего детства. Развитие в ребенке доброты, сострадания, заботы, желания помочь больному и слабому, чувства благодарности, скромности - это воспитание и эмоциональное, и нравственное. Развитие терпения, настойчивости, умения навести порядок, организовать последовательно свои действия, стремления создавать, боязнь разрушать, умения действовать целенаправленно, имея в виду определенную задачу,- это воспитание и волевое, и нравственное. Развитие умственных способностей, их тренировка - это воспитание интеллектуальное и волевое, а высокое развитие интеллекта дает возможность правильно оценивать окружающее. По мере роста ребенка снижается влияние на него окружающей среды - человек становится, менее зависим от прямых указаний в своих решениях и поступках. В этот период возрастает роль самовоспитания, которое тем успешнее, чем более высокие нравственные устои были заложены в детстве. Самовоспитание - обязательное требование общества к своим сочленам, ибо никакое общественное воспитание не дает должных результатов без ответного стремления индивидуума сообразовывать свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения. Воспитание совершенной личности означает и воспитание психически здорового человека. Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, щадит окружающих, ему не свойствен эгоизм, жадность, стяжательство, он способен к состраданию и заботе. Эти качества обеспечивают такому человеку уважение и любовь среди окружающих. Умение правильно оценить себя и свои возможности предохраняет такого человека от ненужных и бесцельных переживаний и разочарований. Любовь к труду, добросовестность и усердие обеспечивают ему личную удовлетворенность. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения. Особое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит возникающие. Перечисленные положительные психические свойства, оцениваемые нравственными категориями, делают человека приятным для окружающих и ценным членом общества.

Психогигиена неразрывно связана с гигиеной брака и половым воспитанием. Благополучный брак немыслим без душевной чистоты, чуткости, доброты, заботливости, любви - эмоциональных и нравственных качеств, развитие и сохранение которых подразумевается психогигиеной.

Соблюдение норм психогигиены - необходимое условие не только психического, но и физического здоровья. Она предохраняет от функциональных нарушений психики (неврозов, реактивных психических состояний), психические истощения, преждевременного старения. Разумеется, нельзя говорить о психогигиене тогда, когда материальная основа психики - мозг человека - подвергается воздействию сильнодействующих и отравляющих веществ. Злоупотребление алкоголем, применение без необходимости или соответствующего медицинского контроля средств психического воздействия (успокаивающие, возбуждающие) нарушают режим сна, отдыха, работы. Исключение этих психотравмирующих факторов является обязательным требованием психогигиены.

Существенную роль в психогигиене играет психогигиена умственного труда - и психогигиена обучения. Последняя, представляет собой свод условий и правил, при которых обучение выполняется с наибольшим успехом и наименьшими потерями. Психогигиена обучения является примером гармоничного сочетания психического и физического труда. Наибольшая нагрузка в процессе учебы падает на психическую сферу, на основные психические функции: интеллектуальную, волевую, эмоциональную, а также на органы зрения и слуха. Длительное сохранение сидячей позы приводит к однообразной нагрузке на часть мышечной системы при пассивности другой ее части. Все это усугубляется возможным недостатком кислорода, связанным с пребыванием в закрытом помещении, снижением объема дыхания, вентиляции легких. Поэтому основными условиями успешной учебы являются равномерность, постепенность, разнообразие и посильность нагрузки в сочетании с разумными физическими нагрузками. Эти условия должны соблюдаться систематически, но особенно в начале обучения, когда создается правильный стереотип занятий. Чем моложе возраст, тем меньше способность к сосредоточению и выполнению однообразной работы. Ребенок подвижен, легко отвлекается. Задачи родителей и учителей сочетать эти особенности ребенка с необходимым разнообразием в процессе занятий, так, например, нельзя насильно ограничивать подвижность ребенка - нужно дать ей выход, но упорядоченный, регулярный. Через определенные промежутки времени ребенок должен попрыгать, пошуметь, после чего вернуться к урокам. Нельзя заставлять его заниматься долго одним предметом - при возрастании утомления целесообразно переключить внимание ребенка на что-либо другое, предложить сделать зарядку, прочесть стихи, спеть и т. п. Целесообразно также перемежать учебные занятия с физическими упражнениями. С годами в процессе обучения возрастет способность к однообразным и неравномерным по интенсивности занятиям. Однако следует помнить, что равномерность, разнообразие и посильность нагрузки должны соблюдаться неукоснительно. Несоблюдение равномерности в занятиях отрицательно сказывается на развитии умственных способностей. Так, избыток материала, для усвоения которого требуется только память, а не понимание, развивает память, но снижает другие умственные способности. Пропуск занятий - это не только пропуск в знаниях, но и снижение тренированности, на фоне которой даже обычная нагрузка затруднительна. Поэтому прогрессирующая утрата интереса к учебе у тех, кто плохо учится и пропускает занятия, имеет не только моральное, но и физиологическое объяснение - потеря трудоспособности вследствие натренированности. Однообразие занятий приводит к переутомлению, утрате интереса, к физической вялости, слабости. Непосильность нагрузки приводит к психическому переутомлению. Когда человек ставит перед собой задачу выше своих психических и физических возможностей, когда ребенок вынужден выполнять честолюбивые требования родителей, это приводит к плачевным результатам. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявляться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности по сравнению с соучениками. В результате могут появиться изменения характера (упрямство, зависть, злобность). Такой человек для достижения цели может использовать безнравственные средства. Обучение же с соблюдением психогигиенических норм оставило бы его здоровым и сделало полезным и уважаемым человеком.

Овладевать новыми знаниями желательно всю жизнь. Освоение смежных и дополнительных профессий полезно для развития и обогащения личности. Так же благотворно действует на личность изучение иностранного языка, приобретение новых знаний в области искусства и пр. Тренировка своих психических функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, а расширение кругозора, сферы интересов определяет полноценность духовной жизни до последних дней существования человека.

За период отдыха человек должен освободиться от действия перегрузок повседневной жизни и восстановить силы. Понятно, что перегрузки индивидуальны, поэтому вид отдыха каждый человек должен выбирать не только с учетом личных интересов, но и врачебных советов. Однако можно дать некоторые общие рекомендации. Так, для горожанина обязателен отдых на природе с соблюдением максимальной тишины. Никогда отдых не должен быть пассивным, в этом случае результатом его будет расслабленность, но не восстановление энергии. Для восстановления сил разумно соблюдать посильный и постепенно повышающийся уровень физической тренированности - от регулярной зарядки до туристических походов. Меру допустимых физических нагрузок перед отдыхом следует также согласовывать с врачом. Показателем правильно проведенного отдыха является ощущение энергии, хорошее настроение и устойчивое здоровье в последующие месяцы. Неправильный отдых может не только не восстановить силы, но привести к утрате здоровья. Основные ошибки, совершаемые людьми во время отдыха, связаны с желанием быстро «добрать», пополнить недостающее; так, северянин стремится к неразумному чрезмерному использованию солнца, ведущий сидячий образ жизни - к трудному туристическому походу. Человек, скованный строгим трудовым регламентом, стремится к чрезмерным развлечениям. Сознание «свободы» от повседневного регламента в период отдыха вызывает понятную приподнятость настроения, но в то же время некоторые недостаточно организованные лица допускают излишнюю свободу поведения. Это сопровождается сомнительными знакомствами и неконтролируемым приемом алкоголя. Следует помнить, что алкоголизм опустошает личность, поэтому прием спиртного противоречит целям отдыха. Резкая смена режима и внезапные перегрузки приводят к нежелательным, а иногда и опасным для жизни последствиям. Доказательством неправильно проведенного отдыха служит нередко наблюдаемое заболевание при возвращении к трудовым обязанностям.

Т. о., постоянное, разумное, рациональное соблюдение правил психогигиены в течение всей жизни человека при условии консультации в необходимых случаях с врачом является гарантией сохранения полноценной психической деятельности и высокого морального уровня человека в течение всей его жизни.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Фитотерапия на службе образования.

Цель: отработать навыки позитивного отношения к своей личности и научить педагогов использовать фитотерапию в повседневности.

Задачи:

  • Обучение педагогов навыкам конструктивного общения и фитотерапии.

  • Развитие коммуникативных навыков, таких как конгруэнтности, эмпатии, толерантности.

  • Воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Арт-терапия.

  • Суггестия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

Китайцы говорят: «Каждое лекарство от своей болезни, а зеленый чай - от тьмы болезней». В Китае этот напиток знают четыре тысячи лет. Черный и зеленый чай растет на одном кусте. Просто технология обработки листов разная. В её процессе черный чай приобретает много бодрящего теина, зато теряет много полезных веществ, которые сохраняются в зеленом чае.

Чем полезен зеленый чай?

  • Он выводит из организма радиоактивные вещества;

  • Помогает справляться от аллергии на шерсть, пыльцу, химикаты, пыль;

  • Хорошее профилактическое средство против рака;

  • Нормализует холестерин;

  • Уравновешивает нервную систему;

  • Снимает воспаление горла;

  • Лечит некоторые кожные заболевания (Можно применять наружно);

  • Стимулирует похудение;

  • Защищает кожу от вредных солнечных лучей;

  • Понижает давление крови;

  • Блокирует рост сахара в крови при диабете;

  • Предупреждает разрушение зубов и болезни дёсен;

  • Снижает риск пищевого отравления и улучшает пищеварение;

  • Может подавлять вирусы гриппа и ВИЧ;

  • Препятствует инфаркту миокарда;

  • Те, кто пьют зеленый чай, живут на 5-10 лет дольше других и болеют в три раза реже.

Двух-трех чашек в день в полнее достаточно, большие дозы некоторых веществ, содержащихся в зеленом чае, могут быть токсичны. Не стоит пить без оглядки пить зеленый чай гипотоникам: так как напиток - сильное мочегонное средство, может резко упасть давление.

Секреты заварки. Для заварки лучше использовать воду, прошедшею через хороший фильтр, отстоянную в течение суток или талую. Заварку кладем из расчета 1 ложка на человека. Заливаем чай горячей водой 70-80 градусов постепенно, с остановками. Чайник наполняем на 3\4, чтобы чай «дышал». Наливаем в чашку чай только из чайника, ни разбавляя и не в коем случае, не кладем сахар. Для зеленого чая вторая заварка - только благо.

- Вот другие травы от психологических проблем.

Действие, диагноз

Наименование растения

Ангина

Душица болотная, календула, ромашка, черника, шалфей, земляника лесная, смородина чёрная и другие.

Бессоница

Валериана лекарственная, капуста огородная, овёс обыкновенный, хмель обыкновенный.

Гипертоническая болезнь

Боярышник, валериана лекарственная, орех грецкий, календула, ландыш, пустырник, свёкла обыкновенная.

Мигрень

Мята перечная, липа мелколистная, пижма обыкновенная.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Власть над собой.

Цель: отработать навыки позитивного отношения к своей личности и научить педагогов мыслить позитивно и конструктивно.

Задачи:

  • Обучение педагогов навыкам позитивного мышления.

  • Развитие коммуникативных навыков, таких как конгруэнтности, эмпатии, толерантности.

  • Воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Суггестия.

  • Мозговой штурм.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

- Если вы легко смотрите на жизнь и склонны вспоминать только хорошее, то скорее всего, уверены в себе и всегда положительно настроены. Если же вы склонны поступать наоборот и постоянно мысленно возвращаетесь в тяжёлые времена, находясь в вечном сомнении, то в любой ситуации вы видете только тёмною сторону и притягиваете к себе несчастья. Постарайтесь развить в себе привычку быть счастливым, и тогда вы сможете научиться позитивно, управлять своей жизнью. Старайтесь в любой ситуации искать положительные моменты. Привыкайте думать о хорошем. Направляйте все свои силы и таланты на преумножение счастья во всём, что делаете. Иногда притворяйтесь. Ведите себя так, будто вы счастливый человек, и вы им станете.

3. Выполнение практических упражнений.

1)Упражнение «Импульс». Все участники встают в круг и по очереди передают привет в виде импульса тому, кому захотят, но для этого, чтобы было понятно, к кому идёт импульс, сначала необходимо установить зрительный контакт. Ведущий отслеживает чтобы импульс был послан каждому участнику занятия.

2)Упражнение «Дерево»: Всем участникам предлагается встать в круг, представить что тело- это дерево. «Весна, почва прогрелась под солнечными лучами. Дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Появляются почки и первые листочки (Руки медленно поднять через стороны вверх, развести в стороны и снова поднять над собой), листочки распускаются, наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох »

3)Передай движение: участникам предлагалось передать движение с закрытыми глазами от одного к другому, человек должен дотронуться до соседа от одного к другому, движение должно вернуться без изменений.

4)Упражнение « Пересядьте все те, кто…» Водящий стоит в центре круга. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, (любит делать добрые дела, считает себя лидером, фильмы ужасов, любит есть сладкое и другое.)

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, в чем, по-вашему, заключается власть над собой?

Тема: Психологические уловки повседневной жизни.

Цель: отработать навыки конструктивного общения.

Задачи:

  • Обучение педагогов навыкам конструктивного общения.

  • Развитие коммуникативных навыков, таких как конгруэнтности, эмпатии, толерантности.

  • Воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Суггестия.

  • Мозговой штурм.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Выполнение практических упражнений.

1)Упражнение «Деревянные куклы».

- Разбейтесь на пары. Сейчас один будет кукловодом, а второй - куклой. Кукловод становится за спиной у своей куклы, берёт её руки в свои и начинает двигать ими, потом он наклоняет куклу, поворачивает её. Затем меняются местами.

2)Психогеометрия. Участникам предлагалось выбрать из четырёх фигур одну (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг).

Квадрат- организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций. Треугольник- лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прямоугольник - изменчивость, непоследовательность, неопределённость, тревожность. Круг - контактность, доброжелательность, щедрость, высокая потребность в общении. Зигзаг- жажда изменений, жажда знаний, великолепная интуиция.

3) Упражнения по Арт-терапии. Нужно нарисовать полочку любого характера и изобразить на ней какой-нибудь предмет. Далее психолог интерпретировал результат. Если нарисована ваза с цветком, значит, человек любит праздники и хочет чтобы его больше любили; если нарисованы книги, то человек устал от учёбы и хочет отдохнуть; если на полочке стоят цветы в горшках и плюшевые игрушки - значит, человек любит труд и другие показатели.

4) «Идеальная планета» - это упражнение, в котором нужно нарисовать планету свей мечты с помощью простых карандашей и фломастеров. Это упражнение также направлено на идеализацию внутреннего и внешнего мира личности.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема: Способы психологической защиты как путь к здоровью.

Цель: отработать навыки позитивного отношения к своей личности и научить педагогов использовать упражнения психологической защиты в повседневности.

Задачи:

  • Обучение педагогов навыкам конструктивного общения.

  • Развитие коммуникативных навыков, таких как конгруэнтности, эмпатии, толерантности.

  • Воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Форма проведения: тренинг.

Методы работы:

  • Беседа.

  • Арт-терапия.

  • Суггестия.

Оборудование:

  • Маркерная доска, на которой написаны упражнения, которые будут выполнять участники.

  • Маркеры.

  • Бэйджики.

  • Мягкая игрушка.

  • Письменные принадлежности: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ластик.

Разработал: педагог-психолог Адарацких С.М.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение теоретического, нового материала.

Научная психология определяет психологическую защиту как систему специфических механизмов. Эти механизмы направлены на то, чтобы минимизировать отрицательные переживания, связанные с конфликтами, которые нарушают целостность личности, меняя её установки.

Существуют виды психологической защиты:

  • Избегание травмирующего источника;

  • Рационализация, т. е. человек неосознанно переводит «избыточный стресс» в «приятный стресс».

  • Вытеснение - это удаление из сознания или недопущение в него неприемлемых переживаний. Удаляется информация, которая может его активизировать. Однако мотив не может исчезнуть полностью. Оставаясь в подсознании, он требует удовлетворения, вызывая чувство внутреннего напряжения, тревоги. Все это может тяжело переживаться человеком, приводя к бессоннице, утомляемости и бессилию.

  • Сублимация - это нереализованная в силу каких-то обстоятельств энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, например в творческую активность.

  • Агрессия тоже некий способ, но не эффективный психологической защиты. Человек сдерживает своё агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому, менее сильному.

  • Интеллектуализация - это способ психологической защиты при которой человек может реагировать на угрожающую опасность бесстрастно, оценивая её как интересное явление или предмет его изучения. Например, врач может относиться к своему пациенту без эмоций, как к типичному случаю какой-либо болезни.

Преодоление - это средство выхода из травмирующей ситуации, основанное на активной попытке овладеть этой ситуацией.

Что же даёт нам силы? Таких источников, таких ресурсов очень много. Надо только уметь их разглядеть, вовремя о них вспомнить и не бояться использовать что-то новое.

  • Самый мощный вид «подпитки» известен всем, и для вас это тоже не является откровением, - это общение с людьми. Это должны быть сильные, оптимистично настроенные, объединенные общими интересами люди. Это может быть творческий вечер, объединение цветоводов, отдых на природе.

  • Не тратьте силы на недовольство собой и на борьбу с собой. Нет смысла переживать из-за того, что вы поступили не так, лучше подумать, как поступить в дальнейшем.

  • Помните о людях, которые стоят за тобой. Под тобой мощные корни, в тебе энергия этих людей. Ощути себя сильным.

  • Обращаясь за поддержкой к близким тебе людям, делитесь не тревогами и обидами, а мечтами и планами.

  • Найди внешние источники силы. Например, гуляя в лесу или парке, работая на своём участке, мы получаем такой энергетический заряд, который в значительной мере подпитывает наши силы. Сама вселенная даёт нам эту подпитку. Источником сил могут стать любимые книги и музыка, способные наполнить человека жизненной энергией, походы в картинную галерею и другое.

  • Составь перечень своих «сильных поступков», своих достижений. Мы сильны и тогда, когда верим в себя, свои возможности, когда живем убеждениями: «Я могу! У меня получится!», когда делаем дело, в котором чувствуем, себя мастером, когда берем на себя ответственность, не ожидая, что кто-то вместо нас решит нашу проблему.

  • Посмотри и попрощайся. Негативные воспоминания могут преследовать нас бесконечно. Часто мы нервничаем и даже страдаем из-за событий, которые произошли давным-давно. Не можем вырваться из плена застарелой злости, обиды, боли. Это прошлое, его уже нет, а мы живем в настоящем. Нужно сказать себе: прошлое потеряло власть надо мной! Я живу настоящим, я прощаюсь с прошлым. Я прощаю всем свои обиды и живу в сегодняшнем дне!

3. Закрепление нового материала. Мозговой штурм.

- Попробуйте разные средства психологической защиты. Придумайте ситуации и средства психологической защиты. Например: реагировать на любую неприятную ситуацию с улыбкой. В ситуации острого стресса нагружайте мышцы - это быстрая ходьба, сильно встряхивайте кистями рук, «брызгайте» воображаемой водой. Быстрее! Ещё быстрее! Кисти при этом предельно расслаблены. Боксируйте в подушку или пространство быстро и сильно. «Ха!» - дыхание. Вы словно стараетесь во что бы то ни стало «достать потолок» поднятыми вверх руками. Тянитесь сильнее, ещё сильнее. Резко опустите руки с криком «Ха!». Не убивайте в себе эгоиста, любите себя всегда.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

3. В конце курса указывается литература, которую могут использовать учителя при подготовке к урокам и которую использовал автор.

Психологическая программа «Релакс»

© 2010-2022